Решение по делу № 33-4986/2015 от 17.03.2015

Судья Л.В.Кузнецова Дело № 33-4986/15

Учет № 25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 апреля 2015 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.В.Шакирьянова,

судей Р.Э.Курмашевой, Р.Ш.Адиятуллина,

при секретаре судебного заседания Л.Н.Абдрахмановой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В.Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе Р.В.Гарипова на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года. Этим решением постановлено:

в удовлетворении заявления Р.В. Гарипова о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению Р.В.Гарипова от 6 сентября 2013 года о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязании исполнительный комитет Высокогорского муниципального района предоставить Р.В.Гарипова земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, на праве аренды для размещения производственной базы сроком на 5 лет, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав представителя Р.В.Гарипова – А.Ф.Закирову, поддержавшую апелляционную жалобу об отмене решения суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Р.В.Гарипов обратился в суд с заявлением о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка.

В обосновании требований указывается, что 06 сентября 2013 года он обратился к главе Высокогорского района РТ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 0, 35 га, расположенного в Высокогорском сельском поселении для производственной базы.

8 ноября 2013 года Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в газете «Высокогорские Вести» опубликовано объявление о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,35 га. При этом было также указано, что с заявлениями необходимо обращаться по адресу: <адрес>, тел. .....

Заявлений о предоставлении указанного земельного участка в аренду от иных лиц не поступало, в связи, с чем Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района принято решение о формировании земельного участка, постановки на государственный кадастровый учет. После чего должно было последовать принятие решения о предварительном согласовании места расположения объекта строительства, принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет.

Данный факт подтверждается публикацией объявления в газете «Высокогорские Вести» 21 марта 2014 года о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ.

16 мая 2014 года ему – Р.В.Гарипову председателем Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Х.А.А. была выдана доверенность №522 сроком на один год, которой уполномочивает его осуществить от имени Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ действия на межевание и получение межевого плана земельного участка в специализированных организациях по межеванию на основании поступившего заявления на имя главы Высокогорского района, зарегистрированного 06 сентября 2013 года №ВГ-3062 для формирования земельного участка в Высокогорском сельском поселении.

Р.В.Гариповым были выполнены все необходимые действия по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01 октября 2014 года ...., в котором отражены следующие основные сведения: кадастровый номер земельного участка ...., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, площадь 3500+/- 103 кв.м., кадастровая стоимость 1279250 руб., дополнительные сведения: характер сведения государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке), сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера сведения 02 октября 2019 года (т.е. через пять лет).

11 сентября 2014 года Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района вынесено постановление №1721 в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11июля 2002 года №514, утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 3500 кв.м., из земель категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение - для размещения производственной базы.

К указанному постановлению №1721 приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане.

24 декабря 2014 года Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района на заявление от 06 сентября 2013 года №ВГ-3062 о предоставлении земельного участка в аренду в адрес заявителя направлено письмо №07/5658, в котором указано, что в рамках соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями, в соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 17 ноября 2014 года №1-30/11922 земельный участок площадью 0,350 га с кадастровым номером .... может быть предоставлен путем проведения торгов.

Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района, принято его заявление о предоставлении земельного участка, определена процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, при этом ИК уполномочил его поставить на кадастровый учет земельный участок. В отношении предоставляемого земельного участка им выполнены действия по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет за свой счет. Учитывая, что срок аренды земельного участка установлен 5лет, сведения о земельном участке в кадастровом паспорте указаны временные. Исполнительным комитетом результаты выбора земельного участка надлежащим образом оформлены с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка.

Соответственно, непринятие заинтересованным лицом решения о предоставлении земельного участка в аренду по заявлению от <дата>, он считает незаконным бездействием, нарушающим его права.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 254 - 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р.В.Гарипов просил: признать действия (бездействия) Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по его заявлению от 6 сентября 2013 года о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконным, обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района предоставить ему - Р.В.Гарипову земельный участок кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> на праве аренды для размещения производственной базы сроком на 5 лет.

На судебное заседание представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ не явился, извещен надлежащем образом.

Суд, отказав в удовлетворении иска, принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе Р.В.Гарипова ставится вопрос об отмене решения.

При этом указывается, что дело судом рассмотрено с нарушением норм материального, процессуального права.

Так, судом не учтено, что его заявление принято по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов.

Суду, следовало принять во внимание и то, что ему информация о предоставлении земельного участка путем проведения торгов была направлена после выполнения им действий по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет.

На заседании суда апелляционной инстанции представитель Р.В.Гарипова – А.Ф.Закирова доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.

Представитель Исполнительного комитета Высокогорского района РТ на судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

В соответствии со ст.ст. 5, 11, 29 и 32.1 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и принимают при этом решения.

Порядок предоставления земельных участков для строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1 ст.30 ЗК РФ).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Судом первой инстанции установлено, что 6 сентября 2013 года Р.В.Гарипов обратился к главе Высокогорского муниципального района РТ с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 0,35 га в аренду по адресу: Высокогорское сельское поселение для целей использования - производственной базы.

Заявление Р.В.Гарипова принято к рассмотрению, порядок предоставления установлен путем опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, во исполнении чего 8 ноября 2013 года в газете «Высокогорские вести» опубликована информация, а затем 21 марта 2014 года.

16 мая 2014 года председателем Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Х.А.А. выдана доверенность №522 Р.А.Гарипову, которой уполномочивает его осуществить от имени Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ действия на межевание и получение межевого плана земельного участка в специализированных организациях по межеванию на основании поступившего заявления на имя главы Высокогорского района, зарегистрированного 06 сентября 2013 года №ВГ-3062 для формирования земельного участка в Высокогорском сельском поселении.

11 сентября 2014 года Исполнительным комитетом утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка.

1 октября 2014 года получен кадастровый паспорт земельного участка .....

24 декабря 2014 года Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района на заявление от 06 сентября 2013 года №ВГ-3062 о предоставлении земельного участка в аренду Р.В.Гарипову письмом за №07/5658, сообщено, что в рамках соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями, в соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 17 ноября 2014 года №1-30/11922 земельный участок площадью 0,350 га с кадастровым номером <адрес> может быть предоставлен путем проведения торгов.

Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка. Первоначальным этапом принятию решения о предоставлении земельного участка является проведение работ по формированию земельного участка. Затем уполномоченный орган принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикует сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, опубликованию подлежит сообщение о предоставлении сформированного земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

Судом первой инстанции правильно установлено, что на момент публикации информации в газете, земельный участок не был сформирован.

Так, информация в газете о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, опубликована 8 ноября 2013 года и 21марта 2014 года. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет только 1октября 2014 года. Согласно постановлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от 11 сентября 2009 года №1721 утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 3500 кв.м., из земель категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение.

В публикациях же в газете указано, что категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

При отсутствии в газете конкретного места положения участка, как обоснованно об этом указывается и в решении суда первой инстанции, невозможно однозначно идентифицировать земельный участок, о котором заявлено в опубликованном объявлении в газете, что свидетельствует о том, что при публикации также не были обеспечены принципы открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 1.1. ст.30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с п. 1.2. ст.30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от 30 июня 2014 года №1261, постановлено: 3.2. Осуществлять предоставление в аренду незастроенных земельных участков, для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков на торгах.

Данное постановление принято в целях обеспечения оборота земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Высокогорский район Республика Татарстан и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №808 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 №1053, от 15.09.2011 №776) «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», предотвращения коррупции при распоряжении земельными участками, сокращения излишней волокиты при оформлении прав на земельные участки, пополнения доходной части бюджета.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка тем или иным способом является исключительной прерогативой исполнительного органа местного самоуправления.

Суд первой инстанции правильно разъяснил, что заявитель не лишен права на получение спорного участка с соблюдением процедуры его предоставления в общем порядке по итогам проведения аукциона.

Решение вопроса о предоставлении земельного участка согласно ст.ст. 11, 29 ЗК РФ и ст. 5, 32.1 ЗК РТ относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, как и суд первой инстанции, считает, что решение о предоставлении Р.В.Гарипову земельного участка путем проведения торгов, принятое руководителем исполнительного комитета в соответствии с регламентом предоставления земельных участков, утвержденным Исполкомом Высокогорского района РТ, является законным, соответствует требованиям действующего земельного законодательства, оно в пределах компетенции должностного лица.

Суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных обстоятельств, установленных действующим законодательством, правильно отметил, что суды не осуществляют управление и распоряжение земельными участками и поэтому не могут обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ предоставить Р.В.Гарипову в аренду земельный участок.

Приняв во внимание все выше изложенное судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что оснований для признания действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению Р.В.Гарипова от 6 сентября 2013 года о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязания исполнительный комитет Высокогорского муниципального района предоставить Р.В.Гарипову земельный участок с кадастровым номером .... на праве аренды для размещения производственной базы сроком на 5 лет, не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проверив доводы сторон, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принял основанное на законе решение.

При таких данных с доводами апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении дела не учтено, что его - Р.В.Гарипова заявление принято по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, согласиться нельзя.

Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.В.Гарипова – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи

33-4986/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гарипов Р.В.
Другие
ИК Высокогорского района РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Шакирьянов Р.В.
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
06.04.2015Судебное заседание
10.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015Передано в экспедицию
06.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее