Решение по делу № 2а-4979/2019 ~ М-4901/2019 от 13.09.2019

дело №2а-4979/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 11 октября 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Эркеновой Ю.Б., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сернурскогорайона Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

прокурорСернурскогорайона Республики Марий Элобратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в котором просил признать информацию, размещенную на <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Параньгинского района Республики Марий Эл в ходе проверки установлено, что на сайте в сети <данные изъяты> информация о продаже книги <данные изъяты>). Указанный материал решением Кировского районного суда г. Уфы 24 марта 2010 года признан экстремистским. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь сети «Интернет».

ООО«Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» не обладает информацией о данных администратора доменного имени <данные изъяты>, а также иной информацией о данном доменном имени.

Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик в установленный срок возражения против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не направил.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства на основании главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Количество лиц, права которых нарушаются в результате распространения запрещенной информации, не является постоянным, и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены, следовательно, исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 30 марта 1995 года № 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи»Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в Женеве 22 декабря 1992 года.

Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.

Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗот 27 июля 2006 года №149-ФЗ) информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Согласно части 13 статьи 2 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Статьей 15 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Согласно пункту 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации. Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации. Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов. Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке (статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ от 25июля 2002 года № 114-ФЗ)).

В соответствии со статьей 1 ФЗ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В силу статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах ребенка являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 июля 2013 года №1035-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части 3 статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистскимзаконодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

По делам о признании информации - сайта в сети «Интернет» экстремистским материалом и запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания соответствующего Интернет-сайта экстремистским материалом и признания его запрещенной информацией, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Сернурского района Республики Марий Эл проверки выявлен сайт <данные изъяты>, на котором в свободном доступе для неограниченного числе абонентов сети «Интернет» размещена информация с предложением покупки книги А<данные изъяты>).Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь сети «Интернет».

ООО«Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» не обладает информацией о данных администратора доменного имени <данные изъяты>, а также иной информацией о данном доменном имени.

Решением Кировского районного суда г.Уфы от 24 марта 2010года данный материал признан экстремистским.

В соответствии с пунктами 3 и 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012года №1101, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент проверки указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр, в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Таким образом, информация с предложением покупки книги «<данные изъяты>) распространяется на сайте с нарушением требований законодательства.

В соответствии со статьей 9 ФЗ 27 июля 2006 года № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 статьи 15.1 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, разъяснено, что в отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в пункте 1 части 5 статьи 15.1ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (статьи 19, 22 КАС РФ).

С учетом вышеизложенного, ответчиком по данному делу является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

признать информацию, размещенную на Интернет-странице: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ю.Б. Эркенова

2а-4979/2019 ~ М-4901/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сернурского района Республики Марий Эл
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Эркенова Юлия Борисовна
13.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
16.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.10.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее