РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2019 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Дзержинского, 4
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
истца Бастрикова О.Б.,
представителя ответчика управления образования администрации г.Ачинска – Винниковой Н.М., действующей на основании доверенности от 16 июля 2018 года, сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бастрикова О. Б. к управлению образования о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бастриков О.Б. обратился в суд с иском к управлению образования администрации г. Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, на основании трудового договора № 88/08 от 29 декабря 2008 года он работает у ответчика в качестве №. Согласно расчетным листкам за период с сентября 2018 года по май 2019 года его оплата труда состояла из оклада в размере 2971,00 руб., персональной выплаты 20%, оплаты за вредность 4%, компенсации за стаж 40%, за интенсивность труда 30%, надбавки за особый режим работы 170%, за классность 10%, доплаты за работу в ночное время и праздничные дни. Считает, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ в указанный период доплата за работу в ночное время, в праздничные дни и за расширение зоны обслуживания подлежала исчислению, исходя из установленного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), поскольку указанные выплаты, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, исчисляемой с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды и другое. В связи с указанными обстоятельствами просил взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную заработную плату за период с сентября 2018 года по мая 2019 года, согласно представленному расчету в общем размере 54395,66 руб., в том числе за работу в праздничные дни – 6361,76 руб., за работу в ночные часы – 17732,24 руб., за расширение зоны обслуживания – 25801,66 руб., компенсацию морального вреда за нарушение его трудовых прав в размере 2000,00 руб. и судебные расходы в сумме 2500,00 руб. (л.д.2-9).
В судебном заседании истец Бастриков О.Б. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика управления образования администрации г. Ачинска Винникова Н.М. в судебном заседании по иску возражала, суду пояснила, что Бастриков О.Б. работает в управление образования администрации г. Ачинска с 2008 года в должности №. Истец просит произвести оплату из расчета МРОТ, однако он не является получателем данной доплаты, так как его ежемесячная заработная плата превышает установленные минимальный размер оплаты труда, что подтверждается расчетными листками за спорный период. В управлении образования г. Ачинска заработная плата начисляется и выплачивается в соответствии с внутренними нормативными документами: коллективным договором на 2017-2019 года, положением о системе оплаты труда работников, не являющихся муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности. Расчет заработной платы, представленный истцом рассчитан исходя из МРОТ, а не от должностного оклада, и является неверным, так как размер минимальной оплаты труда не является должностным окладом работника. Согласно расчетным листкам и табелю учета рабочего времени за спорный период доплаты за ночные, праздничные часы и за расширение зон обслуживания были начислены и выплачены в соответствии с нормативными документами Управления образования администрации г. Ачинска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Бастрикова О.Б. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
На основании ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Как следует из материалов дела, согласно приказу от 29 декабря 2008 года № 178-Л и трудовому договору от 29 декабря 2008 года № 88/08 Бастриков О.Б. был принят на работу в управление образования администрации г. Ачинска в №, на неопределенный срок.
Разделом 5 трудового договора Бастрикову О.Б. установлена заработная плата в размере: должностного оклада – 1603,00 руб. в месяц, а также дополнительные выплаты: стимулирующего характера; компенсационного характера - районный коэффициент в размере 30% и надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Красноярского края - 30%.
Дополнительным соглашением № 6 от 09 января 2017 года к трудовому договору Бастрикову О.Б. установлена система оплаты труда в соответствии с положением об оплате труда работников управления образования администрации города, не являющихся муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности от 30 декабря 2016 года, в соответствии с которым должностной оклад устанавливается в размере 2857,00 руб. в месяц; установлены компенсационные ежемесячные выплаты: надбавка за опыт работы в бюджетной сфере – 40%, размер изменяется в зависимости от стажа работы в бюджетной сфере и устанавливается приказом начальника управления образования; надбавка за работу с вредными условиями труда – 4%; за классность – 10%; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями – 30%, назначаются приказом управления образования при приеме на работу, изменяется в зависимости от стажа работы в этой местности и устанавливается приказом по управлению образования; районный коэффициент – 30%; установлены персональные выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы - 170%; выплаты за интенсивность труда и высокие результаты работы - 30%. Также, работнику за общие результаты труда (в качестве поощрения) подлежат выплате иные персональные выплаты и выплаты стимулирующего характера.
Коллективным договором на 2017-2019 года, предусмотрено, что оплата труда, выплата премий, надбавок, доплат, материальной помощи работникам структурных подразделений управления образования (кроме муниципальных служащих) осуществляется в соответствии с положением об оплате труда работников структурных подразделений управления образования, не отнесенных к должностям муниципальной службы, которое утверждается приказом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (п. 7.1 коллективного договора).
Согласно п. 3.1 положению о системе оплаты труда работников управления образования администрации города Ачинска, не являющихся муниципальными служащими и лицами, занимающими муниципальные должности выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к установленному окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.
Работникам управления образования выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время устанавливаются в размере 35% части оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, работе в условиях ненормированного рабочего дня и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 3.2 положения).
Выплаты компенсационного характера и их размер работникам учреждений за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливаются в соответствии с Трудовым законодательством РФ по соглашению сторон, максимальными размерами не ограничивается (п. 3.4 положения).
Выплаты компенсационного характера за работу в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливается работникам управления образования и выплачивается в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ, получающим должностной оклад: – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику за день или час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетов всех видов доплат, установленных работнику за день или час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В случае, если работнику, работающему в выходной или нерабочий праздничный день, по его желанию предоставлен другой день отдыха, оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в одинарном размере дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику (п. 3.6 положения).
Разделом 7 положения определен порядок начисления заработной платы при расширении зон обслуживания, увеличении объема работ с учетом положений ст. 151 Трудового кодекса РФ, которым доплата устанавливается в твердо денежной сумме, либо в процентах к установленному окладу (должностному окладу), в размере по соглашению сторон.
Приложением № 1 к Положению о системе оплаты труда работников для водителей установлен минимальный размер должностного оклада – 2971,00 руб. в месяц.
В соответствии с приказом № 428-к от 14 сентября 2018 года в связи с началом отопительного сезона истец был переведен с 08.00 час. 13 сентября 2018 года на сменный 12-часовой рабочий график, с установлением доплаты в размере 25% должностного оклада за выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей (выполнение сантехнических работ).
На основании приказа № 167-к от 17 мая 2019 года об окончании отопительного периода, с 23 мая 2019 года Бастриков О.Б. переведен со сменного графика на 40-часовую рабочую неделю, доплата в размере 25% должностного оклада отменена.
Из представленных расчетных листков и табелей учета рабочего времени за период с сентября 2018 года по май 2019 года следует, что в спорный период истец имел отработанные часы в ночное время и нерабочие праздничные дни, а также за расширение зоны обслуживания, оплата за которые произведена работодателем в повышенном размере в соответствии с Трудовым кодексом РФ и действовавшими локально-нормативными актами ответчика, что подтверждается также представленным ответчиком расчетом.
В сентябре 2018 года при норме рабочего времени 160 час. истцом 32 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 160 час. (норма) ? 32 час. (факт) ? 35% = 207,97 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания за период с 14 сентября 2018 года по 30 сентября 2019 года в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) / 18 дн. (норма) ? 11 дн. (факт) ? 25% = 408,52 руб.
В октябре 2018 года при норме рабочего времени 184 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 184 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 361,69 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В ноябре 2018 года при норме рабочего времени 168 час. истцом 50 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 168 час. (норма) ? 50 час. (факт) ? 35% = 309,48 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.; начислена доплата за 11 час. работы в нерабочий праздничный день истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 168 час. (норма) ? 7 час. (факт) = 194,53 руб.
В декабре 2018 года при норме рабочего времени 167 час. истцом 62 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 167 час. (норма) ? 62 час. (факт) ? 35% = 386,05 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В январе 2019 года при норме рабочего времени 136 час. истцом 46 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 136 час. (норма) ? 46 час. (факт) ? 35% = 351,71 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 1720,00 руб. (оклад за 11 рабочих дней) ? 25% = 430,01 руб.; начислено за 28 час. работы в нерабочие праздничные дни истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 136 час. (норма) ? 28 час. (факт) = 611,68 руб. и начислено за 16 час. за работу в ночное время в праздничный день в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 136 час. (норма) ? 16 час. (факт) = 349,53 руб.
В феврале 2019 года при норме рабочего времени 159 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 418,56 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В марте 2019 года при норме рабочего времени 159 час. истцом 58 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 58 час. (факт) ? 35% = 379,32 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб., начислено за 1 час. работы в нерабочий праздничный день истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 1 час. (факт) = 18,69 руб. и начислено за 6 час. за работу в ночное время в праздничный день в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 6 час. (факт) = 112,11 руб.
В апреле 2019 года при норме рабочего времени 175 час. истцом 54 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 175 час. (норма) ? 54 час. (факт) ? 35% = 320,87 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2971,00 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В мае 2019 года при норме рабочего времени 143 час. истцом 48 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2971,00 руб. (оклад) / 143 час. (норма) ? 48 час. (факт) ? 35% = 349,04 руб.; начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2362,87 руб. (оклад за 15 отработанных дней) ? 25% = 508,20 руб.; начислено за 4 час. работы в нерабочий праздничный день истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 143 час. (норма) ? 4 час. (факт) = 83,10 руб. и начислено за 4 час. за работу в ночное время в праздничный день в сумме: 2971,00 руб. (оклад) / 143 час. (норма) ? 4 час. (факт) = 83,10 руб.
На указанные суммы истцу были начислены районный коэффициент и северная надбавка в размере по 30%, выплата произведена за вычетом НДФЛ 13%, что отражено в расчетных листках.
Таким образом, начисление истцу в спорный период доплат за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни и за расширение зоны обслуживание в размере, установленном локально-нормативными актами работодателя и соглашением с работником, соответствует требованиям трудового законодательства. Доводы истца о необходимости исчисления названных доплат, исходя из размера МРОТ, основаны на неверном толковании нормы закона.
Как отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П, положения статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Бастрикова О.Б. к управлению образования администрации г. Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бастрикова О. Б. к Управлению образования о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова