Решение в окончательной форме изготовлено 31 августа 2018 года
Дело № 2-685/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
Свердловской области 27 августа 2018 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Подкиной Е.Д., при секретаре Куткиной А.В.,
с участием представителя истца Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Быковой С.С.,
лица, в отношении которого подано заявление, Колпаковой А.В.,
ответчика Индивидуального предпринимателя Халеминой Р.Г.,
государственного органа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах в лице представителя Петрашовой Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах Колпаковой А. В., к Индивидуальному предпринимателю Халеминой Р. Г. о защите санитарно-эпидемиологического благополучия,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Колпаковой А.В. с иском к Индивидуальному предпринимателю Халеминой Р. Г. (далее - ИП Халемина Р.Г.) с требованием об обязании ответчика удалить контейнеры для сбора и вывоза твердых отходов №№ 1486 и 1487, расположенные между домами №№ и № по <адрес>.
Заявитель в обоснование иска указал на то, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Колпаковой А.В. о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при установке контейнеров для сбора отходов предприятия общественного питания кафе «Аура» и «Раут» ИП Халеминой Р.Г. между домами №№ и № по <адрес> в ходе которой установлено, что ИП Халемина Р.Г. осуществляет деятельность по предоставлению услуг общественного питания в кафе «Аура» и «Раут», расположенных по адресу: <адрес>. На основании договора оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению (утилизации) отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ИП Халеминой Р.Г. и ООО «Региональная энергетическая компания», ИП Халеминой Р.Г. переданы 2 контейнера под №№ и № Согласно заявке абонента место расположения данных контейнеров – <адрес>. Фактически мусорные контейнеры №№ и № используемые ИП Халеминой Р.Г. для сбора и вывоза твёрдых отходов предприятия общественного питания, расположены не на территории предприятий общественного питания кафе «Аура» и «Раут» по адресу: <адрес>, а на чётной стороне <адрес>, между жилыми домами №№ и №, при этом расстояние от мусорных баков до жилого <адрес> составляет 19,8 метров, а до жилого <адрес>,6 метров. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Колпаковой А.В. Таким образом, санитарно-эпидемиологические нормы, предусмотренные СП 2.3.6.1079-01 при установке мусорных контейнеров ИП Халеминой Р.Г., осуществляющей деятельность в сфере общественного питания, не соблюдены, а, следовательно, нарушено право Колпаковой А.В. на благоприятную окружающую среду. Мусорные контейнеры №№ и № используемые ИП Халеминой Р.Г. для сбора и вывоза твёрдых отходов, расположенные между домами №№ и № по <адрес>, подлежат удалению с указанного места расположения.
Лицо, в отношении которого подано заявление, Колпакова А.В. в судебном заседании на удовлетворении иска наставала, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>, фактически она проживает по адресу: <адрес>. Ответчик ИП Халемина Р.Г., осуществляющая предпринимательскую деятельность в кафе «Аура» и «Раут», расположенных по адресу: <адрес>, разместила мусорные контейнеры для сбора твердых отходов между домами №№ и № по <адрес> с нарушением действующих санитарных правил, в связи с чем нарушается ее право на благоприятную окружающую среду.
Ответчик ИП Халемина Р.Г. в судебном заседании исковые требования Прокурора не признала, указав в возражение на то, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства при установке контейнеров для сбора отходов предприятия общественного питания кафе «Аура» и «Раут» ею не нарушены. В связи с тем, что автомобиль-манипулятор не мог подъехать на указанное в заявке место, мусорные баки были перемещены и установлены через дорогу между домами №№ и № по <адрес>.
Представитель третьего лица Администрации МО Алапаевское Зотеев Р.С. в судебное заседание не явился, как следует из предыдущих судебных заседаний и письменного отзыва, возражал против удовлетворения исковых требований Прокурора, указав в возражение на то, что 11.05.2018 в Администрацию МО Алапаевское поступило представление Алапаевского городского прокурора об устранении нарушений закона в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при установке контейнеров для сбора отходов предприятия общественного питания кафе «Аура и кафе «Раут» ИП Халеминой Р.Г. между домами №№ и № по <адрес>, в связи с чем была проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что в октябре 2017 года в <адрес> через дорогу от кафе «Аура» и «Раут» по <адрес> (между домами №№ и № по <адрес>) были установлены 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов. В связи со сложившейся застройкой, не предусматривающей размещение контейнерных площадок, а также невозможности выгрузки отходов из контейнеров в специализированный транспорт при помощи манипулятора, расположенного с правой стороны автомобиля, место для установки контейнеров для сбора отходов на территории кафе «Аура» и «Раут» (<адрес>) было определено совместно с и.о. главы Нижнесинячихинской сельской администрации за границами земельного участка данных объектов. Действие СанПиН 2.3.6.1079 распространяется на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, следовательно, в п. 2.6. речь идет о территории объекта общественного питания, а не о территории населенного пункта. В данном случае, контейнеры установлены на территории населенного пункта, а не на территории объекта общественного питания, поэтому, действие СанПиНа 2.3.6.1079 в данном случае не применяется, а применяются нормы, установленные СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Проверки по вопросу размещения данных контейнеров проводились неоднократно. По результатам проверки Роспотребнадзором дан ответ от 08.02.2018 г. № 01-02-03-08/480 о том, что место размещения контейнерной площадки для сбора ТБО, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Контейнеры постоянно перемещаются, т.к. границы контейнерной площадки не определены. Точное место размещения контейнеров определить невозможно, так как площадка еще не обустроена. В процессе выгрузки отходов из контейнеров место меняется (ближе или дальше от границы дорожного полотна), манипулятором установить контейнер на тоже место невозможно, в связи, с чем контейнеры сдвигаются. В зимний период автомобильная дорога от снега очищается техникой, образуется навал, в результате чего контейнеры были сдвинуты на большее расстояние. Так, точной методики проведения замеров расстояния от жилых домов до контейнерных площадок не установлено. Каким образом измерять расстояние, неизвестно: до стены дома, либо до угла дома, либо до окна жилого помещения. В зимний период измерить расстояние от контейнеров до ближайших жилых домов невозможно из-за наличия сугробов и навала снега. В жилом <адрес> никто не проживает. В <адрес> проживает ФИО11 В <адрес>А по <адрес> проживают ФИО12, Колпакова А.В., расстояние от контейнерной площадки до их дома составляет более 25 метров. В октябре 2017 года расстояние составляло: до <адрес> - 20,6 м; до <адрес> - 20,7 м (в этом доме никто не проживает); до <адрес>А <адрес> - более 25 метров (в этом доме проживают ФИО12, Колпакова А.В.). В ходе проверки, проводимой Алапаевской городской прокуратурой (апрель 2018 года), проведены замеры и установлено следующее расстояние: до <адрес> - 19,6 м; до <адрес> - 19,8 м. Контейнеры в период с октября 2017 года по апрель 2018 года перемещались, замеры проводились разными способами, приборами, не прошедшими поверку. Расхождения незначительные. Фактическое расстояние до жилого <адрес>А по <адрес> в с. Нижняя Синячиха, в котором проживают ФИО12, Колпакова А.В., составляет более 25 метров. Размещение данных контейнеров согласовано с Роспотребнадзором, и на основании ответа № от ДД.ММ.ГГГГ размещение контейнерной площадки для сбора ТКО, расположенной по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Представитель государственного органа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах Петрашова Е.В. в судебном заседании в устном заключении полагала, что в удовлетворении иска Прокурора следует отказать, так как согласно санитарным правилам, расстояния от жилых домов до контейнерных площадок соблюдены.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск Прокурора, подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов гражданского дела, Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Колпаковой А.В. о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при установке контейнеров для сбора отходов предприятия общественного питания кафе «Аура» и «Раут» ИП Халеминой Р.Г. между домами №№ и № по <адрес>
Согласно п. 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается ответчиком, что кафе «Аура» и «Раут», расположенные на земельном участке с кадастровым номером 66:01:2401001:150 по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Халеминой Р.Г., что следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, являются предприятиями общественного питания. Деятельность по оказанию населению услуг общественного питания в данных кафе осуществляет ИП Халемина Р.Г.
На основании договора оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению (утилизации) отходов № 121_17Т от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП Халеминой Р.Г. и ООО «Региональная энергетическая компания», ИП Халеминой Р.Г. переданы два контейнера под №№ и №. В вышеуказанных мусорных баках складируются отходы предприятий общественного питания - кафе, что также ответчиком не оспаривается.
Согласно заявке абонента от 23.08.2017 года, месторасположение данных контейнеров – <адрес>, то есть территория предприятий питания «Аура» и «Раут».
В то же время, как следует из пояснений сторон, в связи с тем, что автомобиль-манипулятор не может подъехать на указанное в заявке место, мусорные баки были перемещены ИП Халеминой Р.Г. самостоятельно и установлены через дорогу между домами №№ и № по <адрес>. При этом, изменения в заявку абонента, являющуюся Приложением № 1 к договору № 121_17Т от ДД.ММ.ГГГГ, не вносились.
Согласно пояснений сторон, 01.02.2018 года (вх. №) в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске, Алапаевском, Артёмовском и Режевском районах поступило письменное обращение от ИП Халеминой Р.Г. о согласовании плана размещения контейнерной площадки по сбору твёрдых бытовых отходов в <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, Халемина Р.Г. предоставила графические материалы Отдела строительства и архитектуры МО Алапаевское, а также указание на место расположения контейнерной площадки, контейнеры для сбора ТБО на которой ею были установлены самостоятельно. Несмотря на установленное договором оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению (утилизации) отходов № 121_17Т от ДД.ММ.ГГГГ, на схеме, предоставленной для согласования, ИП Халеминой Р.Г. было указано другое место расположения контейнеров - между домами №№ и № по <адрес>.
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске, Алапаевском, Артёмовском и Режевском районах № от ДД.ММ.ГГГГ, место размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СапПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В соответствии с вводной частью «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населённых мест» Правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населённых мест, также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчинённости.
В соответствии с п. 1.4 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» данные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП Халемина Р.Г. не является организацией, контролирующей санитарное содержание территорий населённых мест, ее деятельность не связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, не относится к органам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Кроме того, ИП Халемина Р.Г., осуществляя предпринимательскую деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, не является организацией, несущей ответственность за санитарное содержание территории между домами №№ и № по <адрес>, так как данная территория ей не подведомственна.
Отсюда следует, что ИП Халемина Р.Г. не относится к субъектам, которые в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 должны согласовывать размещение мест временного хранения отходов на жилой территории с районными санэпидстанциями.
В соответствии с п. 2.6 Санитарных Правил (СП) 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, для сбора мусора и пищевых отходов на территории следует предусмотреть раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадка мусоросборников располагается на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха. Данный СанПиН устанавливает, что мусорные контейнеры должны быть установлены только на территории предприятия общественного питания.
Как видно из плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из спутниковой фотографии публичной кадастровой карты, на территории данного земельного участка достаточно места для размещения мусорных контейнеров, сведений об обратном в судебном заседании ответчиком не представлено.
Как следует из предоставленного ИП Халеминой Р.Г. протокола заседания комиссии по размещению контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов в <адрес>, от 03.08.2018 года, место установки контейнера определено на землях общего пользования в <адрес>, напротив дома № № по четной стороне, между домами №№ и №, согласно ситуационного плана территории <адрес>.
В то же время, в соответствии с Распоряжением Главы Администрации МО Алапаевское № 137-р от 01.08.2018 года вышеуказанная комиссия создана в целях объективного рассмотрения настоящего гражданского дела.
Из текста протокола заседания комиссии от 03.08.2018 года следует, что комиссия при решении вопроса о согласовании места установки контейнеров для сбора мусора руководствуется п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Правила содержания территорий населённых мест». Однако, данные Правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
ИП Халемина Р.Г. ни к одному из перечисленных субъектов не относится.
Также из текста протокола следует, что комиссия руководствовалась и требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», в соответствии с п. 1.4 которых данные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
ИП Халемина Р.Г. к данным субъектам также не относится. В то же время, сам по себе протокол не может быть расценен как акт согласования места расположения контейнеров для сбора мусора.
Так, в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим факт согласования места временного хранения отходов, является именно акт, утверждённый исполкомом местного совета народных депутатов, в настоящее время - Администрацией МО Алапаевское в лице Главы. Кроме того, как следует из буквального смысла п. 2.2.3, комиссия не определяет место расположения контейнера, а устанавливает допустимые расстояния от мест временного хранения отходов до жилых зданий. Из протокола следует, что допустимые расстояния комиссией не устанавливались, протокол не утверждён Главой Администрации МО Алапаевское. При этом, вопреки требованиям п. 2.2.3 в состав комиссии не был включён представитель жилищно-эксплуатационной организации, то есть организации, контролирующей санитарное содержание территорий населенных мест, и несущей ответственность за санитарное содержание подведомственных ей территорий и сооружений, независимо от их подчиненности, на которую и распространяется действие СанПин 42-128-4690-88 «Правила содержания территорий населённых мест».
Из протокола следует, что расстояние от контейнеров до ближайших жилых домов соответствует требованиям СанПин 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10 и составляет не менее 20 метров, что не соответствует действительности, так как согласно акту от 08 мая 2018 года, составленному представителем Алапаевской городской прокуратуры в ходе проведения замеров на месте расположения контейнеров, фактически расстояние от мусорных контейнеров №№ и №, используемых ИП Халеминой Р.Г. для сбора и вывоза твёрдых отходов предприятия общественного питания, до жилого дома № № по <адрес> составляет 19,8 метров, а до жилого дома № по <адрес> 19,6 метров.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Колпаковой Алёне В..
Таким образом, санитарно-эпидемиологические нормы, предусмотренные СП 2.3.6.1079-01 при установке мусорных контейнеров ИП Халеминой Р.Г., осуществляющей деятельность в сфере общественного питания, не соблюдены, и, следовательно, нарушено право Колпаковой А.В. на благоприятную окружающую среду. Мусорные контейнеры №№ и №, используемые ИП Халеминой Р.Г. для сбора и вывоза твёрдых отходов, расположенные между домами №№ и № по <адрес>, подлежат удалению с указанного места расположения.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
При подаче иска Роспотребнадзор в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Требования Прокурора удовлетворены, поэтому с ответчика ИП Халеминой Р.Г. в пользу федерального бюджета подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах Колпаковой А. В., к Индивидуальному предпринимателю Халеминой Р. Г. о защите санитарно-эпидемиологического благополучия, удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя Халемину Р. Г. удалить контейнеры для сбора и вывоза твердых отходов №№ и № расположенные между домами №№ и № по <адрес>
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Халеминой Р. Г. в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Алапаевский городской суд.
Судья: Е.Д. Подкина