Решение по делу № 2а-3398/2018 ~ М-3185/2018 от 08.08.2018

2а-3398/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Пермь 4 сентября 2018 года     

    

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

Федерального судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Чунихиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000,00 рублей (взыскатель Пономарева Е.В.),

У С Т А Н О В И Л :

Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование своих требований, что в адрес Правительства Пермского края поступило постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем МО по ИОИ РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение требований исполнительного документа о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., взыскатель: Пономарева Е.В.

ДД.ММ.ГГГГ приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа по делу Пономаревой Е.В., выданного Ленинским районным судом г. Перми, предмет исполнения: обязать Правительство Пермского края предоставить Пономаревой Е.В. по договору найма специализированного жилого фонда, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней.

Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г № 11946-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.

ДД.ММ.ГГГГ. года был заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми и Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ г. жилые помещения были переданы покупателю в соответствии с актами приемки-передачи жилых помещений.

     Министерство строительства и архитектуры Пермского края вынесло приказ от ДД.ММ.ГГГГ о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Пермского края.

Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ Пономаревой Е.В. было предоставлено жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ с Пономаревой Е.В. был заключен договор найма жилого помещения дс.

Исполнительное производство было окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Правительство не бездействовало, а предпринимало все необходимые меры для исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми. В настоящее время решение суда исполнено, жилье взыскателю предоставлено.

    В силу обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в пятидневный срок, указанных в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ввиду длительной процедуры формирований специализированного жилищного фонда в связи с конкурсными процедурами в соответствии с 44-ФЗ и строительством объектов; считает, что вина Правительства в неисполнении решения Ленинского районного суда г. Перми отсутствует.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Федеральным Законом "Об исполнительном производстве", установлено, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.

Основными условиями применения исполнительского сбора являются: неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.

Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

требования исполнительного документа должником не исполнены;

должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;

должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет суда или нотариуса и др.).

На основании изложенного Правительство полагает, что вина в не предоставлении жилого помещения в установленные сроки, отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений был заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены. Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации. Правительство представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а так же представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ.

Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В настоящее время решение суда исполнено, исполнительное производство окончено.

На основании изложенного, просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей (л.д.2-4)

    Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения иска надлежащим образом.

    Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, просят рассмотреть заявленные требования без их участия.

    Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 6,14 КАС РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

    Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

В силу положений статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном, производстве" суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

В силу ч.3 ст.363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Из совокупности содержания приведенных нормативных положений следует, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, и поэтому отношения сторон, связанные со взысканием исполнительского сбора, носят публичный характер.

Таким образом, спор об освобождении от взыскания исполнительского сбора является частноправовым, в связи с чем подлежит разрешению в соответствии с положениями КАС РФ, регулирующими порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.          Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. по делу на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Пономаревой Е. В. благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Перми на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В порядке исполнения указанного решения выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ (материалы исполнительного производства -ИП).

На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней (л.д.9). Постановление получено Правительством Пермского края ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу – исполнителю от Правительства Пермского края была направлена информация о том, что исполнить решение суда, предоставить Пономаревой Е.В. помещение и заключить договор найма специализированного жилищного фонда в 5-дневный срок не представляется возможным, поскольку свободное жилье, которое можно предоставить взыскателю, отсутствует.

Таким образом, должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Ленинского районного суда г. Перми.

ДД.ММ.ГГГГ г. СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника Правительства Пермского края по исполнительному производству -ИП (л.д.8).

    В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

    Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить Пономаревой Е.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от его территориального расположения.

Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.

Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:

3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;

3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;

3.2.3. строительство многоквартирных домов;

3.2.4. строительство жилых домов.

    ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края и ООО «Торговый дом «Пермского завода теплоизоляционных изделий» был заключен государственный контракт № Ф.2015.513034 о приобретении 100 жилых помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес>(л.д. 12-18).

    ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Пермского края вынесло приказ № СЭД-35-04-33-18 о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд (л.д.20-22).

ДД.ММ.ГГГГ Пономарева Е.В. написала согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>(л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ Пономарева Е.В. в связи с вступлением в брак сменила фамилию на Агаркову (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГ Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» дс, Агарковой (Пономаревой) Е.В. было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью 34,0 кв.м. (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» в лице директора Валько Е.В. и Агарковой (Пономаревой) Е.В. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 24-25).

    Определением судебного пристава-исполнителя МО и ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство -ИП окончено фактическим исполнением (л.д.10).

    Из вышеизложенного следует, что должником принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения. Решение было исполнено в срок менее полугода с даты возбуждения исполнительного производства. Кроме того исполнительский сбор был взыскан с Правительства ПК 18.04.17 г., т.е. уже после исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми.

    При этом суд также учитывает социальную направленность должника.

    В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается.

    При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства.

Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП (взыскатель Пономарева Е.В.).

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Иванова Е.В.

2а-3398/2018 ~ М-3185/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Пермского края (Пономарева Е.В.)
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель УФССП России по Пермскому краю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Сахабетдинова Лариса Михайловна
УФССП по Пермскому краю
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Иванова Е. В.
08.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
13.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2018[Адм.] Судебное заседание
10.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2018[Адм.] Дело оформлено
19.10.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее