24RS0002-01-2019-004394-33
Дело№2-3804/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2019 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием: истца Вершнякова В.В.,
представителей ответчика УО администрации г. Ачинска – Винниковой Н.М., действующей на основании доверенности от 16.07.2019 сроком на три года, Светкиной О.Н., действующей на основании доверенности от 01.10.2019 сроком до 31.12.2019,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вершнякова В. В. к Управлению образования администрации города Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Вершняков В.В. обратился в суд с иском к УО администрации г. Ачинска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов, мотивируя тем, что на основании трудового договора № от 30.05.2002 работает в должности водителя автомобиля. Согласно расчетным листкам за период с сентября 2018 года по май 2019 года оплата труда истца состояла из оклада в размере 2 971 руб., персональной выплаты 20%, оплаты за вредность 4%, компенсации за стаж 40%, за интенсивность труда 30%, надбавки за особый режим работы 170%, за классность 25%, доплаты за работу в ночное время и праздничные дни.
Полагает, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ в указанный период доплата за работу в ночное время, в праздничные дни и за расширение зоны обслуживания подлежала исчислению, исходя из установленного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), поскольку указанные выплаты, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, исчисляемой с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды и т.п., о чем сделан вывод в постановлении Конституционного суда РФ от 11.04.2019. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной ему заработной платы за период с сентября 2018 года по май 2019 года, включительно, согласно изложенному в иске расчету в общем размере 52 343,02 руб., в том числе 5 767 руб. за работу в праздничные дни, 14 749,68 руб. за ночные часы, 27 326,34 руб. за расширение зоны обслуживания, а также взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб. и судебные расходы на оплату услуг представителя за составление иска в размере 2 500 руб. (л.д.2-9).
В судебном заседании истец Вершняков В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика УО администрации г. Ачинска в судебном заседании против заявленных требований возражали в полном объеме по основания, изложенным в письменном отзыве, согласно которому заработная плата истца превышает МРОТ, начисляется и выплачивается в соответствии с коллективным договором на 2017 – 2019 годы, положением о системе оплаты труда работников, которые предусматривают начисление доплаты от должностного оклада, в не от МРОТ (л.д.42-43).
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Частью первой ст. 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
На основании ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Как следует из материалов дела, приказом № от 03.06.2002 Вершняков В.В. принят на основную работу к ответчику в ремонтно-эксплуатационную службу по должности водителя автомобиля, с ним заключен трудовой договор № от 30.05.2002, начиная с 03.06.2002 на неопределенный срок, которым работнику установлен должностной оклад в размере 967 руб. с выплатами компенсационного и стимулирующего характера (л.д.175-176,181).
Дополнительным соглашением № от 09.01.2017 к указанному трудовому договору истцу установлена система оплаты труда в соответствии с Положением об оплате труда работников управления образования администрации города, не являющихся муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, в соответствии с которым должностной оклад составлял 2 857 руб. в месяц, установлены компенсационные выплаты: 30% надбавки за опыт работы в бюджетной сфере, 4% надбавки за работу с вредными условиями труда, 25% надбавки за классность, а также надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями и северный коэффициент по 30%, установлен персональные выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 170% и за интенсивность труда и высокие результаты работы в размере 30%. Кроме того, по результатам деятельности работника (в качестве поощрения) подлежат выплате иные персональные выплаты и выплаты стимулирующего характера (л.д.144).
Коллективным договором на 2017-2019 г.г., принятым общим собранием трудового коллектива управления образования администрации г. Ачинска от 23.12.2016 (л.д.104-116), предусмотрено, что оплата труда, выплата премий, надбавок, доплат, материальной помощи работникам структурных подразделений управления образования (кроме муниципальных служащих) осуществляется в соответствии с положением об оплате труда работников структурных подразделений управления образования, не отнесенных к должностям муниципальной службы, которое утверждается приказом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (п. 7.1 Коллективного договора).
Приказом руководителя управления образования от 22.12.2017 №, утверждено Положение о системе оплаты труда работников управления образования администрации города Ачинска, не являющихся муниципальными служащими и лицами, занимающими муниципальные должности, которым с учетом изменений, утвержденных приказом от 01.11.2018 №, действующих с 01.09.2018, установлены виды, размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера (л.д.45-94,95-103).
Согласно п. 3.1 указанного Положения выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к установленному окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.
Работникам управления образования выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время устанавливаются в размере 35% части оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, работе в условиях ненормированного рабочего дня и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 3.2 Положения).
Выплаты компенсационного характера и их размер работникам учреждений за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливаются в соответствии с Трудовым законодательством РФ по соглашению сторон, максимальными размерами не ограничивается (п. 3.4 Положения).
Выплаты компенсационного характера за работу в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливается работникам управления образования и выплачивается в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ, получающим должностной оклад: – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику за день или час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетов всех видов доплат, установленных работнику за день или час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В случае, если работнику, работающему в выходной или нерабочий праздничный день, по его желанию предоставлен другой день отдыха, оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в одинарном размере дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику (п. 3.6 Положения).
Разделом 7 Положения определен порядок начисления заработной платы при расширении зон обслуживания, увеличении объема работ с учетом положений ст. 151 Трудового кодекса РФ, которым доплата устанавливается в твердо денежной сумме, либо в процентах к установленному окладу (должностному окладу), в размере по соглашению сторон.
Приложением №1 к Положению о системе оплаты труда работников для водителей установлен минимальный размер должностного оклада – 2 971 руб. в месяц.
Приказом работодателя от 14.09.2018 №-к в связи с началом отопительного сезона истец был переведен с 08.00 час. 13.09.2018 на сменный 12-часовой рабочий график, с установлением доплаты в размере 25% должностного оклада за выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей (выполнение сантехнических работ). Приказом от 17.05.2019 №-к по окончании отопительного периода истец переведен со сменного графика на 40-часовую рабочую неделю с 22.05.2019 доплата в размере 25% должностного оклада отменена (л.д.12,13).
Из представленных расчетных листков и табелей учета рабочего времени за период с сентября 2018 года по май 2019 года (л.д.16-24,25-35) следует, что в спорный период истец имел отработанные часы в ночное время и нерабочие праздничные дни, оплата за которые произведена работодателем в повышенном размере в соответствии с Трудовым кодексом РФ и действовавшими локально-нормативными актами ответчика, что подтверждается также представленным ответчиком расчетом (л.д.16.
Так, в сентябре 2018 года при норме рабочего времени 160 час. истцом 32 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 160 час. (норма) ? 32 час. (факт) ? 35% = 207,97 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания за период с 13.09.2018 по 30.09.2018 в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) / 18 дн. (норма) ? 12 дн. (факт) ? 25% = 495,17 руб.
В октябре 2018 года при норме рабочего времени 184 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 184 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 361,69 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В ноябре 2018 года при норме рабочего времени 168 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 168 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 396,13 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб. Кроме того, за 7 час. работы в нерабочий праздничный день истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2 971 руб. (оклад) / 168 час. (норма) ? 7 час. (факт) = 123,79 руб.
В декабре 2018 года при норме рабочего времени 167 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 167 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 398,51 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В январе 2019 года при норме рабочего времени 136 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 136 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 489,34 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб. Кроме того, за 44 час. работы в нерабочие праздничные дни истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2 971 руб. (оклад) / 136 час. (норма) ? 44 час. (факт) = 961,21 руб.
В феврале 2019 года при норме рабочего времени 159 час. истцом 48 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 48 час. (факт) ? 35% = 313,92 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб. Кроме того, за 11 час. работы в нерабочий праздничный день истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2 971 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 11 час. (факт) = 205,54 руб.
В марте 2019 года при норме рабочего времени 159 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 418,56 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб. Кроме того, за 11 час. работы в нерабочий праздничный день истцу с учетом начисления оклада за фактически отработанное время начислена доплата до двойного размера должностного оклада в сумме: 2 971 руб. (оклад) / 159 час. (норма) ? 11 час. (факт) = 205,54 руб.
В апреле 2019 года при норме рабочего времени 175 час. истцом 64 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 175 час. (норма) ? 64 час. (факт) ? 35% = 380,29 руб. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) ? 25% = 742,75 руб.
В мае 2019 года при норме рабочего времени 143 час. истцом 40 час. отработано в ночное время, соответственно начисленный ему размер доплаты за работу в ночное время в размере 35% к окладу составил: 2 971 руб. (оклад) / 143 час. (норма) ? 40 час. (факт) ? 35% = 290,87 руб., при этом, согласно расчетному листку начислено 349,04 руб. за работу в ночное время. Также истцу начислена надбавка за расширение зоны обслуживания в размере 25% к должностному окладу, что составило: 2 971 руб. (оклад) / 20 дн. (норма) ? 13 дн. (факт) ? 25% = 482,79 руб.
На указанные суммы истцу были начислены районный коэффициент и северная надбавка в размере по 30%, выплата произведена за вычетом НДФЛ 13%, что отражено в расчетных листках.
Таким образом, начисление истцу в спорный период доплат за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни и за расширение зоны обслуживание в размере, установленном локально-нормативными актами работодателя и соглашением с работником, соответствует требованиям трудового законодательства. Изложенные в иске доводы о необходимости исчисления названных доплат, исходя из размера МРОТ, основаны на неверном толковании норма права.
Как отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П, положения статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Учитывая, что оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы не имеется, дополнительные требования о взыскании компенсации морального вреда и взыскании понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Вершнякова В. В. к Управлению образования администрации города Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года.