№ 2-5373/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сгибнева ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края о признании решения незаконным, обязании включить период в специальный стаж, назначить досрочно страховую пенсию по старости
УСТАНОВИЛ:
Сгибнев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края (далее – УПФР в ....), просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №.81 от отказе в назначении пенсии; включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего оператора 1 расчета 1 группы 2 сборочной бригады; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве помощника начальника расчетов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии; обязать назначить досрочно трудовую пенсию с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно с предоставлением всех необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Вооруженных Силах РФ, что подтверждается справкой в которой указано что выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 лет и 3 месяца. 5 лет из которых он проходил военную службу в войсковой части № в воинском звании капитан, выполняя обязанности, связанные с эксплуатацией ядерных боеприпасов и работу в специальных сооружениях с источниками ионизирующего излучения. На основании приказа командира войсковой части 43189 истец был уволен в запас по состоянию здоровья. Указывает, что выработал специальный стаж 10 лет 4 месяца 16 дней и страховой стаж 35 лет 9 месяцев и 12 дней (с учетом его стажа в Вооруженных силах РФ), что дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости.
В судебном заседании истец, его представитель на требованиях настаивали, уточнили основания, по которым просили включить в специальный стаж периоды службы в вооруженных силах, а именно на основании Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, раздел атомная энергетика и промышленность, указаны виды работ (23606000, 232000001753г, 23670001754а). Полагают возможным установить тождественность выполняемых работ. Исчисление службы истца в армии как стажа работы без применения льготного порядка исчисления нарушает его права, т.к. он исполнял возложенные на него обязанности во вредных условиях, подвергался облучению в течение всего спорного периода. При смене места службы на территорию Алтайского края, также исполнение обязанностей проходило во вредных условиях. Пенсия ВК Алтайского края Сгибневу А.А. не назначена из-за отсутствия требуемой выслуги лет.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, представленного в материалы гражданского дела. Пояснили, что служба в армии истца не подлежит зачету в специальный стаж, оснований, установленных законом для этого не имеется. Установление тождественности выполняемых функций в данном случае не допустимо.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, что подтверждается распиской. Ранее при участии в судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что оснований для назначения специальной пенсии по линии МО РФ у истца не имеется из-за отсутствия двадцатилетней выслуги. В льготном порядке спорный период службы не исчисляется.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сгибнев А.А. обратился в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ №.8.1 Сгибневу А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В решении указано, что период прохождения службы в воинской части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в специальный стаж работы, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрен зачет в стаж на соответствующих видах работ периодов службы.
Согласно представленным документам, страховой стаж работы Сгибнева А.А. составляет 25 лет 9 месяцев 12 дней, специальный стаж по Списку №1- не установлен.
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица служба истца в вооруженных силах включена в общий стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Согласно справке Военного комиссариата .... № от ДД.ММ.ГГГГ капитан запаса Сгибнев А.А. проходил службу в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсант Серпуховского высшего военного командно-инженерного училища; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба на офицерских должностях. Выслуга лет в Вооруженных Силах на ДД.ММ.ГГГГ год в календарном исчислении составляет - 15 лет 3 месяца, в льготном исчислении - не имеет.
В справке ВрИО командира Войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил действительную военную службу в войсковой части 08326 в воинском звании «капитан» в должности помощника начальника расчета. Выполнял обязанности по воинской должности, по которым непосредственно был связан с эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях и с источниками ионизирующего излучения. Имеет право на льготы, установленные Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 43189 по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ помощник начальника расчета войсковой части капитан Сгибнев А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 49 ч. 4 (в связи с военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе) - по состоянию здоровья. Выслуга лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляет - 15 лет 1 месяц, в льготном исчислении- не имеет.
В приказе командира войсковой части 08326 № от ДД.ММ.ГГГГ по строевой части указано - капитана Сгибнева А.А., помощника начальника расчета, уволенного приказом командира войсковой части 43189 от ДД.ММ.ГГГГ № в запас с 10 ноября с.г. исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить на воинский учет в Индустриальный РВК ..... Выслуга лет в Вооруженных Силах на ДД.ММ.ГГГГ год в календарном исчислении составляет- 15 лет 3 месяца.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15 мая 1990 года. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Страховая пенсия по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 N 400-ФЗ назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, в части 2 статьи 30 закреплено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если отработано в данных условиях не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста. Предусмотренного ст. 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №-400-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам.
Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с п.3 Постановления правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу ст. 11 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Положения ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ, предусматривают, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 4 названного закона к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относит граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, нормами приведенного действующего законодательства предусмотрено включение периодов службы в вооруженных силах в общий страховой стаж. Сгибневу А.А. спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общий страховой стаж для назначения пенсии.
Оценивая требования истца о включении данного периода в специальный стаж, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Определение перечня воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в который предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. При этом федеральный законодатель предоставляет право Правительству Российской Федерации как принимать отдельные нормативные правовые акты (списки, перечни), так и вносить изменения в утвержденные списки или перечни, на основании которых время прохождения военной службы на соответствующих должностях или выполнения работ на соответствующих производствах, по соответствующей профессии, специальности, должности будет засчитываться в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В случае отсутствия такого нормативного правового акта (перечня) или внесенных необходимых изменений в действующие списки, как это следует из положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ, время прохождения военной службы на соответствующих должностях в стаж на соответствующих видах работ (специальный трудовой стаж) не засчитывается.
Федеральный закон N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей и не регулирует отношения, связанные с назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда – по спискам.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 10 указанного закона, время нахождения граждан на военной службы по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
Указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, в законе не содержится.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", время прохождения военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
Таким образом, абзац второй данной статьи прямо указывает на включение военной службы в особых условиях в стаж для назначения пенсии в случае установления таких оснований законодательством.
Нормы действующего законодательства предусматривают, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж в случае, если периоды работы во вредных условиях предшествовали прохождению службы в армии или были после ее окончания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период несения военной службы истцом с 1978 по 1993 годы, с учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 590 от 3 августа 1972 года
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Так, в соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В подпунктах "а", "б" пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
Данное положение не содержало норм, позволяющих исчислять службу в составе Вооруженных Сил СССР в льготном порядке, как и не содержало норм, позволяющих при исчислении пенсии на льготных условиях применять нормы других законов.
Нормы ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривали льготное исчисление общего трудового стажа, в том числе службы по призыву, но не специального, с учетом которого назначалась пенсия в связи с особыми условиями труда.
Действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период военной службы в составе вооруженных сил СССР подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.
Как следует из материалов дела, Сгибнев А.А. проходил службу в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До прохождения службы сведений о работе Сгибнева А.А. в материалы дела не представлено, следовательно в указанный период у истца отсутствует страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ. После службы согласно записям в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Сгибнев А.А. работал в ТОО «....» в должности коммерческого директора.
Поскольку ни до прохождения военной службы, ни после увольнения из рядов Вооруженных сил истец не работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж (а также в льготном исчислении) не имеется.
Истец полагает возможным при рассмотрении гражданского дела приравнять исполняемые им обязанности в период воинской службы по аналогии с работами, выполняемыми по спискам производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.
Пунктами 4 и 5 Правил № 516 установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, предусмотренной Списком N 1 1991 года (Списком N 1 1956 года), а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды прохождения военной службы в Правилах, равно как и в Списке N 1 не указаны.
В соответствии с подпунктом «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; а также Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно вышеприведенного законодательства периоды военной службы, в том числе службы в Вооруженных Силах СССР, засчитываются в общий трудовой стаж. Их включение в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии не предусмотрено.
Должности, которые истец занимал в период прохождения им действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равно как и его специальность Списком N 1 1991 года (Списком N 1 1956 года) не предусмотрены. Кроме того, Сбитнев А.А. не указал при рассмотрении дела, к какому виду работ по Списку № он просит отнести службу в вооруженных силах.
В обоснование требований, конкретизировав их по указанию суда, истец, его представитель ссылаются на возможность отнесения периода его службы по аналогии с работой по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591).
Приводит раздел 34 - атомная энергетика и промышленность: п. 6. Работы на складах и в хранилищах готовых специзделий, включающих в себя узлы и детали, содержащие радиоактивные вещества (23606000); п. 7. Транспортировка радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества (23607000). Просит отнести к рабочим и специалистам, постоянно занятым на межцеховой и межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества (23607000-1754а).
Полагает возможным применение к нему раздела № 11 - производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов.
В разделе 32 – работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием, полагает возможным отнесение своих функций во время службы в вооруженных силах к рабочим и специалистам, постоянно занятым внутри зданий, сооружений судов на хранении средств технологического оснащения и оборудования атомных энергетических установок, где ведутся работы 1 и 2 классов (23301000-1754б).
По разделу 33 – общие профессии (23200000) просит применить аналогию с рабочими и специалистами, постоянно занятыми на работах с источниками УКВ-, УВЧ-, СВЧ- излучений, выполнение которых требует обязательного применения средств индивидуальной защиты от этих излучений (23200000-1753г).
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Оценивая фактические обстоятельства дела, приведенное законодательство, суд приходит к выводу о невозможности установления тождественности службы истца в вооруженных силах выполнению работ, профессий и должностей в соответствии со списками на льготное пенсионное обеспечение. Подобная возможность нормами действующего законодательства не установлена, а прямо исключена.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ (например, Определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 24 июня 2008 года N 437-О-О, от 23 сентября 2010 года N 1152-О-О), законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти.
Решение законодателя не включать в специальный стаж периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не должны уплачиваться, и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что период прохождения службы не подлежит зачету в специальный стаж работы, так как Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, не предусмотрен зачет в стаж не соответствующих видах работ периодов службы.
Доводы истца со ссылкой на Указ Президента РФ от 23 августа 2000 года №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» не могут быть приняты во внимание для удовлетворения требований, поскольку указанным нормативным актом установлен ряд мер социального характера, тогда как истец обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", на спорные правоотношения положения названного Указа не распространяются.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 года N 284 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих" утверждена Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим военную службу на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела положения вышеуказанного Приказа и иных актов Министерства обороны РФ на спорные правоотношения не распространяются, поскольку Сгибневым А.А. заявлены требования к ПФ РФ о досрочном назначении пенсии по старости. С требованиями к Военному комиссариату о назначении пенсии истец не обращался. Представитель третьего лица, в судебном заседании пояснил, что по данным личного дела военнослужащего Сгибнева А.А. он права на пенсию от МО РФ не имеет, в связи с отсутствием выслуги лет, льготного исчисления в период его службы не производилось. Судом разъяснено право на оспаривание решений Военного комиссариата Алтайского края при не согласии с ними.
При таких обстоятельствах решение пенсионного органа является законным и обоснованным, оснований для признания его незаконным, и как следствие возложение обязанности по включению спорного периода в специальный стаж, назначении пенсии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сгибнева ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края о признании решения незаконным, обязании включить период в специальный стаж, назначить досрочно страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....