Дело № 2-2705/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2017 года г.Ачинск Красноярского края
ул. Назарова 28 - Б
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,
с участием представителя процессуального истца - помощника Ачинского межрайонного прокурора Чиркова Д.С., действующего на основании поручения от 16.08.2017 г.,
представителя ответчика ООО «Пром-Строй ресурс» Колпакова В.В., действующего на основании Устава,
при секретаре Ермухамедовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Пром-Строй Ресурс» о возложении обязанности произвести и предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к ООО «Пром-СтройРесурс» о возложении обязанности исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенных в р.Б.Улуй за 2016 год, предоставить декларацию о плате за отчетный период в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Пром-Строй Ресурс», которым предоставляются услуги, в том числе по водоотведению. Так, для сброса сточных вод ООО «Пром - Строй Ресурс» использует водный объект - реку Б. Улуй (бассейн р. Обь, 92 км от устья р., Б. Улуй). Согласно официальной статистической отчетности по форме №-ТП (водхоз) за 2016 годы ООО «Пром - Строй Ресурс» отведено в реку Б. Улуй 13,60 тысяч кубических метров сточных вод. При этом, водный объект используется ответчиком без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом. Кроме того, в деятельности ООО «Пром-Строй Ресурс» установлены нарушения природоохранного законодательства в части выполнения обязанности по расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г.. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю. Однако обществом расчет платы не производится. Бездействием ООО «Пром-Строй Ресурс» нарушены интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, и неопределенного круга лиц, в связи с невыполнением обществом требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды. В связи с чем, вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением (л.д.2,3).
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С., действующий по поручению Красноярского природоохранного прокурора, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив суду, что до настоящего времени расчет платы ответчиком не произведен и не представлен.
Представитель ответчика ООО «Пром - СтройРесурс» в лице директора Колпакова В.В. (л.д. 29), действующий на основании Устава (л.д. 24-26), в судебном заседании против исковых требований возражал, указав, что в настоящее время общество свою деятельность не осуществляет. Договор аренды имущества с Администрацией Ачинского района расторгнут, все работники общества уволены. Всю отчетность на предприятии вел главный бухгалтер. В настоящее время произвести расчет невозможно, поскольку необходимо знать концентрацию и состав загрязняющих веществ.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.21), в судебное заседание не явился в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддержал, указав, что ООО «Пром-Строй Ресурс» состоит на учете в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект за 2016 год не произведен (л.д.18).
Выслушав помощника Ачинского межрайонного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Указанный принцип закреплен и в ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона.
Статьей 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 16.3 указанного ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. и применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 г.
Согласно п. 8 Правил, плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п. 32 Правил).
Согласно п. 35 Правил, лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (п.4 Правил).
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Как установлено по делу, ООО «Пром-Строй Ресурс» состоит на учете в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю. (л.д.14). ООО «Пром-Строй Ресурс» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности является – распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами деятельности являются в том числе сбор и обработка сточных вод, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд и т.д. (л.д. 31-33).
В соответствии со сведениями ТОВР по Красноярскому краю ООО «Пром-Строй Ресурс» в 2016 годах использовал поверхность водного объекта – реку Б.Улуй для сброса сточных вод, в 2016 г. отведено 13,60 кубических метров (л.д. 7).
Данные обстоятельства подтверждаются данными статистической отчетности за 2016 г., представленными ООО «Пром-Строй Ресурс» в ТОВР по Красноярскому краю (л.д.4-5).
Как следует из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, ООО «Пром-Строй Ресурс» была предоставлена декларация по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год на общую сумму 42805,18 рублей, из них 5700,84 рублей – плата за выбросы от стационарных источников, 37104,34 рублей – плата за размещение отходов производства и потребления. Расчет платы за сборы загрязняющих веществ в водный объект в составе декларации за 2016 год не произведен.
При этом доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время общество прекратило свою деятельность не могут быть приняты во внимание, поскольку требования об обязании исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенных в р.Б.Улуй, предоставить декларацию о плате за отчетный период в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю предъявлены за истекший период, за 2016 год.
При таких обстоятельствах, требования Красноярского природоохранного прокурора о возложении на ООО «Пром-Строй Ресурс» обязанности исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенных в р.Б.Улуй за 2016 год, предоставить декларацию о плате за отчетный период в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Пром-Строй Ресурс» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пром - Строй Ресурс» исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенных в р.Б.Улуй за 2016 год, предоставить декларацию о плате за отчетный период в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Корявина Т.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2017 г.