Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Абан 21 июля 2016 года
Абанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кизиловой Н.В.,
с участием истца Овчинникова В.А., при секретаре Волковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова В. А. к администрации Абанского района Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников В.А. обратился в суд с иском к администрации Абанского района Красноярского края об обязании администрации Абанского района Красноярского края предоставить ему жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Абанского района Красноярского края, исходя из площади предоставления жилого помещения не менее 33 квадратных метров с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребёнка», ссылаясь на то, что он, Овчинников В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, до достижения возраста 23 лет относился к категории детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как его родители: О.А.В. и О.А.П. были лишены в отношении него родительских прав по решению суда. С 1996 года до достижения совершеннолетия проживал сначала в Абанском социальном приюте временного содержания, потом в муниципальном учреждении «Абанский детский дом «<данные изъяты>». По достижении 18-летнего возраста, покинув детский дом, он неоднократно обращался в администрацию Абанского района с просьбой предоставить ему жилое помещение для проживания, но всякий раз получал отказ, основанный на том, что за его бывшей семьей закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> хотя фактически этот дом являлся муниципальной собственностью, договор социального найма этого жилого помещения с ним не заключался. 15.11.2013г. по заключению межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации Абанского района от 07.12.2012г., жилой дом по адресу: <адрес>, был признан непригодным для проживания как несоответствующий требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. 14.09.2015г. он снова обратился в администрацию Абанского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. Письмом главы администрации Абанского района № от 12.10.2015г. он снова получил отказ в предоставлении жилого помещения. Причина отказа указана следующая:.. .документы для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, до достижения им 23-летнего возраста в Министерство образования Красноярского края не поступали, следовательно, его право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот не было установлено. Для восстановления его права на предоставление жилого помещения по категории детей-сирот ему рекомендовано обратиться в суд.
В судебном заседании истец Овчинников В.А. поддержал заявленные исковые требования, просил требования удовлетворить в полном объеме и обязать ответчика предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Абанского района Красноярского края исходя из площади предоставления жилого помещения не менее 33 квадратных метров с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».
Представитель ответчика администрации Абанского района Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела 14.07.2016г., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В представленных возражениях на исковое заявление указали, что согласно ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Как следует из п. 3 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Аналогичные гарантии предусмотрены ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г. (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-979). Как следует из искового заявления, Овчинников В.А. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Возраст материального истца составляет более 23 лет на сегодняшний день. На учете нуждающихся в жилье как лицо из числа детей-сирот не состоит. Исковые требования не признают.
Третье лицо - представитель Министерства образования и науки Красноярского края, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания по электронной почте 14.07.2016г., в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Выслушав участников истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения жильем. Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на получение жилья в пользование, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с преамбулой указанного Федерального закона он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, как следует из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», под детьми-сиротами понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно п.1 ст.8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона №15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом под реализацией принадлежащего указанным лицам права на обеспечение жилыми помещениями следует понимать фактическое предоставление жилого помещения.
На основании п.1 ст.109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального закона №15-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как видно из паспорта и установлено в судебном заседании, Овчинников В. А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, то есть возраста 18 лет он достиг ДД.ММ.ГГГГ. Овчинников В.А. настаивает на принятии судебного решения о предоставлении ему жилого помещения, так как жилого помещения он не имеет, проживает на квартире у родителей супруги.
Из свидетельства о рождении следует, что Овчинников В.А. является сыном О.А.П. и О.А.В..
Из заочного решения Абанского районного суда Красноярского края от января 1997 года, усматривается, что О.А.П. и О.А.В. лишены родительских прав в отношении сына В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который передан на попечение органа опеки и попечительства. Сведений о том, что О.А.П. и О.А.В. были восстановлены в родительских правах в отношении сына Овчинникова В.А., материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку Овчинников В.А. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, следовательно, он приобрел права и льготы, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как следует из постановления администрации Абанского района Красноярского края № от 25.07.1996 года, Овчинников В.А. был определен в Абанский социальный приют временного содержания.
Постановлением администрации Абанского района № от 13.11.1996г. срок пребывания в приюте временного содержания и дальнейшего устройства Овчинникова В. продлен.
О.А.П. ДД.ММ.ГГГГ умер, что следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям, представленным Главой Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края от 11.11.2013г. и 03.02.2014г., семья Овчинниковых в составе О.А.П., О.А.В., Овчинникова В. А. и остальных семи детей проживали по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу числится в реестре муниципального имущества Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края. Кроме того, администрацией Березовского сельсовета договор социального найма жилого помещения с О.А.П., О.А.В., Овчинниковым В. А. не заключался.
Заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 15.11.2013г. жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, что также подтверждается актом обследования помещения от 14.11.2013г.
Из уведомлений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю следует, что отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества на О.А.П., О.А.В., Овчинникова В. А..
Согласно справке секретаря жилищной комиссии администрации Абанского района следует, что по заявлению директора МУ «Абанский детский дом «<данные изъяты>» Овчинников В.А., 1990 года рождения, внесен в льготный список внеочередников, нуждающихся в предоставлении жилья постановлением Главы района № от 11.09.2005г.
Согласно копии журнала учета обратившихся граждан по жилью представленной администрацией Абанского района следует, что Овчинников В.А. 17.12.2013г. обращался по вопросу о предоставлении жилья в администрацию Абанского района.
Кроме того, 14.09.2015г. Овчинников В.А. обратился в администрацию Абанского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Овчинникову В.А. было отказано в предоставлении жилого помещения, что следует из сообщения Главы администрации Абанского района от 12.10.2015г.
Согласно п.п.2 п.4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку договор социального найма с Овчинниковым В.А. не заключался, прав собственности на недвижимое имущество он не имеет, то он должен быть признан не имеющим закрепленного жилого помещения и на него должны распространяться положения Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 "О защите прав ребенка", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.4 ст.17 названного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Однако, как следует из материалов дела, обязанность по предоставлению Овчинникову В.А. жилого помещения, несмотря на достижение им 18-летнего возраста, не исполнена.
Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, предоставляется им по их обращению в уполномоченные органы до достижения им вышеуказанного возраста 23 лет.
Действительно, жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (статья 1 Федерального закона №159-ФЗ).
Однако, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в обеспечении их жилыми помещениям.
Данное разъяснение содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), в котором отмечено, что одной из наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемой судами уважительной и, как следствие, служащей основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Таким образом, включение указанной категории граждан в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, не может зависеть только от действий самих льготников, так как органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.
В ходе рассмотрения дела судом истец Овчинников В.А. пояснил, что до достижения им возраста 23 лет он приходил в орган опеки и попечительства администрации Абанского района с просьбой разъяснить порядок получения жилья и включения его (Овчинникова В.А.) в соответствующий список. Письменного заявления Овчинников В.А. не писал, был устный разговор. Однако от специалистов он узнал, что ему не положено жилье как ребенку сироте, поскольку за ним якобы закреплено жилье. Только после того как дом по адресу: <адрес>, 15.11.2013г. был признан непригодным для проживания, он обратился 17.12.2013г., после достижения 23 лет, в администрацию Абанского района с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Свидетель М, работающая специалистом органа опеки и попечительства администрации Абанского района, в суде пояснила о том, что постановлением администрации Абанского района от 27.04.1999г. № за Овчинниковым В.А. была закреплена жилплощадь. 10.03.2006г. комиссией обследовалось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по результатам которого комиссия пришла к выводу о пригодности жилого помещения для проживания. В связи с чем Овчинников В.А. был внесен в льготный список внеочередников, нуждающихся в предоставлении жилья постановлением главы района № от 11.09.2005г., пояснить не смогла. В 2013г. указанное жилое помещение по заключению жилищной комиссии было признано не пригодным для проживания.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Овчинников В.А. до достижения им возраста 23 лет не был поставлен в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства и образования не приняли, что повлекло нарушение прав истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, в частности, на реализацию права на внеочередное обеспечение жильем, которая имелась у него на указанный момент.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные по делу доказательства, а также объективную нуждаемость истца в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истцом не была реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.
Само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По смыслу жилищного законодательства, право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 23-хлетнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий названной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 8 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.12 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 "О защите прав ребенка" уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Такие полномочия определены Законом Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 1 указанного Закона предусматривает наделение на неограниченный срок органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона края «О защите прав ребенка».
На основании ст.2 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Указанным органом исполнительной власти является Министерство образования и науки Красноярского края согласно Положению о Министерстве образования и науки Красноярского края (Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013г. №706-п "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Красноярского края).
В соответствии с п.13 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 "О защите прав ребенка" уполномоченные органы местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список, размещают в порядке, установленным Федеральным Законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на земельный участок, на котором он расположен. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.
В силу п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 "О защите прав ребенка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п.17 указанной статьи Закона края право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Законом Красноярского края №3-977 от 20 декабря 2012 года, действие положений статьи 17 Закона края от 02 ноября 2000 года №12-961 "О защите прав ребенка" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Факт отсутствия у Овчинникова В.А. какого-либо жилья кроме его объяснений также подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Таким образом, учитывая нормы п.2 ст.4 Федерального закона №15-ФЗ, исходя из того, что правоотношения по обеспечению истца жилым помещением возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, однако он не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по независящим от него обстоятельствам, то в настоящее время он, несмотря на то, что достиг возраста 23 лет, имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание тот факт, что истец как лицо, относящееся к категории детей-сирот, собственником жилого помещения не является, также он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не состоит, Овчинников В.А. внесен в льготный список внеочередников, нуждающихся в предоставлении жилья, поэтому анализ совокупности исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Овчинников В.А. должен быть признан не имеющим закрепленного жилого помещения, поскольку именно орган опеки и попечительства должен был обеспечить реализацию дополнительной гарантии по социальной поддержке Овчинникову В.А. Поэтому на администрацию Абанского района в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить однократно Овчинникову В.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинникова В. А. к администрации Абанского района Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Администрацию Абанского района Красноярского края предоставить Овчинникову В. А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Абанского района Красноярского края исходя из площади предоставления жилого помещения не менее 33 кв.м с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья