Дело № 12-14/2018
РЕШЕНИЕ
02 апреля 2018 года г. Алейск
Судья Алейского городского суда Алтайского края Труфанова И.А., при секретаре Латкине Д.Г., Средней О.Г., рассмотрев жалобу ООО «Алейскводоканал» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай – заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами № от 09.02.2018 по делу об административном правонарушении, возбуждённому по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 19.01.2018 ООО «Алейскводоканал», расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет эксплуатацию резервных карт в водоохраной зоне р.Горёвка для сброса сточных вод с последующей откачкой не соответствующих требованиям природоохранного законодательства.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай – заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами № от 09.02.2018 ООО «Алейскводоканал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, ООО «Алейскводоканал» обратилось в суд с жалобой, требуя его отменить, производство прекратить, полагая, что в постановлении не указано какое именно технологически присоединённое к централизованной системе водоотведения сооружение не соответствует ст. 65 Водного Кодекса РФ; не представлено доказательств, того, что выбор типа сооружений зависит от ООО «Алейскводоканал» и этот вид сооружения не соответствует СНиПам либо каким-то техническим правилам и регламентам, так же не представлено доказательств того, что сооружения ООО «Алейскводоканал», принадлежащие ему на праве владения согласно Концессионному соглашению, не обеспечивают охрану от загрязнений, засорений, заиления и истощения вод и превышают установленные в соответствии с законодательством нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов; не получено доказательств того, что, ООО «Алейскводоканал» использовалась прибрежная защитная полоса водного объекта, водоохраной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности; событие правонарушения надлежащим образом не зафиксировано, фототаблицы не являются допустимым доказательством; отбор проб не производился в установленном законодательстве порядке; сброс стоков из аварийных карт в водный объект не зафиксирован.
В судебном заседании представитель ООО «Алейскводоканал» доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
В судебном заседании защитник ООО «Алейскводоканал» Катунцева О.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме пояснив аналогично изложенному в жалобе, дополнила, что система канализации, принадлежащая на праве владения и пользования ООО «Алейскводоканал», включает в себя сети канализации и сооружения, в том числе ГКНС №29 и аварийные карты, введенные в эксплуатацию в 1968 году и 2002 году. В соответствии с разделом 1 СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения… устанавливает нормы проектирования вновь строящихся систем наружной канализации постоянного назначения для городских и поверхностных стоков. В связи с этим свод правил не распространил свое действие на ранее возникшие правоотношения. В перечень мероприятий по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения, не включено мероприятие по реконструкции ГКНС №29 и аварийных карт, в связи с чем оснований для их реконструкции не имеется. Выброс за границы сетей, аварийных карт, ГКНС №29 сточных вод на рельеф водоохраной зоны не зафиксирован. Нарушений технологии очистки сточных вод также не зафиксировано. Сточные воды из г.Алейска поступали в аварийную карту, в связи с возникшей неисправностью в напорной задвижки на насосе №2 ГКНС. Временно работа ГКНС была приостановлена и запущена аварийная карта №2. При этом ущерба водоохраной зоне нанесено не было.
Представитель заинтересованного лица Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, в судебном заседании возражал относительно доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Изучив доводы жалобы, выслушав стороны и свидетеля, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьёй 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области ораны окружающей среды.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 статьи 65 названного Кодекса предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Из части 5 статьи 65 названного Кодекса следует, что для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
В соответствии с частью 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Частью 16 статьи 65 названного Кодекса определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что р.Горёвка внесена в государственный водный реестр водных объектов и её протяженность составляет 60 км., имеет водоохранную зону 200 м. На основании договора аренды заключенного ООО «Алейскводоканал» с муниципальным образованием г.Алейск, Алтайского края ООО «Алейкводоканал» был передан земельный участок расположенный по адресу: г.Алейск, пер.Пляжный, 4, площадью 3680 м2 для размещения сооружения аварийные карты. Канализационные системы протяженностью 50942 м3, являются собственностью муниципального образования г.Алейск, Алтайского края. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество №№ от 28.09.2009 года. Между ООО «Алейскводоканал» и муниципальным образованием г.Алейск, Алтайского края 01.07.2016 было заключено Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования г.Алейск, Алтайского края (далее соглашение).
Согласно разделу 4 соглашения ООО «Алейскводоканал» обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств создать и реконструировать/модернизировать центральные системы водоснабжения и водоотведения, на территории г.Алейска.
В разделе 4 п. 4.7 соглашения указано, что ООО «Алейскводоканал» обязан за свой счет разработать и согласовать с муниципальным образованием г.Алейска проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.6.2 раздела 6 ООО «Алейскводоканал» обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, производить за свой счет ремонт.
В силу п.9.2 раздела 9 соглашения ООО «Алейскводоканал» обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) центральных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения ООО «Алейскводоканал» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в результате проведения административного расследования установлено, что аварийные карты, являются сооружением, расположенным в водоохранной зоне р.Горёвка (правый берег) и входят в централизованные системы водоснабжения и водоотведения, на территории г.Алейска, эксплуатацией которых занимается ООО «Алейскводоканал» аварийные карты полузаглубленного земляного исполнения, обваловки карт выполнены из глины с естественной растительностью. Площадь резервных карт канализационных отходов составляет 20х30м2 и 25х45 м2. Вторая аварийная карта находится в рабочем состоянии, объем ее заполнения сточными водами составляет 45-50% от общего объема. В канализационном колодце, перед аварийными картами, установлен гидрозатвор (запирающее устройство) сброса сточных вод в карту №1. Сброс сточных вод в карту №1 закрыт. Канализационный колодец имеет свободный доступ, бетонная крышка приоткрыта. Сточные воды от колодца по самотечному коллектору поступают в аварийную карту №2, над которой стоит пар и чувствуется специфический запах. Проведение аварийных работ 15.01.2018 не установлено. Канализационный колодец перед ГКНС -29 открыт. Записи в рабочем журнале машиниста об аварийном отключении городской канализационной системы и проведение ремонтных работ по устранению аварии отсутствуют. Аварийная карта №2 находится в рабочем состоянии. В неработающей аварийной карте №1 имеются иловые отложения в замороженном состоянии, которые являются отходом производственной деятельности ООО «Алейскводоканал». Работы по очистке аварийной карты №1 от осадков иловых отложений не проведены. Проектно-техническая документация на строительство сооружения аварийные карты отсутствует. Капитальный ремонт аварийных карт не проводился.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица ООО «Алейскводоканал» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, и в последующем привлечения его к административной ответственности.
Исходя из положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами, которые суд признает допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19.01.2018; постановлением о назначении административного наказания от 09.02.2018; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20.12.2017; определением № об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении; актом осмотра объекта от 30.11.2017 с приложенным планом-схемой; фототаблицами; концессионным соглашением от 01.07.2016; договором аренды от 19.09.2017 и другими материалами дела.
Довод жалобы заявителя о том, что в постановлении не указано какое именно технологически присоединённое к централизованной системе водоотведения сооружение не соответствует ст. 65 Водного Кодекса РФ является несостоятельным, поскольку в постановлении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами № от 09.02.2018 Перепелица И.Н. указано, что ООО «Алейскводоканал» осуществляет эксплуатацию открытых аварийных карт №1 и №2, для сброса сточных вод в отсутствие аварии ГКНС.
Довод жалобы заявителя о не доказанности не соответствия вида сооружения СНиПам либо каким-то техническим правилам и регламентам, является несостоятельным, поскольку согласно Своду правил Канализация. Наружные сети и сооружения СНиП 2.04.03. - 85 от 01.01.2013, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ (Минрегион России) от 29.12.2011г. №635/11 и введенные в действие 01.01.2013 допускается перепуск сточных вод в аварийные резервуары (с последующей откачкой) или, при согласовании с органами Санэпидемнадзора, сброс сточных вод в коллекторы поверхностного стока, оборудованные очистными сооружениями на выпусках. При перепусках в коллекторы поверхностного стока должны предусматриваться затворы, подлежащие опломбированию.
Из п.3 п.4.19 раздела 4 Свода правил Канализация. Наружные сети и сооружения СНиП 2.04.03. - 85 от 01.01.2013, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ (Минрегион России) от 29.12.2011г. № и введенные в действие 01.01.2013 следует, что для обеспечения безопасности действия системы канализации следует предусматривать следующие мероприятия, в том числе устройство аварийных (буферных) емкостей с последующей откачкой из них в нормальном режиме. При этом аварийные резервуары должны представлять собой специальные оборудованные емкости.
Как установлено протоколом осмотра № от 15.01.2018 аварийные карты глиняно-земляного исполнения не соответствуют п.4 ч.16 ст. 65 Водного кодекса РФ и не могут рассматриваться как специально оборудованные сооружения для приема сточных вод при аварийных ситуациях.
Довод жалобы о том, что не получено доказательств того, что, ООО «Алейскводоканал» использовалась прибрежная защитная полоса водного объекта, водоохраной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, так же опровергается Водным законодательством и СНиПами.
Доводы жалобы о том, что свод правил не распространил свое действие на ранее возникшие правоотношения по реконструкции ГКНС 29 и аварийных карт, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ФЗ от 07.12.2011 №416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору аренды централизованных систем, водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности арендатор (или концессионер) обязан поддерживать системы и (или) объекты, указанные в ч.1 ст. 4.1 ФЗ, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Иные доводы жалобы на правильность выводов должностного лица не влияют, сводятся лишь к переоценке доказательств и о незаконности принятого по делу постановления не свидетельствуют.
При указанных выше правовых и фактических обстоятельствах обоснованность привлечения ООО «Алейскводоканал» к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Жалоба представителя юридического лица ООО «Алейскводоканал», как и пояснения защитника юридического лица в судебном заседании, не содержат доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены должностным лицом верно.
Действия юридического лица ООО «Алейскводоканал» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, административно наказание назначено минимальное в пределах санкции статьи.
Существенных нарушений процессуальных норм при оформлении материалов по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Алейскводоканал», а также при рассмотрении дела должностным лицом, не допущено.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, так как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ не является малозначительным.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Алейскводоканал» административного правонарушения.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления в части назначенного административного наказания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу 11.01.2015, реализовано названное постановление Конституционного Суда РФ, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, документально подтвержденным тяжелым имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также принимая во внимание социальную значимость переданного по договору аренды имущества, степень вины ООО «Алейскводоканал» в совершении вменяемого правонарушения и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным изменить постановление должностного лица в части назначенного наказания, принять новое решение о назначении административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ, и назначить ООО «Алейскводоканал» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алейскводоканал» удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай – заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами № от 09.02.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алейскводоканал» изменить, снизить размер административного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей.
На решение может быть подана жалоба в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения (получения) копии решения.
Судья И.А.Труфанова