Судья Бакшеев И.В.                                                 Дело № 33- 8817 / 2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2016 года                                                                 г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Шкилёва П.Б.,

судей: Данилова А.В., Башковой Ю.А.,

при секретаре Гладышевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой Е.Н. к Департаменту социального развития Ханты–Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты–Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты–Мансийского районного суда от 16 июня 2016 года, которым постановлено:

«исковые требования Савельевой Е.Н. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 15-Исх-4902 от 18.03.2016 (протокол № 7 от 11.03.2016) в присвоении Савельевой Е.Н. звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить звание «Ветеран труда» Савельевой Е.Н..

В удовлетворении исковых требований о выдаче удостоверения «Ветеран труда» отказать.

Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу Савельевой Е.Н. 300 рублей в счет оплаченной государственной пошлины».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия

установила:

Савельева Е.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда». В обоснование требований указала, что имеет общий трудовой стаж работы более 35 лет. С 12 марта 2009 г. ей назначена пенсия по старости (удостоверение от 22.06.2009 № 122611). Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 272п награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ. Ответчиком ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.06.2005 года № 103-п. Просила суд признать отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения, взыскать судебные расходы.

В судебное заседание истец, ответчик, а также третье лицо КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации, отсутствует.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела, истец Савельева Е.Н. работает в должности врача акушера-гинеколога Нижневартовского окружного клинического перинатального центра, с 12.03.2009 г. является пенсионером по старости.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 272п Савельева Е.Н. награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд.

Истец обратилась в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".

Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 года № 103-п, отсутствует Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации, как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные « почетных » » званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах").

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента « РФ » » от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.).

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 № 608 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 6.2 указанного Постановления, Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 78-н от 10 августа 2012 года «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» определены ведомственные награды. Согласно указанному приказу в числе прочих знаков отличия учреждена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Этим же приказом утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения РФ. Согласно п.1 данного Положения, Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации является ведомственной наградой, которой награждаются работники организаций здравоохранения, независимо от форм собственности, за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.

Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания "Ветеран труда".

Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде, каковым является Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» звание «Ветеран труда» присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

Трудовой стаж истца составляет более 35 лет, она является пенсионером по старости, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, истец относится к категории граждан, имеющих право на присвоение звания ветерана труда.

Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Выводы суда мотивированы, основаны на представленных доказательствах, оснований для их переоценки по доводам жалобы не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░–░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                    ░░░░░░ ░.░.

░░░░░:                                                                                 ░░░░░░░ ░.░.

                                                                                                     ░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-8817/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Савельева Е.Н.
Ответчики
Департамент социального развития
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Данилов Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
24.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее