РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2019 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.С.,
при секретаре Лобачевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-176/2019 по административному иску МИФНС России №16 по Иркутской области к Колмыковой Елене Владимировне о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России №16 по Иркутской области обратилась в суд с иском, в дальнейшем уточненном, в обоснование требований административный истец указал, что Колмыкова Е.В., ИНН: <номер> состоит на налоговом учете в МИФНС России №16 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Должник имел в собственности транспортное средство:
- Автомобиль легковой, г/н <номер>, марка/модель Хонда Фит, г.в. 2001, дата регистрация права: <дата>, дата утраты права: <дата>.
Кроме того налогоплательщик имел в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, площадь 1 018, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>.
Также должник имела в собственности ? жилого дома, адрес: <адрес>, кадастровый <номер>, площадь 322,80 кв.м., дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>
На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялись налоговые уведомления об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, в которых указан расчет начисленных сумм налогов, подлежащих уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также сроки уплаты налога.
В нарушение норм налогового законодательства налогоплательщиком суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц своевременно не уплачены.
Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налогоплательщиком сумма задолженности не погашена, налоговый орган направил требование <номер> от <дата> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым ответчику предложено уплатить транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также пени по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в добровольном порядке. Требования до настоящего времени не исполнены.
Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка №120 Куйбышевского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ от <дата> <номер> о взыскании задолженности отменен <дата>.
В настоящее время налогоплательщиком в добровольном порядке не уплачен налог на имущество физического лица.
В связи с чем, административный истец МИФНС России №16 по Иркутской области с учетом уточненного искового заявления, а также представленных письменных пояснений по административному исковому заявлению, согласно которому указано, что допущена опечатка в части указания суммы задолженности, просит суд взыскать с Колмыковой Е.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 12 986 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 61,04 рублей, в общем размере 13 047, 04 рублей.
В судебное заседании представитель административного истца МИФНС России №16 по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии.
Административный ответчик Колмыкова Е.В. в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не известны. Вместе с тем, о наличии данного спора ответчику известно, поскольку последняя обращался с заявлением к мировому судье об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика, извещенного о судебном заседании.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что между сторонами по настоящему спору сложились правоотношения, к которым суд применяет нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст.15, 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц является местным налогом, который устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в том числе, жилое помещение (квартира, комната). (ст. 401 НК РФ).
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 НК РФ.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Анализ приведенных норм указывает на то, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у налогоплательщика - физического лица только после получения налогового уведомления о сумме рассчитанного налоговым органом налога, подлежащего уплате.
В силу абз. 3 ст. 5 «Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы» (далее - Соглашение), утвержденного ФНС РФ, Росреестром <дата> <номер> обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Колмыкова Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, что подтверждается сведениями о принадлежности жилых помещений, полученных налоговым органом.
Так, в отчетный налоговый период ответчик являлась собственником 1/2 жилого дома, расположенного по адресу:
<адрес>, кадастровый <номер>, площадь 322,80 кв.м., дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>
Налоговым органом, в соответствии со ст. 52 НК РФ был произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2015 год и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от <дата>, согласно которому сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по налогу на имущество физических лиц составила 13 081 рубль. Также указанное уведомление содержало обязанность оплатить налог в срок до <дата>. Направление налогового уведомления подтверждается списком почтовых отправлений <номер>.
Поскольку ответчик в добровольном порядке сумму налога на имущество физических лиц в полном размере, указанную в уведомлении <номер> от <дата> не оплатила, налогоплательщику выставлено требование <номер> от <дата> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым предложено уплатить налог на имущество физических лиц в размере 13 081 рубль, пени в размере 61,04 рублей.
Направление указанного требования подтверждается списком почтовых отправлений <номер>.
Более того, инспекцией принимались меры по взысканию указанной суммы задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка №120 Куйбышевского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности был отменен, что подтверждается определением мирового судьи судебного участка №120 Куйбышевского района г. Иркутска от <дата>, указанные обстоятельства подтверждаются представленными по запросу суда материалами гражданского дела <номер> по заявлению МИФНС России №16 по Иркутской области к Колмыковой Е.В. о взыскании задолженности по налогу.
Таким образом, на момент обращения истца с административным иском в суд налогоплательщик свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, на основании вынесенного ранее судебного приказа не исполнил: согласно представленным расчетам, пояснениям относительно доводов административного искового заявления задолженность Колмыковой Е.В. по налогу на имущество физических лиц за 2015 год составляет 12 986 рублей, по пени – 61,04 рублей.
Доказательств уплаты налога в установленный законодательством срок, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Проверяя срок для обращения налогового органа с настоящим исковым заявлением, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
<дата> судебный приказ <номер> от <дата> о взыскании в пользу МИФНС России №16 по Иркутской области с Колмыковой Елены Владимировны задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 13 081 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 64,04 рублей, всего в размере 13 142,04 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 262,84 рублей, отменен.
Межрайонная ИФНС России № 16 обратилась с настоящим административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц <дата>, то есть в установленный законом срок.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что неисполнение налогоплательщиком Колмыковой Е.В. обязанности по уплате налогов является основанием для удовлетворения требования административного истца о взыскании с нее названной задолженности.
Кроме того, поскольку в соответствии со ст. 114 КАС РФ и ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то таковая в соответствии ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежит взысканию с ответчика, а именно в размере 521,88 рублей.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Колмыковой Елены Владимировны задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 в сумме 12 986 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 61,04 рублей, а всего взыскать 13 047,04 рублей, с зачислением на расчетный счет - 40101810900000010001, Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, г. Иркутск, БИК 042520001, Получатель УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области, ИНН 3808185774, КПП 384901001),
Назначение платежа:
- налог на имущество физических лиц (КБК 18210601020041000110/ ОКТМО 25701000) – 12 986 рублей,
- пени по налогу на имущество физических лиц (КБК 18210601020042100110 / ОКТМО 25701000) – 61,04 рублей.
Взыскать с Колмыковой Елены Владимировны в бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере 522, 88 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Краснова Н.С.