№2-1811 (2019)
24RS0002-01-2019-001471-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2019 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Парфеня Т.В.
при секретаре Власовой Я.А.
с участием процессуального истца помощника Ачинского городского прокурора Чиркова Д.С.
представителя ответчика Администрации Ачинского района Квашниной О.М., действующей на основании доверенности от 30.01.2019 сроком действия по 31.12.2019 (л.д. 15).
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах муниципального образования Ачинский район к Администрации Ачинского района, Докторову И. О. о признании недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском с учетом уточнения в интересах муниципального образования <адрес> к <адрес> о признании недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № от 23.08.2018г, заключенный между <адрес> и Докторовым И.О., применении последствий недействительности сделки: возложении на Докторова И.О. обязанность возвратить в муниципальное образование <адрес> земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, ориентир <адрес> в 3,9 км. по направлению на юго-запад от ориентира. Исковые требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Докторовым И.О. был заключен договор аренды № находящего в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 24:02:0402004:79, общей площадью 46 000 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, ориентир <адрес>. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> обратился Докторов И.О. с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровый №,в аренду сроком на 49 лет, расположенного по адресу: <адрес>, участок 343, для сельскохозяйственного производства. В последующем администрацией <адрес> на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе № о возможном предоставлении земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, расположенного относительно ориентира в 3,9 км метрах по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, участок № с разрешенным использованием –скотоводство на праве аренды сроком на 3 года. В извещении в разделе: адрес и способ подачи заявлений указан способ подачи заявлений: лично на бумажном носителе на имя <адрес> Розанчугова Е.И. по адресу: <адрес>, 9 этаж (приемная <адрес>), в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 (по местному времени). Дата и время окончания приема заявок - ДД.ММ.ГГГГ 17:00. Информация размещена в газете «Уголок России», а также на официальном сайте администрации <адрес>. В последующем в адрес администрации <адрес> посредством электронной почты поступило заявление Ивановича И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды спорного земельного участка. Заявление получено администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N 4484, что подтверждается штампом входящей корреспонденции администрации» <адрес>.
Между тем, заявление Иванович И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды спорного земельного участка не рассмотрено. В связи с чем, не рассмотрение заявления Иванова И.Н. и ограничение администрацией <адрес> права подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе № только путем личного присутствия заявителей не является законным. При таких обстоятельствах, нарушение, допущенное администрацией <адрес>, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Следовательно, все последующие сделки по распоряжению спорными земельными участками являются недействительными. На основании вышеизложенной прокурор обратился в суд с настоящим иском (л.д.2-9, 76-83).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьего лица привлечен Иванович И.Н. (л.д.34).
В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям. Просит признать договор аренды недействительным и применить последствия недействительной сделки, а именно возложить на Докторова И.О. обязанность возвратить в муниципальное образование <адрес> земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, ориентир <адрес> в 3,9 км. по направлению на юго-запад от ориентира в состоянии не хуже первоначального, а также указать, что решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра записи о регистрации договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика <адрес> Квашнина О.М. в судебном заседании против исковых требований возражала, по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 39-40 ).
Ответчик Докторов И.О., извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела (л.д. 103), в суд не явился, каких-либо ходатайств и возражений не представил.
Третье лицо по делу Иванович И.Н. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 103), каких-либо ходатайств не заявлял.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 39.7 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В соответствии со ст. 39.1. Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ допускается предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению.
Как установлено по делу, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка по факту нарушения администрацией Ачинского района земельного законодательства при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Ачинского района.
По результатам проверки установлено, что 19 апреля 2018 года в администрацию Ачинского района обратился Докторов И.О. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № а аренду сроком на 49 лет участок № (л.д.16-17).
<адрес> на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе № о возможном предоставлении земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, расположенного относительно ориентира в 3,9 км метрах по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, участок №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием - скотоводство, на праве аренды сроком на 3 года.
В извещении в разделе: адрес и способ подачи заявлений указан способ подачи заявлений: лично на бумажном носителе на имя <адрес> Розанчугова Е.И. по адресу: <адрес>, 9 этаж (приемная <адрес>), в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 (по местному времени). Дата и время окончания приема заявок - ДД.ММ.ГГГГ 17:00. (л.д.19-21).
В адрес администрации <адрес> посредством электронной почты поступило заявление Ивановича И. Н. от ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование -скотоводство, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственное назначения, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.22-23), которое получено администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ входящий №.
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и Докторовым И.О. заключен договор аренды № находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 3,9 км метрах по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок № с разрешенным использованием- скотоводство. Срок аренды установлен с 27.06.2018г. по 26.06.2021г. (л.д.26-29).
Как следует из объяснений начальника правового отдела администрации <адрес> Квашниной О.Н., подтвержденных в ходе рассмотрения дела, заявление Иванович И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование - скотоводство, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв.м., не рассмотрено, поскольку ответственные - исполнители должностные лица УМС ЗИО и Э администрации <адрес> на момент проведения проверки уволены и причины не рассмотрения заявления Ивановича И.Н., не известны (л.д.11-12).
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного участия, является препятствием для реализации вышеуказанного принципа, т.к. данное условие фактически является ограничением для желающих участвовать в аукционе, но проживающих за пределами <адрес>, а также субъекта Федерации.
Как определено в пункте 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При это данная норма не определяет, что данные заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.
Определение в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного условия способа подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, предполагает, что способы подачи заявлений должны быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участок, находящихся в государственной собственности до разграничения прав на земельные участки или собственности муниципального образования <адрес>» установлено, что согласно административного регламента граждане, юридические лица, уполномоченные представители подают заявления в администрацию <адрес> одним из следующих способов: лично(либо через уполномоченного представителя); посредством почтовой связи на бумажном носителе; -в форме электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационной сети Интернет.
Общие правила организации и порядка проведения торгов, а также заключения договора на торгах установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Согласно пункту 4 данной статьи торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
В силу положений статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 названного кодекса (пункт 2).
По смыслу пункта 1 статьи 449 ГК РФ нарушения порядка проведения торгов признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
На основании изложенного, не рассмотрение заявления Ивановича И.Н. и ограничение администрацией <адрес> права подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе № только путем личного присутствия заявителей является не законным. При проведении торгов нарушены положения ст.39.18 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах, нарушение, допущенное администрацией<адрес>, привело к недопущению, ограничению и устранениюконкуренции. Следовательно, все последующие сделки по распоряжению спорнымиземельными участками являются недействительными.
В силу п. п. 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Оспариваемый договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ имеет силу акта приема-передачи, что следует из п. 1.3. договора.
Нарушение принципов публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, и ограничение свободного доступа граждан к участию в них влечет за собой признание договора недействительным. Последствием этого будет возврат земельного участка в муниципальное образование <адрес> в состоянии, не хуже первоначального и исключение из Единого государственного реестра записи о регистрации договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что при применении последствий недействительности сделки арендные платежи, полученные от ДОкторова И.О. по договору аренды не подлежат возврату, поскольку были уплачены за пользование земельным участком в целях представления встречного исполнений.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и Докторовым И. О..
Применить последствия недействительности сделки: возложить наДокторова И. О. обязанность возвратить в состоянии не хуже первоначального в муниципальноеобразование <адрес> земельный участок из состава земельсельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием дляскотоводства, со следующими характеристиками: кадастровый №, площадь <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: Россия, <адрес>, ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 3,9 км метрах по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, участок №.
Исключить из Единого государственного реестра записи о регистрации договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и Докторовым И. О..
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.В. Парфеня
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2019 года