дело №2-248/2016 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Деменевой Т.Б.,
с участием помощника прокурора г.Александровска Усаниной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в защиту интересов Лукашина Вадима Андреевича к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Александровска просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Лукашину В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Кизеловского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Лукашина В.А. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
В обоснование иска указано, что Лукашин В.А. обратился в прокуратуру г.Александровска с заявлением об оказании ему помощи в получении жилья как лицу, имеющему статус «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как его мать ФИО2 лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери.
Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в приемную семью ФИО6 несовершеннолетнего Лукашина В.А.», за ним было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ отдела опеки и попечительства ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам установлен факт невозможности проживания Лукашина В.А. в данном жилом помещении в связи с несоответствием учетной нормы площади на одно лицо, поскольку площадь жилого помещения составляет 18 кв.м., зарегистрировано 4 человека.
Лукашин В.А. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма. До настоящего времени Лукашин В.А. жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Лукашин В.А. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений и пояснений по иску не предоставили.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражения на исковое заявление, указав, с иском не согласны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. В письменных пояснениях указали, что Лукашин В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п.6.6 ч.6 ст.6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…" включение в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении данных лиц в список.
Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.
Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше Лукашина В.А., обладающих одинаковыми с ним правами. Предоставление Лукашину В.А. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ.
Частью 1 ст.6 Закона № 1939-419 от 29.12.2004 года (в ред. Закона Пермского края №147 от 14.12.2012 года) предусмотрено однократное предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Пермского края № 107-п от 11.03.2013 года утвержден «Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального строительства Пермского рая в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Требования прокурора о возложении на ТУ МСР ПК края обязанности по предоставлению жилья считают не корректными, поскольку ТУ МСР ПК осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом в целях настоящего Закона понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договора найма специализированных жилых помещений и безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что настаивают на доводах, приведенных в возражениях Правительства Пермского края.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края извещены судом по месту нахождения в соответствии со ст.113-116 ГПК РФ, однако, почтовое отправление (судебная повестка, определение и иные документы) возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения, что свидетельствует об уклонении заинтересованного лица от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем суд считает, что приняты надлежащие меры по извещению заинтересованного лица о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (ред. Закона №147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Александровска обратился Лукашин В.А. с заявлением о том, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего помещения жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушены его права. Ему известно, что на территории Александровского района жилья не имеется, поэтому согласен на предоставление жилья на территории Пермского края в <адрес> или в <адрес>. (л.д.7)
Лукашин В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. До настоящего времени зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта на имя Лукашина В.А. (л.д.8-9).
Из свидетельства о рождении Лукашина В.А. установлено, что его родителями указаны ФИО1 и ФИО2 (л.д.17).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении Лукашина В.А. При рассмотрении данного гражданского дела № установлено, что сведения об отце в свидетельстве о рождении ребенка Лукашина В.А. записаны со слов матери. На момент рассмотрения дела несовершеннолетний Лукашин В.А. воспитывался в МОУ <данные изъяты> (л.д.18-19).
Приказом ТУ Минсоцразвитяи Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ Лукашин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В заключении № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, указано, что при рассмотрении заявления Лукашина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 18 кв.м., право пользования которым установлено на основании п.2 Постановления администрации г.Александровска Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в приемную семью ФИО6 несовершеннолетнего Лукашина Вадима», ордер на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано 4 человека, в связи с чем установлен факт невозможности проживания в жилом помещении в связи с несоответствием учетной нормы площади на одно лицо (л,<адрес>).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам сообщило Лукашину В.А., что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда формируется территориальными управлениями Минсоцразвития Пермского края, в связи с этим они не могут предоставить ему информацию о конкретном месте и конкретных сроках предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края (л.д.11).
Из Уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Лукашина В.А. на объекты недвижимого имущества (л.д.12).
По информации Губахинского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» № от ДД.ММ.ГГГГ на территории г.Александровска, Александровского муниципального района сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и пр.) на имя Лукашина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеется (л.д.13).
Лукашин В.А. окончил ГБПОУ <данные изъяты>», о чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом о среднем профессиональном образовании с квалификацией «техник» (л.д.14).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лукашин В.А. проходил действительную воинскую службу, что подтверждается военным билетом на его имя (л.д.15-16).
До настоящего времени Лукашин В.А. жилым помещением не обеспечен, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения (л.д.7).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Лукашин В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, в установленном порядке поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Лукашину В.А., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Лукашину В.А., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…» ( в ред. от 14.12.2012 года).
При таких обстоятельствах Лукашин В.А. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Лукашину В.А. жилого помещения именно на территории субъекта РФ, где он проживает, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, Лукашин В.А. поставлена на учет как нуждающийся в жилых помещениях на территории Александровского муниципального района, проживает на территории того же района. Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее постановки на учет в Александровском муниципальном районе материалами дела не доказана.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Лукашину В.А. жилого помещения в границах территории муниципального образования либо территории Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Александровска в защиту интересов Лукашина Вадима Андреевича удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Лукашину Вадиму Андреевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Кизеловского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Лукашина В.А. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Александровска к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова