10
12-984/2019
РЕШЕНИЕ
08 ноября 2019 года город Москва
Судья Щербинского районного суда города Москвы Тихомирова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора **** на постановление №2.3-318/2019 от 05 июля 2019 года старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора **** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ****,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора **** № 2.3-318/19 от 05 июля 2019 года генеральный директор **** привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник генерального директора ****, действующий на основании доверенности, - ****, обратился с жалобой в суд на постановление государственного инспектора № 2.3-318/19 от 05 июля 2019 года по доводам, изложенным в жалобе, в том числе ссылаясь на отсутствие в действиях **** вины и состава административного правонарушения, поскольку ответственным за безопасную эксплуатацию и надлежащее состояние опасного производственного объекта сети газораспределения Авиапредприятия является иное лицо; просил учесть, что у Общества имеется действующая лицензия от 2015 года на осуществление эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов.
В судебное заседание защитник *** в суд явился, доводы жалобы поддержал, просил об отмене оспариваемого постановления ввиду недоказанности вины генерального директора ****; дополнил, что сам **** знает о данном судебном заседании, лично присутствовать при рассмотрении жалобы не желает.
Вызываемый в судебное заедание старший государственный инспектор отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора **** не явился, и суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся доказательствам.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к выводу о доказанности административным органом совершения генеральным директором **** правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и не находит оснований для отмены либо изменения постановления.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 2.4 КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», понятие «промышленная безопасность» – важнейший элемент национальной безопасности государства, одна из основных составляющих благополучия населения страны. Поэтому создание надежной системы обеспечения защищенности каждого человека в частности и общества в целом от различных аварий, инцидентов и техногенных катастроф при создании и эксплуатации опасных производственных объектов и технических устройств на всех этапах их функционирования – от проектирования до ликвидации — является важнейшей государственной задачей.
Одним из основных элементов обеспечения промышленной безопасности является оценка состояния опасных производственных объектов, степень соответствия требованиям, при соблюдении которых возможно их безопасное использование.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 116-ФЗ указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения Федерального закона № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Одним из требований промышленной безопасности является проведение экспертизы промышленной безопасности, основной целью выполнения которой является максимально точная оценка риска аварии и продление срока безопасной эксплуатации оборудования.
Проведение экспертизы промышленной безопасности – это совокупность мероприятий по исследованию вопросов промышленной безопасности опасного производственного объекта, включающих экспертизу документации на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию, на техническое перевооружение в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством; технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; зданий и сооружений на таком объекте; декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, итогом которых является мотивированное отрицательное или положительное заключение экспертизы. Проведение экспертизы промышленной безопасности относится к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее № 116-ФЗ), экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Пункт 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, устанавливает, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются в том числе:
в) принятие в соответствии с техническими регламентами мер по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объектах, предусмотренных обоснованиями безопасности указанных технических устройств, а также мер по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
и) осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
л) наличие внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
у) эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта;
ф) наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору от 14 ноября 2013 года N 538 (пункт 7), устанавливают, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263 указывает, что эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица). Положение в том числе должно содержать порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности.
Пункт 143 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542, указывает, что периодически повторяющиеся газоопасные работы, выполняемые постоянным составом работающих, производятся без оформления наряда-допуска по утвержденным производственным инструкциям. К таким работам относятся обход наружных газопроводов, ГРП (ГРПБ), ШРП и ГРУ, ремонт, осмотр и проветривание колодцев; проверка и откачка конденсата из конденсатосборников; техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования без отключения газа; техническое обслуживание запорной арматуры и компенсаторов, расположенных вне колодцев; обслуживание (технологическое) газоиспользующих установок (котлов, печей). Указанные работы должны выполняться двумя рабочими и регистрироваться в специальном журнале с указанием времени начала и окончания работ.
В силу пункта 9 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, в том числе должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления.
Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 октября 2010 года N 870, в п.п. е) п.70 устанавливает, что при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.
Из материалов дела усматривается, что 21.05.2019 в ходе проведения проверочных мероприятий на объекте - сеть газопотребления ****, расположенный по адресу :г.Москва, п/о Рязаново, территория Остафьево Аэропорт, поселение Рязановское в составе - газовая котельная аэропорта Остафьево: ГРУ; газовое оборудование трех котлов водогрейных BLASI NTN-AR 3000, оборудованных газовыми горелками CIB Unigaz P 510, газовая котельная Профилактория летного состава: газопровод наружный высокого давления подземный полиэтиленовый Д=110 мм протяженностью 513 м.п., ГРУ; газовое оборудование трех котлов водогрейных КСВа-1,0 оборудованных газовыми горелками Dreisler M1001, обнаружены нарушения генеральным директором **** Овчаренко А.С. требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", лицензионных требований, что выразилось в следующем:
- вследствие отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации помещений газовой котельной аэропорта Остафьево, входящего в состав сети газопотребления ****, расположенного по адресу :г.Москва, п/о Рязаново, территория Остафьево Аэропорт, поселение Рязановское не проведена экспертиза промышленной безопасности с оформлением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, устанавливающей срок дальнейшей безопасной эксплуатации и отражающей условия дальнейшей безопасной эксплуатации помещений котельной с размещенным в ней газоиспользующим оборудованием;
- вследствие отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации помещений газовой котельной Профилактория летного состава, входящего в состав сети газопотребления ****, расположенного по адресу: г.Москва, п/о Рязаново, территория Остафьево Аэропорт, поселение Рязановское не проведена экспертиза промышленной безопасности с оформлением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, устанавливающей срок дальнейшей безопасной эксплуатации и отражающей условия дальнейшей безопасной эксплуатации помещений котельной с размещенным в ней газоиспользующим оборудованием;
- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: повреждено изоляционное покрытие (окраска) наружного газопровода высокого давления от выхода из земли до ввода газопровода в здание котельной Профилактория летного состава;
- Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектов **** требует переработки, т.к. раздел № 2 «Нормативные ссылки» содержит ссылки на недействующие нормативные акты;
- в журнале периодически повторяющихся газоопасных работ (обход наружного газопровода высокого давления подземного в котельной Профилактория летного состава, входящего в состав сети газопотребления ****) не указывается время начала и окончания работ.
Выявив нарушение, выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей и отсутствии контроля за соблюдением требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях генерального директора **** состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора **** в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 28.06.2019года; актом проверки от 21.05.2019 г. № А-205/2.3, распоряжением о проведении плановой выездной проверки и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность представленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия генерального директора **** правильно квалифицированы по ч.1ст. 9.1 КоАП РФ.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Выводы должностного лица о наличии вины генерального директора **** в совершении данного административного правонарушения, а также о наличии состава административного правонарушения. изложенные в обжалуемом постановлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе административного производства. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ст. 9.1 ч.1 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, у **** имеется действующая лицензия от 2015 года на осуществление эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, не освобождают от обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности с оформлением последующего положительного заключения, т.к. из материалов дела следует, что проектная документация на помещение котельной Профилактории летного состава, входящего в состав сети газораспределения Общества, не имеет сведений о сроке его эксплуатации, и в силу п.7 "Правил проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору от 14 ноября 2013 года N 538 (пункт 7), подлежит проведению указанной экспертизе. При этом суд отмечает, что на момент проверки данный объект не законсервирован, не ликвидирован, из государственного реестра опасных производственных объектов не исключен, следовательно, находился в стадии эксплуатации.
Доводы об отсутствии вины **** в административном правонарушении опровергаются материалами дела. Именно указанное лицо, как руководитель организации несет ответственность за соблюдением **** лицензионных требований, и предоставленные стороной защиты документы данного обстоятельства не опровергают.
Другие доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных должностным лицом в полном соответствии с правилами ст.26.1 КоАП РФ. Между тем доказательства, представленные по делу, являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности генерального директора **** в совершении вмененного административного правонарушения, а потому не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Административное наказание назначено генеральному директору **** в пределах санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ и является справедливым. Оснований для снижения наказания, а также применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, так как назначенное наказание является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление №2.3-318/2019 от 05 июля 2019 года старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора **** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ****, - оставить без изменения, жалобу защитника *****, - без удовлетворения.
Судья Тихомирова Е.А.