ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-6957/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 2 декабря 2020г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Сотникова Николая Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 74 Нижнеилимского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 73 Нижнеилимского района Иркутской области, от 10 июля 2020г. и решение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020г., вынесенные в отношении главы администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области Сотникова Николая Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Нижнеилимского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 73 Нижнеилимского района Иркутской области, от 10 июля 2020г., оставленным без изменения решением судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020г., глава администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области Сотников Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Сотников Н.И. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что на основании решения прокурора Нижнеилимского района Иркутской области от 15 апреля 2020г. № 16 проведена выездная проверка администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, главой которого является Сотников Н.И., по обеспечению исполнения требований законодательства по содержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
По результатам проверки выявлены нарушения, отраженные в заключении специалиста, привлеченного к проведению проверки прокурора, от 24 апреля 2020г., согласно которому на территории Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области имеются защитные сооружения гражданской обороны - убежища, противорадиационные укрытия, расположенные в подвалах многоквартирных жилых домов <адрес>, содержание которых и эксплуатация не соответствует требованиям действующего законодательства.
Прокурор пришел к выводу, что указанные убежища являются собственностью администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, потому ответственность за допущенные нарушения законодательства о гражданской обороне должен понести глава указанного городского поселения Сотников Н.И.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления прокурором в отношении главы городского поселения Сотникова Н.И. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 мая 2020г., согласно которому допущены нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002г. N 583., состоящие, помимо прочего, в том, что администрацией городского поселения не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению и не проводится техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны и его технических систем; инженерно-техническое оборудование защитных сооружения гражданской обороны не содержится в исправном состоянии и не готово к использованию по назначению, выявлен ряд других нарушений содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением мирового судьи Сотникова Н.И. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
Выводы судебных инстанций вызывают сомнения ввиду следующего.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999г. N 1309 (ред. от 30.10.2019) (далее – Порядок N 1309), к объектам гражданской обороны относится, в том числе и убежище, под которыми понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно- химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Из положений п.3 Порядка N 1309 следует, что убежища создаются в следующих случаях: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Согласно п. 9 Порядка N 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (п. 12 Порядка N 1309).
С учетом изложенного следует, что объект должен соответствовать понятию убежища, его создание осуществлено органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в связи с наличием определенных в п.3 Порядка N 1309 факторов и на основании плана, разработанного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованного с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.
В нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ судебными инстанциями наличие определенных в п. 3 Порядка N 1309 факторов не установлено, факт разработанного органами исполнительной власти и согласованного в установленном порядке плана прокурором также не установлен, на его наличие прокурор не ссылается, вопрос о его существовании им в ходе проверки не исследовался.
Документы, представленные в деле, не содержат в себе сведений о том, что принималось решение о создании помещений убежищ и, соответственно, о том, что они были созданы. Инвентарные карточки спорных помещений как убежищ, выписки из технических планов подвалов отсутствуют в материалах дела, прокурором, судебными инстанциями не запрашивались.
Вопреки выводам прокурора, в деле отсутствуют сведения о собственнике указанных помещений в лице администрации городского поселения.
В ходе рассмотрения дела судебными инстанциями необоснованно оставлены без внимания и оценки доводы Сотникова Н.И. о том, что указанные помещения не передавались администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, что данные повалы используются для собственных нужд управляющей организацией (складские помещения).
Так, в деле имеется договор от 1 февраля 2007г. № 13, согласно которому администрация муниципального образования «Нижнеилимский район» Иркутской области передала в безвозмездное пользование Новоигирминскому городскому поселению Нижнеилимского района Иркутской области имущество по передаточному акту, в том числе квартиры в жилых домах <адрес>. Однако судебными инстанциями не принято во внимание, что факт передачи убежищ как самостоятельных объектов из этого договора и передаточного акта к нему не следует.
Мировой судья в постановлении ссылается на проведение инвентаризации, оценки и использования указанных подвальных помещений как защитных сооружений гражданской обороны комиссией Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, о чем в материалы дела представлены акты от 22 октября 2018г. Однако выводы, отраженные в актах, свидетельствует о фактическом отсутствии убежищ. Так в актах отражено, что указанные защитные сооружения не соответствует требованиям действующего законодательства, их эксплуатация именно как защитных сооружений гражданской обороны не планируется.
Вышеуказанные нарушения не были устранены при рассмотрении дела районным судом в порядке ст. 30.6 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные решения не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Учитывая, что существенные обстоятельства, подлежащие установлению, не имеют подтверждения в материалах дела, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу Сотникова Николая Ивановича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 74 Нижнеилимского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 73 Нижнеилимского района Иркутской области, от 10 июля 2020г. и решение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020г. отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева