Дело № 2-418/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
с участием истца Галашовой Т.В.,
представителя ответчика Третьякова А.Н. адвоката - Масленникова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Галашовой Татьяны Владимировны к Третьякову Александру Николаевичу о признании договора купли-продажи жилого помещения недействительным, о применении последствий недействительности сделки об отмене перехода права собственности на комнату, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Галашова Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения в виде комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между истцом Галашовой Е.Н. и ответчиком Третьяковым А.Н., просит применить последствия недействительности договора об отмене перехода данной комнаты в собственность ответчику.
Мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: <адрес>. Сделка совершалась при посредничестве риелтора ФИО5, ответчик при заключении сделки в МФЦ не присутствовал. Договор с его подписью представила ФИО5, которая убедила её поставить подпись в договоре за якобы полученные деньги в счет оплаты стоимости комнаты. В то время как в действительности деньги получены не были. Таким образом, ответчик, заключая договор купли - продажи жилого помещения, не был намерен создать соответствующие правовые последствия, то есть не исполнил обязательства по оплате стоимости объекта недвижимости. Просит признать данную сделку недействительной в силу ст. 170 ГК РФ совершенной для вида без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
В судебном заседании истец Галашова Т.В. исковые требования уточнила, в силу ст. 39 ГПК РФ изменила основание свои исковых требований, просит признать в силу ст. 179 ГК РФ договор купли-продажи, заключенный между Третьяковым А.Н. и Галашовой Т.В. недействительным по той причине, что он был подписан под влиянием обмана со стороны ответчика. Перед подписанием договора риелтор ФИО5 убедила подписать договор без получения денежных средств, пояснив, что у ответчика временные финансовые сложности и после их решения он обязательно с ней рассчитается. На протяжении длительного времени она неоднократно обращалась к ответчику и его риелтору по вопросу возврата денег, однако, требования остались без удовлетворения. Окончательно поняла, что её обманули, что ответчик не намерен исполнять свои обязательства по оплате комнаты только после того, когда её вызвали в прокуратуру в ДД.ММ.ГГГГ. для дачи объяснений в части расходования средств материнского капитала. В этом же период ответчик стал отрицать факт неоплаты задолженности, утверждая, что задолженности у него нет, якобы все деньги он выплатил при подписании договора. В подтверждении своих доводы представила справки о состоянии вклада в ПАО «Сбербанк» по счетам №, № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик - Третьяков А.Н. в судебном заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика - адвокат Масленников Д.В. с иском не согласился. Считает, что оснований для признания данной сделки недействительной, не имеется. Сторонами обязательства выполнены в соответствии с условиями договора: комната передана, денежные средства истцом получены. Письменных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом не представлено. Просит в иске отказать также, в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствии ответчика.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Галашовой Т.В. необоснованны и незаконны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ч.1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В п. 3 ст. 486 ГК РФ закреплено, что если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплату процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 550 ГК РФ договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору купли- продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу ч.1 ст. 555 ГК РФ предусмотрено, что при отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости, договор о её продаже считается незаключенным.
Согласно ч.1 ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие её покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
В силу п.2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч.2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признании судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается намеренное умолчание по обстоятельствам, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
В силу ст. 56 ГК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между Галашовой Т.В. и Третьяковым А.Н. заключен договор купли- продажи жилого помещения - комнаты по адресу: <адрес>.
На основании заявления покупателя и продавца о проведении государственной регистрации договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ. проведена государственная регистрация права собственности на данную комнату, номер регистрации №
При заключение сделки стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора купли - продажи жилого помещения: определена цена; установлены данные об объекте недвижимости, подлежащего продаже; порядок передачи комнаты.
Согласно пунктов 1, 2.1 договора предусмотрено, что продавец продает, а покупатель приобретает за счет собственных средств в собственность жилую комнату по адресу: <адрес> общей площадью 17,9 кв.м., расположенную на втором этаже за <данные изъяты>.
Пунктом 2.2 договора указано, что покупатель обязуется в день подписания договора, оплатить продавцу наличными средствами сумму, указанную в п.2.1договора.
Из содержания пункта 3.5 договора следует, что отчуждаемое имущество до момента подписания сторонами договора осмотрено, передача и принятие его покупателем осуществляется между сторонами без составления отдельного передаточного акта.
В силу п. 3.4 договора право собственности на данную квартиру у покупателей возникает с момента государственной регистрации настоящего договора и перехода права собственности.
При подписании договора истец Галашова Т.В., то есть продавец, указала, что <данные изъяты> рублей получила.
Данная запись произведена истцом собственноручно и в суде не оспаривалась. Факт передачи комнаты истцом также не оспаривается.
Согласно выписке из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Третьяков А.Н. продал комнату ФИО8, переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ., в настоящее время собственником комнаты является ФИО9 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд полагает, оснований для признания данной сделки недействительной не имеется, поскольку истец свои обязательства сделки выполнила полностью: комната передана, а ответчик выполнил свои обязательства – принял комнату и оплатил стоимость комнаты в размере, указанном в договоре, переход права собственности по договору купли-продажи зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Утверждение истца о том, сделки совершена под влиянием обмана ответчика, поскольку, заключая договор купли - продажи жилого помещения, не исполнил обязательства по оплате стоимости объекта недвижимости, не нашло подтверждения в суде, истцом достаточных, допустимых, относимых доказательств данного обстоятельства не представлено.
Свидетель ФИО10, муж истицы, пояснил, что при совершении сделки не присутствовал. ДД.ММ.ГГГГ. они обсуждали с женой, что Третьяков должен деньги отдать наличными. Со слов жены знает, что Третьяков деньги не заплатил, обещал заплатить позже через месяц, но так и не заплатил, так как у него были финансовые затруднения.
Свидетель ФИО11, пояснила, что при заключении сделки и передаче денег не присутствовала. Со слов Галашовой Т.В. знает, что она купила комнату и продала, однако, деньги от продажи комнаты не получила.
Суд к показаниям свидетелей суд относится критически, поскольку свидетели при заключение сделки не присутствовали, каким образом, произошла передача денег им неизвестно.
Утверждения истца о том, что указанная денежная сумма отсутствует на счетах в ПАО «Сбербанка», принадлежащих истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., не опровергают установленные в суде обстоятельства дела.
Между тем, из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГг. следователя СО <данные изъяты> следует, что в ходе проверки факт хищения денежных средств Галашовой Т.В. в размере <данные изъяты> рублей путем обмана не подтвердился, событие, предусмотренное статьей 159 УК РФ, отсутствует. При этом, как указано в постановлении, что решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворены исковые требования <адрес> прокурора о взыскании с Галашовой Т.В. денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в счет стоимости неосновательно израсходованных средств материнского капитала. Согласно решения, ответчик в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что приобрела комнату за счет средств материнского капитала в <адрес> для последующей сдачи в наем. Через месяц продала комнату Третьякову А.Н. за <данные изъяты> рублей, вырученные от продажи средства потратила на лечение свекра. Из пояснений истца в судебном заседании при рассмотрении данного иска, следует, что она исковые требования признала и пояснила, что деньги от продажи комнаты получила в полном объеме, потратила их по своему усмотрению на лечение свекра и на проживание.
Постановлением городской прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении жалобы Галашовой Т.В. на указанное выше постановление следователя СО <данные изъяты> отказано, поскольку постановление вынесено законно и обоснованно.
В силу п.2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий её недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка п.1 ст.179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признании сделки недействительной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 102 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации годичный срок исковой давности по искам о признании недействительной оспоримой сделки следует исчислять со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена такая сделка (пункт 1 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Таким образом, несмотря на то, как утверждает истец, что при заключение договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. денежные средства ей фактически не были переданы ответчиком, обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении годичного срока исковой давности на обращение в суд. Других доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Галашовой Татьяны Владимировны оставить без удовлетворения.
В иске Галашовой Татьяне Владимировне к Третьякову Александру Николаевичу о признании недействительным договора купли - продажи жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между Галашовой Татьяной Владимировной и Третьяковым Александром Николаевичем, о применении последствий недействительности сделки об отмене перехода данной комнаты в собственность ответчику, о взыскании судебных расходов по госпошлине 300 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.Н.Ёлохова