Дело №2-291/2014 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2014 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.,
с участием истцов Лебедевой Н.Н., Лебедева В.А.,
при секретаре САюк Е.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску
Лебедева в.А., Лебедевой Н.Н., Лебедева В.В. к Администрации Ачинского района Красноярского края, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 3-отделу ФГУ «Центррегионжилье» г. Красноярска, «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ», Правительству РФ о признании проживающими в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Лебедев В.А., Лебедева Н.Н., Лебедев В.В. обратились в суд с иском к Администрации Ачинского района, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, администрации Ключинского сельсовета, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 3-отделу ФГУ «Центррегионжилье» г. Красноярска, «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» о признании проживающими в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Мотивировали свои требования тем, что Лебедеву В.А. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 04 января 1979 года №, в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которую, он вселился вместе с членами своей семьи: женой Лебедевой Н.Н., сыном Лебедевым В.В. С момента вселения они зарегистрировались в данном жилом помещении по месту жительства и стали проживать в квартире, выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения, несут бремя ее содержания, производят текущий ремонт квартиры, оплачивают коммунальные платежи. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, в 2000 году была исключена из состава данного жилищного фонда. Поскольку сведения о собственнике данного жилого помещения отсутствуют, в настоящее время они лишены возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации и вынуждены обратиться в суд. Просят признать их проживающими в спорном жилом помещении на условиях социального найма и признать за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д. 2-4).
Определениями суда от 20 декабря 2013 г., 23.01.2014 г. в качестве соответчика по делу привлечено Правительство Российской Федерации, в качестве третьего лица по делу привлечен Лебедев П.В.
В судебном заседание истцы Лебедев В.А., Лебедева Н.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что спорная квартира была предоставлена им в 1979 году в связи с трудовыми отношениями Лебедева В.А. с войсковой частью 74008. С этого времени их семья постоянно проживает в квартире. В 2004 г. Красноярской КЭЧ им было предложено заключить договор найма служебной квартиры, они его подписали. Никто из членов их семьи военнослужащими не являлся. Не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Истец Лебедев В.В., извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, путем личного получения судебной повестки (л.д.39), в суд не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие с (л.д.71).
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерство обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 3-го отдела ФГУ «Центррегионжилье» г. Красноярска, «Специального территориальное управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Правительства РФ, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.41-44, 53, 58-59), в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, отзыва по существу требований истцов не представили.
Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела должным образом (л.д.44), в судебное заседание не явился, согласно полученному письменному отзыву, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по иску не возражал, указав, что спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района не значится, сведения о включении спорной квартиры в число служебных, в администрации Ачинского района отсутствуют. Жилищный фонд военного городка в дер.Каменка Ачинского района должен был быть передан органу местного самоуправления, однако до настоящего времени передача в муниципальную собственность Ачинского района не производилась. Считает, что в силу закона спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности (л.д. 34-35).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом (л.д.56), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.60), отзыва по существу иска не представил.
Третье лицо Лебедев П.В., извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, согласно телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие, против исковые требований не возражал. (л.д. 91).
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не учтено в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался (л.д. 50).
Представители третьих лиц войсковой части 74008, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.55, 57), в судебное заседание не явились, отзыва не представили.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав истцов, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1999 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как следует из материалов дела, согласно сведений ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, в реестре федерального имущества учитывается объект недвижимости в виде жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу : <адрес>, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ (л.д. 92).
Лебедев В.А. и его супруга Лебедева Н.Н. состояли в трудовых отношениях с войсковой частью 74008. Лебедев В.А. был принят на работу 21.03.1979 г. в качестве грузчика, уволен 26.10.1984 г. После чего вновь был принят на работу в войсковую часть 74008 - 11.12.1990 г. стрелком в отряд ВОХР, уволен 04.02.1992 г., с 27.01.1995 г. по 29.06.2010 г. работал в этой же войсковой части машинистом-кочегаром котельной (л.д. 77-87), что подтверждается копией его трудовой книжки.
Лебедева Н.Н. принята в войсковую часть 74008 03.04.1979 г. ремонтником боеприпасов 1 разряда, уволена 28.06.1979 г., а также работала в названной должности в период с 13.11.1979 г. по 12.09.1986 г., что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 72-73).
Из вышеуказанных копий трудовых книжек Лебедева В.А., Лебедевой Н.Н. следует, что военнослужащими они не являлись, как лица из числа гражданского состава, состояли в трудовых отношениях с войсковой частью 74008.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 04 января 1979 года № вышеуказанная квартира была предоставлена Лебедеву В.А., в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью 74008 (л.д. 5-8), на состав семьи: жену Лебедеву Н.Н., сына Лебедева В.В.
Указанные лица вселились в спорную квартиру, зарегистрировались в ней по месту жительства (л.д.18), приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи, на них открыт финансово-лицевой счет, согласно которого Лебедев В.А. зарегистрирован в квартире 30.05.1979 г., Лебедева Н.Н. с 13.07.1979 г., Лебедев В.В. с 09.06.1993 г. (л.д. 25). Каких-либо претензий по проживанию к истцам не поступало. Представителями ответчиков факт проживания истцов в спорном жилом помещении также не оспорен, встречного иска к ним не предъявлялось. Что подтверждается показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 (л.д. 94)
06 октября 2004 года Красноярской КЭЧ с Лебедевым В.А. на спорную квартиру был заключен договор № найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ, в который в качестве члена семьи нанимателя включены жена Лебедева Н.Н., сын Лебедев В.В. (л.д.5-8).
Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Лебедеву В.А. в 1979 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1979 году статуса служебной, а также о предоставлении Лебедеву В.А. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из копий Распоряжений администрации Ачинского района, спорная квартира к числу служебных отнесена не была (л.д.64-69а), в реестре муниципальной собственности Ачинского района не числится (л.д. 14).
Заключение на спорную квартиру 06 октября 2004 года Красноярской КЭЧ с Лебедевым В.А. договора найма служебной квартиры, не основано на законе.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Лебедеву В.А. и членом его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как было указано выше, до 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Право на приватизацию жилого помещения Лебедевым В.А., Лебедевым В.В., Лебедевой Н.Н. ранее не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.15-17).
В судебном заседании также установлено, что истцы других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности не имеют, что не оспорено ответчиками.
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Лебедевых о признании за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лебедева в.А., Лебедевой Н.Н., Лебедева В.В. удовлетворить.
Признать Лебедева в.А., Лебедеву Н.Н., Лебедева В.В. проживающими в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: Россия, <адрес>, на условиях социального найма.
Признать за Лебедевым В.А., Лебедевой Н.Н., Лебедевым В.В. право собственности в порядке приватизации по 1/3 доли в праве за каждым на квартиру, расположенную по адресу: Россия, <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Сисюра