Дело № 2-1239/2014
Решение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2014 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Л.О. Остапенко
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панарина ФИО11, Панариной ФИО12, Срибной ФИО13, действующей в интересах несовершеннолетней Срибной ФИО14, к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу № 2 Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, администрации г. Алейска Алтайского края о признании незаконным решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от 14 апреля 1982 года №50, постановления администрации города №1021 от 29 октября 2004 года о включении жилых помещений в число служебных и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском о признании незаконным решения и постановления о включении квартиры в число служебных, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из 3-х человек (ордер на вселение на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г.Алейск, <адрес> Когда они решили приватизировать квартиру, то выяснилось, что квартира, в которой они проживают, является служебной. Между тем, считают неправомерным отнесение их квартиры к числу служебных, поскольку занимаемое истцами жилое помещение предоставлялось на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения. Данное жилое помещение находится в военном городке г.Алейск, который до издания распоряжения Правительства РФ №1779-р от 11.10.2011 года считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее они не участвовали. Они обратились с заявлениями в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании договора. Между тем, указанными учреждениями им было отказано в заключении с ними договор передачи в собственность жилого помещения, либо даче разрешение на приватизацию, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений им не делегированы. Просят решение исполнительного комитета Алейского городского совета народных депутатов Алтайского края № 50 от 14 апреля 1982 года и постановление администрации г.Алейска № 1021 от 29 октября 2004 года «О включении свободных жилых помещений в число служебных» - признать незаконным и отменить, признать за Панариным Ю.В., Панариной Л.В., Срибной А.Н. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по <адрес> г.Алейска.
Истцы Панарин Ю.В., Панарина Л.В., Срибная С.Ю., действующая в интересах несовершеннолетней Срибной А.Н., в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили аналогично изложенному в иске.
Представитель ответчика администрации г.Алейска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно сообщения № 3880 от 09 октября 2014 года просят рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представители ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, Министерства Обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, территориального отдела № 2 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
От ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступили письменные возражения относительно заявленных требования, согласно которым учреждение возражает относительно передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, так как занимаемое истцами жилое помещение относится к числу служебного жилья, приватизация которого запрещена. Истец Панарин Ю.В. обеспечивался квартирой на период прохождения военной службы. После отнесения квартиры к числу служебных оспариваемыми решением и постановлением, данная квартира из числа служебных не исключалась. Кроме того, о статусе квартиры истцам стало известно с момента получения архивной выписки от 17 декабря 2013 года, с заявлением об оспаривании статуса квартиры они обратились за пределами срока, предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.
Третье лицо Срибная С.Ю. в судебном заседании не возражала относительно требований истцов.
Учитывая мнение истцов, третьего лица, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.
Выслушав истцов Панарина Ю.В., Панарину Л.В., Срибную С.Ю., действующую в интересах несовершеннолетней Срибной А.Н., третье лицо Срибную С.Ю., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцы утверждают, что решение исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации г.Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ о включении <адрес> г.Алейска в число служебных являются незаконными.
Суд считает данные доводы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу с 01 марта 2005 года.
На момент возникновения спорных правоотношений жилищные отношения регулировались до принятия в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных Республик, утвержденных Законом СССР от 08 декабря 1961 года, предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. Пользование жилым помещением в этих домах оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР «Об упорядочении использования ведомственных и служебных жилых помещений» от 29 июня 1962 года на районный Совет депутатов трудящихся была возложена обязанность по руководству жилищным и коммунальным хозяйством, а так же распределением жилищного фонда.
Как следует из решения исполнительного комитета Алейского городского Совета депутатов Алтайского края № 50 от 14 февраля 1982 года «О закреплении служебных квартир по войсковой части 34159», рассмотрев просьбу войсковой части 34159, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 декабря 1980 года № 1131, решено закрепить служебные квартиры для военнослужащих войсковой части 34139. Домоуправлению № 9 войсковой части 34159 поручено выдать служебные ордера для заселения. В приложении № 1 к указанному решению под № 14 списка служебных квартир для работников КЭЧ в жилищном фонде войсковой части 34159, указана и <адрес> г. Алейске.
Из архивной справки № П-42, выданной 17 декабря 2013 года архивным отделом администрации г.Алейска следует, что на основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от 21 декабря 1983 года № 183 улица <адрес> была переименована в улицу <адрес>
Согласно архивной справки № П-38 от 17 декабря 2013 года, выданной архивным отделом администрации г.Алейска Алтайского края, постановлением главы администрации г.Алейска от 29 октября 2004 года № 1021 <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от 15 октября 2004 года № 2155.
Согласно ст. 297 ГК РСФСР, в редакции 1964 года, служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений, а определенным категориям работников – в соответствии с законодательствам Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
Согласно статьи 339 Гражданского кодекса РСФСР право пользования служебным жилым помещением, предоставленным работнику в связи с условиями работы, прекращается одновременно с прекращением трудового договора.
Пунктом 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 и действовавшего на момент предоставления истцу жилого помещения (утратил силу в связи с изданием Министром обороны РФ Приказа от 15 февраля 2000 года N 80), также предусматривалось, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.
По смыслу указанных норм права служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых отношений, на момент предоставления гражданину жилого помещения оно должно быть в установленном порядке отнесено к числу служебных. Следовательно, решение о признании жилого помещения служебным должно быть принято в отношении свободного жилого помещения, не переданного для проживания гражданам на иных основаниях.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № прапорщику Панарину Ю.В. была предоставлена <адрес>, на состав семьи, состоящий из жены – ФИО15 и дочери ФИО16
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истцы Панарин Ю.В., Панарина Л.В. зарегистрированы в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Срибная С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ, внучка Срибная А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.
Как было отмечено выше, в соответствии с действовавшим законодательством, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти. Решение от 14 апреля 1982 года № 50 о придании <адрес> статуса служебной было принято уполномоченным органом до вселения истцов в данное жилое помещение.
Служебное жилое помещение могло быть предоставлено истцу Панарину Ю.В., так как на момент предоставления квартиры он служил прапорщиком в войсковой части, что соответствовало требованиям гражданского законодательства и иных действовавших на момент предоставления жилого помещения норм законодательства.
Выпиской из реестра федерального имущества от 15 января 2013 года № ТА-269 подтверждается, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны является его балансодержателем, что следует из передаточного акта от 01 апреля 2011 года.
В соответствии с указанием ВрИД начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 11 марта 2008 года № 155/4/237 исключение служебных жилых помещений из специализированного жилого фонда прекращено.
В последующем орган, осуществляющий управление государственным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения в части включения в число служебных спорной квартиры, поскольку данная квартира на момент ее предоставления истцу уже имела статус служебной и до настоящего времени решения о лишении ее этого статуса в установленном законом порядке соответствующим органом не принималось. Доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено.
Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, суд не вправе входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности. То есть законных оснований для обязания собственника, или лица, в управлении которого находится квартира, исключить ее из числа служебных с закреплением за истцом, не имеется.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Сведений о том, что у истцов имелись основания для предоставления спорного жилого помещения в ином порядке, в том числе на основании договора социального найма, а также о том, что истцы относятся к числу лиц нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поставлены на учет в качестве таких лиц, в деле не имеется.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖКРФ.
Из материалов дела следует, что истцы малоимущими в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающимися в улучшении жилищных условий не признавались, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состояли, соответствующего решения о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности решения исполнительного комитета Алейского городского совета народных депутатов Алтайского края № 50 от 14 апреля 1982 года о закреплении за спорным жилым помещением статуса служебной квартиры.
Постановление администрации г.Алейска № 1021 от 29 октября 2004 года о включении <адрес> г.Алейска в число служебных, также не противоречит нормам действующего законодательства, так как оно вновь утвердило статус спорного жилого помещения в качестве служебного.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в статье 49 Жилищного кодекса РФ.
В статье 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В судебном заседании установлено, что Панарину Ю.В. 18 июня 1996 года в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны для проживания было предоставлено служебное жилое помещение, признанное таковым в установленном законом порядке.
Согласно статьи 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Панарина ФИО17, Панариной ФИО18, Срибной ФИО19, действующей в интересах несовершеннолетней Срибной ФИО20, о признании незаконным решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №50, в части включения квартиры <адрес> г. Алейска в число служебных, и постановления администрации г.Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ о включении <адрес> г.Алейска в число служебных, признании права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд.
Судья: В.П. Долженко
Не вступило в законную силу