Решение по делу № 2-123/2016 ~ М-2085/2015 от 25.12.2015

Дело номер 2-123/2016

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В. Луханиной,

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании договора найма служебного жилого помещения недействующим, исключении жилого помещения из числа служебных, о понуждении заключения договора социального найма и встречное исковое заявление ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к ФИО2, ФИО1 о расторжении договора найма служебного жилого помещения и прекращении права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском указывая на то, что согласно сведений Алейского РЭУ филиала «Барнаульский» ОАО «Славянка», его семье по договору служебного найма была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. За весь период времени проживания по данному адресу от собственника не поступало каких - либо требований об освобождении занимаемой жилой площади. Полагает, что собственник пропустил установленный законом срок истребования имущества, так как в суд с требованием о выселении не обращался, следовательно пропустил срок исковой давности о выселении, поскольку с момента прекращения пользования жилым помещением ответственным квартиросъемщиком прошло более трех лет. Кроме того, квартира приобрела статус служебной с нарушением процедуры признания ее таковой. При обращении в Межрайонный отдел г.Алейска Федеральной кадастровой палаты, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, установлено что у МО РФ отсутствует право собственности на данную жилплощадь. Право на реализацию по программе приватизации истцом и членами его семьи не использовано. Однако при обращении к ответчикам за разрешением на приватизацию жилья было отказано.

Таким образом, истец считает, что по независящим от него причинам, ему невозможно реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, полученного по договору социального найма, которое не относится в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» к категории жилья, не подлежащего приватизации и учитывая, что ранее ФИО2 в приватизации жилья не участвовал, он вынужден обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение.

Просит признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>

В связи составлением заявления без движения истец уточнил исковые требования и в заявлении представленном суду ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на вышеуказанные основания заявленного иска указал, что просит признать за ним право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного помещения недействительным; исключить жилое помещение по адресу: <адрес> из числа служебных.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уточнил исковые требования и дополнительно указал, что в связи с предъявлением встречного искового заявления считает, что истцом пропущен общегражданский срок исковой давности по делам такой категории. Истцу было известно что договор был оформлен как договор служебного найма, однако оформлен с нарушением правил признания жилья служебным. В период признания жилого помещения служебным в нем проживали и были зарегистрированы семья Гунченко, а следовательно порядок признания данной жилой площади служебной был нарушен. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Алейского Архивного отдела, сведения о включении данной жилой площади в период с 2006 года в число служебной не поступали. Сведения о принадлежности данного имущества Министерству обороны РФ на праве собственности, отсутствуют. Более 5 лет квартира не используется как служебная, не может и в будущем использоваться как служебная, так как в связи с истечением срока обращения в суд о выселении, они не могут быть выселены из квартиры. Таким образом, правовой статус жилья утрачен. ФИО6 проживают в квартире постоянно, имеют постоянную регистрацию, лицевой счет, производят оплату коммунальных платежей, что свидетельствует о сложившемся фактическом договоре социального найма. Верховный Суд РФ в своем Определении номер 35-В 06-12 от ДД.ММ.ГГГГ указал, что установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным лишь в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае граждане имеют право на приватизацию жилого помещения независимо от того обстоятельства что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении. Статус служебного жилого помещения можно оспорить тем, что Начальник Алейской КЭЧ является ненадлежащим лицом имеющим право относить жилые помещения к числу служебных, а надлежащим лицом в соответствии с Постановлением Правительства РФ номер 1053 является ДИО МО РФ. Просит обязать Департамент имущественных отношений МО РФ заключить договор социального найма на <адрес>; признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, признать договор найма служебного помещения недействительным; исключить жилое помещение по адресу: <адрес> из числа служебных.

ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обратилось к ФИО2, ФИО1 со встречным исковым заявлением о расторжении договора найма служебного жилого помещения и прекращении права пользования жилым помещением указывая на то, что проживание в служебном жилом фонде МО РФ без законных на то оснований нарушает законные права и интересы ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ как уполномоченного специализированного органа Министерства обороны Российской Федерации, отвечающего за принятие решений о предоставлении жилых помещений, закреплённых за органами Министерства обороны РФ по договорам найма специализированного жилого помещения, а также за заключение и расторжение договоров найма специализированных жилых помещений на подведомственной территории и учет жилищного фонда, а также создает препятствия для ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ выполнить свои функции по предоставлению указанного служебного жилого помещения военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и работающим в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ, нуждающимся в предоставлении служебных жилых помещений.

Жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, правообладателем которой является Алейская КЭЧ района, деятельность которой как юридического лица в настоящее время прекращена путем реорганизации в форме присоединения на основании приказа Министра обороны РФ от МО РФ номер 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». Правопреемником является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Постановления Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ.

Из переданных в архив 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ при реорганизации Алейской КЭЧ документов в виде «Списка распределения жилой площади» от ДД.ММ.ГГГГ имеется договор найма служебного жилого помещения, решение жилищной комиссии о предоставлении ФИО2 служебной жилой площади и иные документы, послужившие основанием для предоставления служебной жилой площади.

По заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении служебной жилой площади на период трудовых отношений, ходатайства объединенной общественной профсоюзной организации по поводу выделения служебной жилой площади, жилищная комиссия войсковой части (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ) решила выделить служебную жилую площадь по адресу: <адрес> ФИО2 на состав семьи в количестве 2 человека.

На основании принятого решения с ФИО6 заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на период трудовых отношений.

ФИО2 прекратил трудовые отношения ДД.ММ.ГГГГ, трудовой стаж составил менее 10 лет.

Таким образом, у ФИО2, ФИО1 отсутствует в настоящее время право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, а наем указанного служебного жилого помещения подлежит прекращению.

ФИО2 не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

На основании вышеизложенного просят расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2.

Признать ФИО2, ФИО1 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. <адрес>

Истец по основному иску, ответчик по встречному иску ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законном порядке.

Представитель ФИО2ФИО5 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении, встречные исковые требования не признала в полном объеме. Дала пояснения аналогично изложенному в исковых заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснила, что настаивает на удовлетворении заявленных требований к ответчикам, указанным в исковых заявлениях и считает их надлежащими. Начальник Алейской КЭЧ не имел права относить квартиру к числу служебных. ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит, письменных доказательств представить суду не может, так как ФИО2 обращался в Администрацию г. Алейска устно и ему было разъяснено, что в связи с наличием у него жилого помещения на учет он поставлен быть не может.

Представитель ответчика по основному иску (истца по встречному иску) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. В ходатайстве просят рассмотреть гражданское дело в отсутствии их представителя. Помимо доводов указанных во встречном исковом заявлении, в возражении на исковое заявление истца указывают на то, что требования о признании недействительными решения предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма заключенного на его основании такого договора подлежат разрешению исходя аналогии закона (применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым акта, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а)    гражданами были представлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об имеющихся праве собственности или по договору социального найма жилых помещениях);

б)    нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в)    совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г)    имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ.

ФИО2 не заявлено требование о признании решения о предоставлении жилого помещения недействительным, являющееся основанием для заключения оспариваемого договора.

Истцом не представлены доказательства обратного, что жилое помещение было предоставлено с учетом вышеуказанных нарушений.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на основании договора найма специализированного жилого помещения подлежит разрешению исходя из аналогии закона применительно к правилам, установленных ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнения этой сделки.

Из представленных в суд материалов достоверно установлено, что истец просил выделить ему на период работы служебное жилое помещение, имеющийся договор найма служебного жилого помещения подписан ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему достоверно было известно в сентябре 2009 года о предоставлении жилого помещения именно в качестве служебного.

По требованию об исключению жилого помещения из числа служебных, указывают на то, что перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, суд не вправе входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности. Те есть законных оснований для обязания собственника или лица, в управлении которого находится квартира, исключить ее из числа служебных с закреплением за истцом, не имеется.

Также в соответствии с Законом о приватизации жилых помещений, приватизации не подлежат служебные жилые помещения, в связи с чем требования ФИО2 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Представитель ответчика по основному иску и третьего лица по встречному иску ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке в отзыве на основное исковое заявление указывают, что в соответствии со ст. 132 ГПК РФ, к исковому заявлению прилагаются: доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором, однако доказательств, подтверждающих факт обращения ФИО2 в уполномоченный орган в соответствующим заявлением не имеется, а, следовательно, нельзя сделать вывод о том, что право истца нарушено или ограничено. При таком положении основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года номер 76- ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года номер 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года номер 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации», возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления, в частности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. предоставлено ФИО2 и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на время прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Квартира признана служебной на основании Постановления Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года номер 1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (часть 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3,4 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ (далее - ФЗ «О статусе военнослужащих»), военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации номер 205/2/709 от 15 октября 2009 года, изданными во исполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда, поэтому у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу: <адрес>, в связи, с чем просят в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ по основному иску и третьего лица по встречному иску в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законном порядке,

Третье лицо по основному иску, ответчик по встречному иску ФИО1 в судебном заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законном порядке.

Представители ответчиков - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законном порядке.

Учитывая мнение представителя истца ФИО7 суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.

Выслушав представителя истца по основному иску (ответчика по встречному иску) ФИО8 изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года номер 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу с 01 марта 2005 года.

Согласно положениям статьи 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года номер 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

Из изложенного следует, что правом на приватизацию жилого помещения пользуются граждане, занимающие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и членам его семьи на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности общей площадью 44,64 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной РЭУ «Барнаульский» ОАО «Славянка» ФИО2 проживает в данном жилом помещении с супругой ФИО1

Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГУЖФ» следует что ФИО2, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в указанном жилом помещении по настоящее время.

Жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, правообладателем является Алейская КЭЧ района, деятельность которой как юридического лица в настоящее время прекращена путем реорганизации в форме присоединения на основании приказа Министра обороны РФ от МО РФ номер 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». Правопреемником является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Согласно архивной справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации г. Алейска Алтайского края установлено, что в документах архивного фонда администрации г. Алейска «Постановления главы администрации города» за 2004 год Постановлением главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ (так в документе). Документы Администрации г. Алейска «Постановления главы администрации города» с 2006 года на хранение в архивный отдел администрации г. Алейска не поступали, поэтому наведение справки о квартире , находящейся по адресу: г. <адрес> за эти годы не представляется возможным.

Согласно справке выданной Домоуправлением Алейской КЭЧ ФИО2 действительно работал в Домоуправлении Алейской КЭЧ в качестве техника с ДД.ММ.ГГГГ и его трудовой стаж в организациях Министерства обороны на ДД.ММ.ГГГГ составлял 7 лет 01 месяц 16 дней.

Согласно трудовой книжке ФИО2 прекратил трудовые отношения ДД.ММ.ГГГГ, трудовой стаж составил при этом менее 10 лет.

Ранее ФИО2 в приватизации жилья не участвовал, что подтверждается справками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются военнослужащим только на срок военной службы, а гражданскому персоналу только служебное жилое помещение.

Следовательно, если жилое помещение предоставлено на время работы, по окончании трудовых отношений данное жилое помещение должно быть освобождено.

Согласно пункту 1 части первой статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Постановления Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5). В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (часть 6).

На основании выписки из протокола заседания Жилищной комиссии Войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 выделена служебная жилая площадь в закрытом военном городке Алейского гарнизона на состав семьи 2 человека по адресу <адрес>

Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено ФИО2 как служебное, в материалах дела отсутствуют доказательства, что квартира имеет иной правовой статус, поэтому вывод суда о возможности передачи квартиры в собственность ФИО2 в порядке приватизации по основному иску противоречит нормам материального права и материалам дела.

Таким образом, суд отказывает ФИО2 в удовлетворении заявленных требований и признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации. С учетом вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований ФИО2 о признании договора найма служебного жилого помещения недействующим, исключении жилого помещения из числа служебных, о понуждении заключения договора социального найма. При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО2 требований суд полагает, что доводы представителя истца относительно проживания в спорном жилом помещении семьи Гунченко не имеют правого значения для разрешения заявленных требований, с учетом статуса предоставленного истцу жилого помещения.

Доводы стороны истца о том, что за МО РФ не зарегистрировано право собственности на спорную квартиру не могут являться основанием для удовлетворения иска истца.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной части.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд так же принимает во внимание, что требований об отмене Постановления номер 1021 от 29 октября 2004 года в части включения спорной квартиры в число служебных истцом не заявлено, Администрация г. Алейска к участию в деле в качестве ответчика не привлечена, при этом представитель истца настаивала на разрешении заявленных требований по существу к ответчикам, указанным в исковом заявлении.

В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года номер 23 «О судебном решении», согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Только истцу принадлежит право определить ответчика (лицо, к которому он предъявляет свое требование), указав в исковом заявлении наименование этого лица, его место жительства или место нахождения; предмет иска (свое материально-правовое требование к ответчику); основание иска (обстоятельства, на которых он основывает свое требование). Данное полномочие основано на принципе диспозитивности, поскольку только принцип диспозитивности определяет содержание норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих состав лиц, участвующих в деле (процессуальное соучастие и замену ненадлежащего ответчика).

Истец может предъявить иск и к ненадлежащему ответчику, т.е. лицу, которое не несет перед ним ответственности. Замена ненадлежащего ответчика надлежащим возможна только по ходатайству истца или с его согласия. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика, суд не вправе привлечь надлежащего ответчика к участию в деле, а должен рассмотреть дело по предъявленному иску (часть 2 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом изложенного, суд рассматривает требования истца к ответчикам, указанным в исковом заявлении.

Во встречном исковом заявлении ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ просит расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 и ФИО2 и признать их прекратившими право пользования служебным жилым помещением.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые в силу ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием.

Частью 1 ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

Во встречном исковом заявлении ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ просит расторгнуть договор найма служебного жилого помещения и признать ФИО2 и ФИО1 прекратившими право пользования жилым помещением. Суд разрешает иск по заявленным требованиям.

В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ к основаниям прекращения договора найма служебного жилого помещения, заключаемого на период трудовых отношений, относится также прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что между Алейской КЭЧ и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с МО РФ.

Согласно данных трудовой книжки, трудовые отношения с МО РФ у ФИО2 прекращены ДД.ММ.ГГГГ, следовательно права на обеспечение специализированным жилым помещением жилищного фонда Минобороны РФ он и члены его семьи не имеют.

На дату заключения с ФИО2 договора найма служебного жилого помещения спорная квартира в установленном порядке была отнесена к служебному жилищному фонду.

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь пунктом 3 ст. 104 ЖК РФ, исходит из того, что в связи с прекращением трудовых отношений с МО РФ ответчиком ФИО2, договор найма служебного жилого помещения прекращается, доказательств наличия оснований возникновения прав ответчика по пользованию спорным жилым помещением на условиях, отличных от договора найма служебного жилого помещения, не представлено, поскольку квартира была предоставлена ответчику в связи со служебными отношениями, которые были прекращены, статус спорной квартиры как служебного жилого помещения не изменен.

Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 ЖК РФ случаях.

Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Прекращение же трудовых отношений или службы, ведет к прекращению договора найма служебного жилого помещения и соответствующего права пользования лиц, которым служебное жилое помещение предоставлялось для проживания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ исковые требования о расторжении договора найма служебного жилого помещения и прекращении права пользования жилым помещением ответчиками ФИО2 и ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истцом и представителем истца по основному иску заявлено о пропуске срока исковой давности на предъявление встречного искового заявления. Суд не соглашается с данной позицией.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года номер 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения ходатайства о применении срока исковой давности, является факт наличия или отсутствия уважительного характера причины пропуска срока исковой давности материальным истцом.

Первоначально спорный объект недвижимости находился на балансе Алейской КЭЧ, которая, на основании Приказа Минобороны России от 1871 от 17 декабря 2010 года было реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Таким образом, права и обязанности Алейской КЭЧ перешли к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в порядке универсального правопреемства по правилу ст. 58 ГК РФ.

ФИО2 был уволен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с этого момента возникли правовые основания для прекращения жилищных правоотношений, однако Алейская КЭЧ не упорядочила должным образом жилищные правоотношения с уволенным ФИО2, в связи с чем его правопреемник ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ несет неблагоприятные последствия бездействия его правопредшественника.

При этом, на Алейскую КЭЧ была возложена обязанность осуществления контроля за использованием жилищного фонда, занимаемого ФИО2, в связи с чем о нарушении права по требованию о выселении истца и членов его семьи из спорного жилого помещения собственнику этого помещения должно было стать известным в день увольнения ФИО2

В судебном заседании установлено, что о нарушении права истцу по встречному иску стало известно лишь при обращении ФИО2 в ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ с заявлением о приватизации.

Кроме того, доводы ответчика относительно пропуска срока исковой давности, не состоятельны и по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», правоотношения по пользованию жилым помещением являются длящимися.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░░░2, ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

2-123/2016 ~ М-2085/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов Виктор Петрович
Ответчики
ТО №2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Департамент имущественных отношений МО РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Министерство обороны РФ
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Другие
Попова Полина Павловна
Цеха Лариса Анатольевна
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Луханина Оксана Валериевна
Дело на сайте суда
aleysky--alt.sudrf.ru
25.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2015Передача материалов судье
28.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2016Судебное заседание
21.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2016Дело оформлено
14.07.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее