РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
истцов Петренко Е.С., Слядневой О.В., их представителя адвоката Первой городской коллегии адвокатов г.Ачинска Андреевой З.С., действующей на основании ордеров №№ 1694, 1695 от 27 августа 2020 года (т.1 л.д.20, т.2 л.д.112),
представителя ответчика Войсковой части 58661 Манжулей О.А., действующей на основании доверенности от 11 февраля 2021 года, сроком действия по 31 декабря 2021 года (т.3 л.д.216-217),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко Евгении Сергеевны, Слядневой Оксаны Владимировны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании приказа о снятии доплат к заработной плате незаконным и его отмене, взыскании заработной платы за работу в условиях чрезвычайной ситуации, компенсационной выплаты за особые условия труда, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы и других сумм, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Петренко Е.С., Сляднева О.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании приказа начальника склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661-49 от 27 февраля 2020 года № 129 о снятии доплат с работников отдела хранения незаконным и его отмене, взыскании заработной платы за работу в условиях чрезвычайной ситуации, компенсационной выплаты за особые условия труда, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы и других сумм, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что они работали в структурном подразделении войсковой части 58661-49 – складе хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (г.Ачинск Красноярского края) 1062 ордена Красной Звезды Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа в качестве № Приказом от 20 марта 2020 года были уволены с 01 апреля 2020 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса по сокращению штата работников.
05 августа 2019 года из-за неконтролируемых взрывов на складе хранения боеприпасов войсковой части 58661-49 на территории муниципального образования Ачинский район был введен режим чрезвычайной ситуации, 06 августа 2019 года зона чрезвычайно ситуации определена территорией деревни Каменка Ачинского района.
При введении режима чрезвычайной ситуации, они (истцы) наравне с привлеченными лицами работали на ликвидации последствий взрывов и пожара на складе хранения боеприпасов войсковой части, выполняли работы по разборке и расчищению завалов, занимались сортировкой снарядов, осуществляли погрузку боеприпасов в вагоны. Указанные работы выполнялись ими в условиях, опасных для жизни и здоровья. За указанные работы в условиях чрезвычайно ситуации работодатель в соответствии с приложением № 2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 обязан был начислить им надбавку к окладу в размере 24%, однако не сделал этого, в связи с чем размер недоначисленной и невыплаченной им заработной платы составил 15407,61 руб. у каждой.
На основании решения Министра обороны РФ во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 30 декабря 2019 года были начаты мероприятия по сокращению штата работников склада хранения боеприпасов. 29 января 2020 года они были предупреждены о расторжении заключенного с ними трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с 01 апреля 2020 года.
В период проведения мероприятий по сокращению штата работодатель, с целью уменьшения в будущем компенсационных выплат, в нарушение процедуры, установленной ст. 74 Трудового кодекса РФ, изменил условия трудовых договоров в части оплаты труда и предоставления времени отдыха. В связи с разрушением складов и закрытием технической территории командиром войсковой части был издан приказ от 27 февраля 2020 года № 129, в соответствии с которым с 01 февраля 2020 года были отменены выплаты компенсационного характера за приём, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% и предоставление ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток. В результате указанных действий им недоначислена и не выплачена заработная плата за февраль и март 2020 года, размер которой составляет 8234 рубля каждой, а также не была выплачена компенсация за неиспользованные дни ежегодного дополнительного отдыха: Петренко Е.С. - за 7 дней в размере 6697,53 руб., Слядневой О.В. - за 4 дня в размере 4210,36 руб.
С учетом указанных обстоятельств, истцы просили признать незаконным и отменить приказ начальника склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661-49 от 27 февраля 2020 года № 129 о снятии доплат с работников отдела хранения, взыскать с ответчиков в их пользу недоначисленные и невыплаченные им вышеуказанные суммы заработной платы, выплаты компенсационного характера за работу в опасных условиях, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации за задержку выплаты указанных сумм в размере по 4000,00 руб. в пользу каждой и компенсацию морального вреда за нарушение их трудовых прав по 10000,00 руб. (т.1 л.д.2-4, т.2 л.д.95-97,141-143,144-146, т.3 л.д. 55-56,57-60,130-133,134-137).
В судебном заседании истцы Петренко Е.С., Сляднева О.В., их представитель адвокат Андреева З.С. поддержали заявленные исковые требования в последней уточненной редакции, в полном объеме, по основаниям, изложенным в исках.
Представитель ответчика Войсковой части 58661 Манжулей О.А. в судебном заседании требования истцов не признала, указав, что коллективным договором и положением об оплате труда, действующим в период работы истцов, им, занимающим должности №, была установлена компенсационная выплата в размере 50%. Пунктом 1 приложения №2 Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинский частей и организаций Вооруженных Сил РФ ….» установлено, что основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Начальником склада войсковой части правомерно был издан приказ от 27 февраля 2020 года №129 «О снятии компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке)», которая ранее устанавливалась работодателем ежегодно в начале года. Издание приказа было обусловлено тем, что фактически в ноябре 2019 года с территории склада были вывезены все боеприпасы и № не осуществляли деятельность по приему, хранению, выдаче вооружения и боеприпасов. Техническая территория склада была закрыта до апреля 2020 года. При увольнении истцам была выплачена компенсация за дополнительный отпуск в полном объеме. В соответствии с требованиями действующего законодательства для расчета дополнительного отпуска засчитываются лишь те дни, в которые работник был фактически занят в этих условиях полный рабочий день. Считает, также несостоятельными доводы истцов и их представителя относительно недоплаты за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года на работах с опасными условиями труда исходя из 24%, поскольку ранее в соответствии с Приказом Министра обороны РФ №545 от 18 сентября 2019 года истцам была установлена доплата за работу с вредными условиями труда в размере 12%. При этом данная компенсационная выплата должна сохраняться в указанном размере до проведения специальной оценки условий труда. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «УФО Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (т.3 л.д.140,172,213,214), в судебное заседание не явился. Согласно представленным письменным отзывам на исковые заявления, против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, указал, что доводы истцов относительно установления обязанности работодателя оплатить их труд в августе – ноябре 2019г. за работу в условиях чрезвычайно ситуации с учетом повышающего коэффициента в размере 50% являются необоснованными. Трудовой кодекс РФ не содержит правовых норм непосредственно регулирующих оплату труда работников в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Порядок оплаты труда работников воинских частей (гражданского персонала) в условиях чрезвычайного положения определяется системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утверждаемой Министром обороны РФ. Каких-либо дополнительных выплат гражданскому персоналу нормативными актами не установлено. Повышение должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей и организаций за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов предусмотрено на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов. Доплата за работу в чрезвычайной ситуации в размере 50% заработной платы системами оплаты труда гражданского персонала не предусмотрена. По причине несанкционированных взрывов в августе 2019г. на территории войсковой части постановлением главы Ачинского района Красноярского края был введен режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное положение не устанавливалось. Оспариваемым истцами приказом начальника склада хранения от 27 февраля 2020 года №129 «О снятии доплат с работников отдела хранения (ракет и боеприпасов)» перечисленным в нем работникам, в том числе истицам, с 01 февраля 2020 года были прекращены: предоставление ежегодных дополнительных отпусков, установление и выплата доплат за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов. Условия выплаты истцам данной компенсации с 01 февраля 2020 года отсутствовали, поскольку фактически трудовые обязанности непосредственно связанные с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов истцы не выполняли. Аналогичные доводы представитель ответчика приводит и в части оплаты дополнительных дней отпуска. Требования истцов о взыскании компенсации в размере 24% за работу в опасных условиях труда также считает необоснованными, в связи с тем, что на основании Отчета о проведении специальной оценки условий труда гражданского персонала войсковой части 58661 -БВ (49), утвержденного 05 ноября 2019 года, приказом работодателя от 12 декабря 2019 года № 333 установлены с 05 ноября 2019 года процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за вредные условия труда по занимаемой должности за фактически отработанное время гражданскому персоналу, в том числе истицам, в размере 15%. Приказом начальника склада войсковой части 58661-БВ (49) от 17 февраля 2020 года № 115 была приостановлена выплата установленных повышений к должностному окладу с 01 февраля 2020 года до выяснения правильности установления повышения тарифных ставок, в том числе и истцам. Приказом начальника склада войсковой части 58661-БВ (49) от 02 марта 2020 года № 139 приказ от 12 декабря 2019 года № 333 был отменен и с 01 февраля 2020 года было установлено повышение к должностному окладу за работу во вредных условиях труда за фактически отработанное время гражданскому персоналу, в том числе истцам, в размере 4%. Поскольку результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчёта о его проведении, до 05 ноября 2019 года должностные оклады истиц повышались на 12%.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела (т.3 л.д.140,210,213,214), в судебное заседание не явился, ходатайств, отзывов, возражений по иску не представил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу статей 2, 15, 16, 129 того же Кодекса оплата выполняемой работником трудовой функции является обязанностью работодателя.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации» командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как установлено по делу, работодателем истцов Петренко Е.С. и Слядневой О.В. до 01 апреля 2020 года являлась Войсковая часть 58661 Министерства обороны РФ, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка.
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» на основании договора на обслуживание №159 от 09 января 2019 года, в соответствии с п. 1.3.4 которого Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны РФ путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ.
Пунктом 2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 30 декабря 2019 года №314/2/86 дсп, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от 21 января 2020 года было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений сухопутных войск, соединений воинских частей и организаций материально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням.
Из перечня следует, что в 2020 году Склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть 58661-БВ), в срок до 01 марта 2020 года из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал.
Истцы Петренко Е.С. и Сляднева О.В. с 2012 года по 01 апреля 2020 года работали в войсковой части 58661-49 в качестве № откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволены 01 апреля 2020 года на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ по сокращению штата работников (т.1 л.д.6-8,9,31-40,41-42,43-44, т.2 л.д.999-101,102,123-132,133-134,135-136).
В соответствии с заключенными с истцами трудовыми договорами, местом их работы являлся склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г.Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка, условия труда - нормальные, время начала и окончания работ – в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
В соответствии с Положением о системе оплате труда гражданского персонала войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., дополнительным соглашением от 30 декабря 2016 года, продлившим срок его действия до 31 декабря 2019 года, гражданскому персоналу войсковой части, относящемуся к гражданскому персоналу арсеналов, складов, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, предусмотрена компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке), для заведующей хранилищем, складом, кладовщика в размере 50%. Положением о выплате надбавки за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, являющимся приложением №13 к коллективному договору, также установлено, что гражданскому персоналу, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов на основании приказа Министра обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года заведующему хранилищем выплачивается надбавка к тарифной ставке из фонда заработной платы в размере 50%.
Положением о системе оплате труда гражданского персонала войсковой части, предусмотрено, что гражданскому персоналу войсковой части, занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда должностные оклады повышаются – на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 %, на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%.
Пунктом 4.2.27 коллективного договора на 2013-2016 г.г. предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу воинской части, отработавшему в расчетном периоде не менее половины установленной нормы рабочего времени в тяжелых и вредных условиях до 12%.
Перечень должностей, имеющих право на повышение тарифных ставок (окладов) за вредные условия труда для рабочих, руководителей, специалистов и технических работников в соответствии с приказом Министра обороны РФ №555 от 2008 года, установлен приложением №7 к коллективному договору, действующему в период с 2016 года по 2019 год включительно. Согласно данному перечню, для должности заведующего хранилищем была предусмотрена доплата в размере 12% на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.
Истцам в период работы (за исключением спорного периода) выплачивалась надбавка к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50% за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Пунктом 3.2. Положения об оплате труда работников войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору, определено, что выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются настоящим Положением в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также Приложением № 1 к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы работодателя.
Во время работы истцов в войсковой части в период с 05 по 09 августа 2019 года произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории склада хранения, в связи с чем постановлением Главы Ачинского района от 05 августа 2019 года на территории Ачинского района был введен режим чрезвычайной ситуации, который перестал действовать (был снят) с 20-00 часов 07 августа 2019 года.
Постановлением Главы Ачинского района от 09 августа 2019 года с 23-50 час. 09 августа 2019 года режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона чрезвычайно ситуации была определена территорией дер. Каменка Ачинского района. Указанный режим был отменен постановлением Главы Ачинского района от 07 февраля 2020 года №46А-П.
Приказом начальника склада хранения от 14 января 2020 года №18 гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020 год, в том числе истцам, в размере: 15% - за работу в тяжелых и вредных условиях труда с учетом класса вредности 3.1; 50% - как гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Приказом начальника склада хранения от 27 февраля 2020 года № 129, в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения, личный состав отдела хранения размещен в помещении спортзала и обязан выполнять работы согласно ежедневному приказу «О проведении мероприятий повседневной деятельности». Этим же приказом с 01 февраля 2020 года прекращено предоставление ежегодных дополнительных отпусков за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено с 01 февраля 2020 года установление и выплата доплат гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50%.
Оспаривая законность указанного приказа истцы считают, что был нарушен порядок уведомления работников об изменении условий труда, установленный ст. 74 Трудового кодекса РФ, предусматривающий вручение извещений не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями.
Суд считает указанные доводы истцов не правильными, в связи со следующим.
Согласно п. 7 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года (ранее п.17 приложения N 2 к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке), для заведующих хранилищами – в размере 50%.
При этом под терминами "арсеналы, центры, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов" подразумеваются центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Пунктом 3 приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 18 сентября 2019 года установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Таким образом, данная выплата носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.
По своему смыслу указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющих от нормальных (ст.149 Трудового кодекса РФ).
Судом установлено, что непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 05 и 09 августа 2019 года истцы выполняли до 15 ноября 2019 года, после указанной даты с боеприпасами не работали. В связи с чем, суд считает, что с указанного времени у работодателя отсутствовали основания для начисления компенсационной выплаты, поскольку истцы перестали выполнять соответствующую работу.
Вместе с тем, спорная компенсация, несмотря на невыполнение истцами работ с вооружением и боеприпасами, начислялась и выплачивалась работодателем по январь 2020г. включительно, что фактическим условиям труда не соответствовало и было устранено оспариваемым приказом начальника склада хранения № 129 от 27 февраля 2020 года, который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Изменение условий труда и необходимость соблюдения положений ст.74 Трудового кодекса в данном случае не произошло, в связи с тем, что данная компенсационная выплата не назначается в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на ее получение установлено при соблюдении условий, определенных действующим законодательством.
Аналогичные доводы применяются и в отношении дополнительных дней отпуска работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так, ст. 117 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника, занятого на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки труда.
Пунктом 5.29 коллективного договора установлено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с указанными условиями коллективного договора истцам за фактически отработанное время в соответствующих условиях ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 07 календарных дней за рабочий год.
Предоставление дополнительного отпуска предусмотрено также и заключенными с истцами трудовыми договорами.
В силу ч. 3 ст. 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Согласно п. п. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 года N ГКПИ 2004-481), дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется, если работник в рабочем году фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени.
С целью введения для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий законодатель предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье таких работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 Трудового кодекса РФ), а также закрепил в ч. 3 ст. 121 Трудового кодекса РФ порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов.
Судом проверен порядок предоставления истцам дополнительного отпуска за период их работы по момент увольнения 01 апреля 2020 года, установлено, что отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного времени во вредных условиях труда (пропорционально отработанному времени). При этом при расчете количества дней отпуска не включены периоды нахождения истцов в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемом отпуске. Доводы истцов о непредоставлении им дополнительных дней отпуска: Петренко Е.С. – в количестве 7 дней, Слядневой О.В. – 4 дня и не выплате при увольнении компенсации за неиспользованные дни отпуска, не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ начальника склада № 129 от 27 февраля 2020 года соответствовал фактическим условиям труда истцов и их права не нарушил, поскольку, несмотря на указание относительно дополнительных дней отпуска, таковые им при увольнении были предоставлены в количестве, который предусматривает закон и коллективный договор исходя из фактически отработанного ими времени в тех условиях, за которые он предоставляется.
Требования истцов о взыскании с ответчика надбавки за работу в условиях чрезвычайной ситуации, являющейся опасной, в размере 24 %, суд также считает необоснованными, в связи со следующим.
Подпунктом «а» п.12 приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 23 апреля 2014 года №255 (п.п. 1 п.5 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года) установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций повышаются за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов на 100%; указанное повышение производится за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов.
Ст. 4 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» установлено, что чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ.
В результате событий 05 и 09 августа 2019 года на складе хранения боеприпасов чрезвычайное положение не вводилось, имело место введение режима чрезвычайной ситуации на территории Ачинского района, а затем д.Каменка Ачинского района, в связи с чем данная выплата истицам произведена не могла быть в рассматриваемом контексте.
Рассмотрение режима функционирования чрезвычайной ситуации как опасной и установление в связи с этим доплаты истицам в размере 24% основано на неверном понимании истцами норм действующего законодательства.
Действительно, на основании п.4 раздела II приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
При приеме на работу истцам была установлена ежемесячная процентная надбавка к окладу по занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа Минобороны РФ № 255 от 23 апреля 2014 года, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала».
По состоянию на 28 августа 2019 года по должности № была оформлена карта специальной оценки условий труда №4623.0109А, согласно которой установлен класс (подкласс) условий труда – 3.1, что предполагает повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4%.
Согласно пояснениям представителя работодателя в ходе рассмотрения дела, с 2012 года и до января 2020 года, когда была получена указанная спецоценка условий труда, работодатель установил истцам доплату за работу с вредными условиями труда в размере 12%, что не соответствовало фактическим условиям труда, как показала проведенная оценка. После получения результатов специальной оценки условий труда, приказом № 333 от 12 декабря 2019 года работодатель с 05 ноября 2019 года ошибочно установил надбавку в размере 15%, то есть в том размере, которого даже нет в приказе Минобороны РФ. Установив ошибку, приказом от 02 марта 2020 года №139 заведующим складами при классе (подклассе) вредности 3.1 была установлена надбавка в соответствующем и оценке условий труда и приказу Минобороны РФ размере, а именно 4%.
Доплата за работу истцов во вредных условиях труда за февраль и март 2020г. в размере 4% от оклада соответствовала установленному спецоценкой условий труда подклассу условий труда 3.1., с учетом правил, установленных приказом Минобороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 для ее исчисления.
На основании изложенного, исковые требования истцов суд считает не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Петренко Евгении Сергеевны, Слядневой Оксаны Владимировны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании приказа о снятии доплат к заработной плате незаконным и его отмене, взыскании заработной платы за работу в условиях чрезвычайной ситуации, компенсационной выплаты за особые условия труда, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы и других сумм, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года.
Судья Г.А. Киняшова