Дело № 2- 748/2014 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н., с участием
помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Калининой Е.С.,
представителя ответчика МКП ВВГП «Вильва -Водоканал» - Каменских Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному казенному предприятию Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в реку Вильва без разрешения о предоставлении водного объекта в пользование,
у с т а н о в и л:
В городской суд, выступая в защиту неопределенного круга лиц - жителей Александровского муниципального района, обратился Березниковский межрайонный природоохранный прокурор с иском к ответчику о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в реку Вильва без разрешения о предоставлении водного объекта в пользование, возложении на ответчика обязанности получить решение о предоставлении в пользование водного объекта реку Вильва в целях сброса сточных вод в срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что по результатам прокурорской проверки по обращению Камского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов о нелегитимном водопользовании на территории Пермского края выявлен факт нелегитимного водопользования МКП ВВГП «Вильва -Водоканал», а именно сброса сточных вод в реку Вильва с очистных сооружений посёлков В-Вильва и Карьер-Известняк, что является нарушением законодательства об охране окружающей среды и создает угрозу загрязнения водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются интересы Российской Федерации как собственника водных объектов.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» - Каменских Е.Н., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился. Считает срок для устранения нарушений не разумным, поскольку необходимо проведение большого объёма работ, которые в настоящее время уже начаты.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы, в том числе и водные ресурсы, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3
Согласно статье 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности помимо прочих являются поверхностные и подземные воды.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного Кодекса - договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно части 4 статьи 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного Кодекса.
В соответствии со статьей 23 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 Водного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Водного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844"0 порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.
На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 22 названного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, которые утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
В соответствии с частью 1 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В силу пункта 4 указанной статьи сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, пользование водным объектом для сброса сточных и дренажных вод возможно на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в зависимости от того, в собственности какого публично-правового образования находится тот или иной водный объект.
В судебном заседании установлено, что МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в поселке <адрес> и поселке <адрес> в реку Вильва в отсутствие разрешительных документов на предоставление в пользование этого водного объекта.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается информацией Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Отдел водных ресурсов по Пермскому краю и Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Согласно информации МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №, юридическое лицо осуществляет сброс сточных вод в реку Вильва с очистных сооружений поселков <адрес>, в отсутствие разрешительных документов на предоставление в пользование водного объекта.
Также факт нелегитимного водопользования подтверждается информацией Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Камское БВУ) Отдел водных ресурсов по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которой, МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» осуществляет сброс в реку Вильва с фактическим объемом 200.5 тысяч м3 в год, что подтверждается ежегодной федеральной статистической отчетностью - формой 2-ТП (водхоз).
Согласно информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ООО МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование не обращалось.
МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Пермскому краю и ему был присвоен ОГРН №, ИНН/КПП №/№.
Таким образом, суд считает установленным факт незаконных действий ответчика по незаконному водопользования в деятельности предприятия, а именно сброса сточных вод в реку Вильва.
Ответчиком доказательств необоснованности иска не представлено.
Несоблюдение ответчиком природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции РФ, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Осуществление деятельности по сбросу сточных вод в реку Лытва в отсутствие разрешительных документов создает угрозу загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются интересы РФ как собственника водных объектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре, является одним из способов защиты гражданских прав. Возложение обязанности получить решение о предоставлении в пользование водного объекта является способом защиты интересов РФ, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, иск прокурора заявлен законно и обоснованно и подлежит удовлетворению.
При этом срок, предложенный прокурором для исполнения ответчиком предъявленного требования, суд с учётом обстоятельств дела находит недостаточным для устранения ответчиком указанных нарушений и полагает разумным назначить срок - до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными действия Муниципального казенного предприятия Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» по сбросу сточных вод в реку Вильва без решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Возложить обязанность на Муниципальное казенное предприятие Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» получить решение о предоставлении в пользование водного объекта реку Вильва в целях сброса сточных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья О.Н.Ёлохова