Судья Иргит Н.Б. Дело № 33-873/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 06 августа 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дулуша В.В., Соскал О.М.,
при секретаре Тулуш Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Бараан С.В. к Министерству топлива и энергетики Республики Тыва о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истицы Бараан С.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июня 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Бараан С.В. обратилась в суд с иском к Министерству топлива и энергетики Республики Тыва о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что приказом №11-ЛC от 28 марта 2014 года истица освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании уведомления, выданного 26 февраля 2014 года по пункту 8.2 части 1 статьи 37 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». В данном уведомлении указано, что её должность подлежит сокращению на основании Указа Главы Республики Тыва от 20 января 2014 года «О преобразовании Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва». Однако данный указ не предусматривает пункта о сокращении должности государственной гражданской службы. Кроме того, согласно уведомлению служебный контракт с истицей прекращен в соответствии с п.8.2 ч. 1 ст. 37 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», но в части 6 статьи 31 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» сказано «в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона». До 31 марта 2014 года истице иная вакантная должность как в Министерстве топлива и энергетики Республики Тыва, так и в другом государственном органе Республики Тыва не предлагалась. Полагает, что последовательность процедуры сокращения нарушена, так как представитель нанимателя не предложил вакантную должность в соответствии с ч.5 ст.31 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Выплаты, положенные при сокращении, произведены с задержкой, окончательный расчет не представлен. Заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 25 марта по 09 апреля 2014 года с последующим сокращением оставлено без ответа. В связи с незаконным увольнением истица претерпела нравственные страдания. Просила восстановить её на работе в Министерстве топлива и энергетики Республики Тыва, взыскать с Министерства топлива и энергетики Республики Тыва в пользу истицы средний заработок за время вынужденного прогула с 31 марта 2014 года по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда, в размере 70 000 рублей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июня 2014 года в удовлетворении иска Бараан С.В. к Министерству топлива и энергетики Республики Тыва о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказано.
Не согласившись с решением суда истица Бараан С.В. подала апелляционную жалобу, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указав, что на основании Указа Главы Республики Тыва от 20.01.2014 года «О преобразовании Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва» министром топлива и энергетики Республики Тыва утвержден перечень и квалификационные требования к должностям Министерства топлива и энергетики Республики Тыва. Суд не обратил внимание на то, что с данным приказом она не ознакомлена, хотя в момент оформления и регистрации данного приказа, еще работала сотрудником кадровой службы, оформлением и регистрацией всех приказов занималась она. До момента ее увольнения такой приказ не был зарегистрирован и доступ к журналу регистрации приказов имела только она. Во время судебного заседания ею было высказано устное ходатайство о запросе копии журнала регистрации приказов, которое судья отклонил. Считает, что приказ был оформлен после ее увольнения, а не 19 февраля 2014 года, применять его в отношении нее не должны и приобщать к делу тоже. Суд также не учел и не исследовал ее заявление о том, что работодатель оформил уведомление о сокращении должности ненадлежащим образом, а именно - ей было вручено 2 разных уведомления от 26 февраля 2014 года о сокращении должности государственной гражданской службы. По факту - она уволена без уведомления о сокращении должности, что является грубым нарушением при сокращении должности. Ей не была предложена ни одна вакантная должность - хотя представитель ответчика в суде сообщил, что на время ее увольнения было 7-8 вакантных мест. Штатная численность прежнего Министерства составляла 21 единицу, а преобразованного 18 единиц. Сокращение ее должности была фиктивна, кадровая работа в Министерстве есть. В суде устно ходатайствовала о привлечении третьих лиц для дачи пояснений, чтобы доказать, что на нее было оказано давление со стороны руководителя, чтобы она подала заявление о согласии на расторжение служебного контроля. Данный факт принуждения был оказан прилюдно, на совещании всех сотрудников, давление было оказано на нескольких сотрудников. Однако суд отклонил ходатайство. 21 марта 2014 года было подано заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании п. 13 ст. 46 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», которое было рассмотрено руководством и, как представитель ответчика пояснил в суде, отклонено из-за ее явного желания уволиться с работы. Суд с данной позицией согласился, однако не учтён тот факт, что заявление об увольнении поступило от нее позже 27 марта 2014 года. Суд не исследовал ее исковое требование о том, что компенсация по сокращению была начислена с задержкой, окончательный расчет не представлен. Суд решил оставить этот вопрос нерассмотренным. Считает, что данный вопрос не малозначительный. С 9 августа 2013 года проходила государственную гражданскую службу по срочному служебному контракту до прохождения конкурса. С 4 октября 2013 года с ней заключен служебный контракт уже на постоянной основе. Суд не изучил служебный контракт от 4 октября 2013 года, который имеет существенные различия в прохождении государственной службы от срочного (по условиям и оплате труда). Суд руководствовался только срочным служебным контрактом от 9 августа 2013 года, который действовал только до 4 октября 2013 года. Прокурор, участвовавшая в деле, недобросовестно отнеслась к своим прямым обязанностям при рассмотрении дела. Считает, что суд подошел к делу формально, не изучил материалы дела, не учел ее доводы.
В судебном заседании истец Бараан С.В. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель ответчика – Х., действующий по доверенности, с апелляционной жалобой не согласился.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" «О государственной гражданской службе РФ» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (ч.1). О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при Упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч.6).
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч.7).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва №77-ЛС от 09 августа 2013 года с истицей заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Тыва и замещении должности государственной гражданской службы Республики Тыва, согласно которому истице поручено исполнение должностных обязанностей главного специалиста по кадрам и общим вопросам с 09 августа 2013 года.
Приказом министра промышленности и энергетики Республики Тыва №б/н Бараан С.В. принята на постоянную должность главного специалиста по кадрам и общим вопросам Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва с 04 октября 2013 года.
В п.1 Указа Главы Республики Тыва от 20.01.2014 N 31 "О преобразовании Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва" дано указание преобразовать Министерство промышленности и энергетики Республики Тыва в Министерство топлива и энергетики Республики Тыва.
Приказом министра топлива и энергетики Республики Тыва №13/1-ОД от 19 февраля 2014 года утвержден перечень и квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Министерства топлива и энергетики Республики Тыва (п.1). Настоящий приказ вступает в силу с момента принятия постановления Правительства Республики Тыва «Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Республики Тыва» (п.2).
Ранее штатная численность прежнего Министерства составляла 21 единицу.
Предельная численность работников Министерства топлива и энергетики Республики Тыва, согласно структуре, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва №65 от 21 февраля 2014 года составляет 18 единиц.
Согласно данной структуре Министерства топлива и энергетики Республики Тыва, должность главного специалиста по кадрам и общим вопросам не имеется.
Следовательно, при рассмотрении данного дела суд установил, что сокращение штата работников у ответчика в действительности имело место.
26 февраля 2014 года Бараан С.В. вручено уведомление, согласно которому ей сообщалось о том, что занимаемая ею должность главного специалиста по кадрам и общим вопросам подлежит сокращению с 26 апреля 2014 года. Также сообщено, что в настоящее время Министерство топлива и энергетики Республики Тыва не может предложить должность, соответствующую уровню квалификации и образованию, в связи с отсутствием вакантных должностей государственной гражданской службы в Минтопэнерго Республики Тыва. В течение двух месяцев со дня ознакомления с настоящим уведомлением может быть предложена вакантная должность. По истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с настоящим уведомлением и при невозможности предоставления иной должности она будет лицо будет освобождено от замещаемой должности и уволено с государственной гражданской службы. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним контракт до истечения срока предупреждения об увольнении.
Из заявления Бараан С.В. от 27 марта 2014 года, адресованном министру топлива и энергетики Республики Тыва, следует, что 26 февраля 2014 года ею получено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности, в связи с чем на основании п.7 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» она изъявила согласие на расторжение служебного контракта с 28 марта 2014 года с выплатой дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: - сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Приказом министра топлива и энергетики Республики Тыва №11-ЛC от 28 марта 2014 года служебный контракт от 12 августа 2013 года с истицей прекращен и она освобождена от занимаемой должности главного специалиста по кадрам и общим вопросам с 28 марта 2014 года по п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Основанием увольнения указано личное заявление от 27 марта 2014 года, уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы от 26 февраля 2014 года.
Данное заявление указывает на то, что истица выразила свое волеизъявление на досрочное прекращение трудовых отношений с работодателем, до окончания срока указанного в уведомление о сокращении должности.
Установив и оценив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав истца в результате увольнения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве своих доводов и возражений.
Дав надлежащую оценку вышеперечисленным обстоятельствам в их совокупности применительно к вышеназванным нормам права, суд пришел к правильному выводу об отказе Бараан С.В. в восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, порядок и сроки увольнения ответчиком не нарушены, ответчик доказал, что имел основания для увольнения истицы, при котором работодателем учтено согласие истицы на расторжение служебного контракта.
Исходя из оценки приведенных выше норм материального права и представленных доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии доказательств, подтверждающих то, что истица была вынуждена подать заявление под давлением работодателя.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального и процессуального права, являются несостоятельными сводятся к переоценке исследованных доказательств, однако оснований для этого судебная коллегия не находит, поскольку доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств подробно изложены в решении.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 августа 2014 года.
Председательствующий
Судьи