Решение по делу № 5-6/2023 (5-918/2022) от 26.01.2023

Дело № 5-6/2023 (№ 5-918/2022)

УИД 29MS0065-01-2022-005068-04

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

                   

рп. Октябрьский                                                                            26 января 2023 года

                                                              

Мировой судья судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области  Чувашева Т.В., с участием  помощника прокурора Устьянского района  Архангельской области  Мальцева В.С.,  рассмотрев в помещении судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 14, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:

- директора МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» Тарасовой  Ирины Валентиновны, <ОБЕЗЛИЧЕНО>

у с т а н о в и л:

Прокуратурой Устьянского района проведена проверка соблюдения законодательства при содержании объектов гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» (далее - МБУК «Октябрьский центральный дом культуры»,  МБУК «ОЦДК»), которой выявлено использование защитного сооружения с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания.

 По результатам  проведенной проверки установлено, что здание дома  культуры МБУК «ОЦДК» по адресу: ул. Ленина, д. 43, п. Октябрьский  Устьянского района  Архангельской  области, находится в оперативном управлении МБУК «ОЦДК».  Право оперативного управления на здание зарегистрировано за МБУК «ОЦДК»  в установленном порядке в ЕГРН. Согласно данным учета защитных сооружений гражданской обороны муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в указанном здании расположено противорадиационное укрытие. ГУ МЧС России по Архангельской области представило письменную информацию о том, что согласно журналу учета защитных сооружений ГО, находящихся на территории Архангельской области, по состоянию на сентябрь 2022 года числится противорадиационное укрытие по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО>Из материалов проверки, акта инвентаризации, проведенной администрацией муниципального образования «Устьянский муниципальный район» следует, что ПРУ встроенное в здание двух этажей, находится в подвальном помещении, является неотъемлемой частью всего здания. Согласно фотографий и акта осмотра от 27.10.2022 помещение ПРУ находится в неудовлетворительном состоянии, не готово к приему укрываемых, содержится с нарушениями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, (далее - Правила). В нарушение:  

- пунктов 3.2.2, 3.2.5 и 3.2.6 Правил  не обеспечена герметичность дверных проемов основного и запасного входов в ПРУ;

-  пункта 3.2.11 Правил основные магистрали трубопровода хозяйственно-питьевого водоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии (отсутствуют);

- пункта 3.2.14 Правил обследование системы вентиляции с целью установления состояния её работоспособности, выявления возможных неисправностей и дальнейшее их устранение провести не представляется возможным в виду ее отсутствия;

- пункта 3.2.10 Правил элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета (отсутствуют);

  - пункта  3.6 Правил  отсутствует  документация  защитного сооружения: 1. Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений. 2. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО. 3. Сигналы оповещения гражданской обороны. 4. План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых. 5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. 6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств. 7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. 8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО. 9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО. 10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО. 11. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования. 12. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты. 13. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами. 14. Инструкция по обслуживанию ДЭС. 15. Инструкция по противопожарной безопасности. 16. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО. 17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ). 18. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью. 19. Журнал учета работы ДЭС. 20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования. 21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. 22. Список телефонов;

- пункта  6.1.4 Правил отсутствует  план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых в учреждении.

 Распоряжением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.08.2020 № 568 утверждено положение о проведении мероприятий по обследованию и выявлению объектов, поставленных на учет в качестве защитных сооружений гражданской обороны при отсутствии соответствующих паспортов, проектной и иной технической документации, а также исключению сведений из учета защитных сооружений гражданской обороны в отношении указанных объектов. В рамках реализации указанного распоряжения материалы соответствующими должностными лицами в адрес Главного управления МСЧ России по Архангельской области не направлялись.

 По данному факту 19 декабря 2022 года  прокурором Устьянского района Архангельской области Магетовым С.В. вынесено постановление  о возбуждении дела  об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ - не  выполнение  установленных федеральными  законами  и иными нормативными правовыми актами  Российской  Федерации  специальных условий (правил) эксплуатации  технических систем  управления гражданкой  обороны и объектов  гражданской, использования  и содержания систем  оповещения средств  индивидуальной  защиты, другой  специальной  техники  и имущества  гражданской  обороны,  в отношении  должностного лица -   директора МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» Тарасовой  И.В.

Тарасова  И.В., защитник  лица, в отношении которого ведется  производство  по делу об административном правонарушении, Тарасовой И.В. - Нагишев Д.С., действующий  на основании доверенности от 24 января 2023 года,  на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Нагишев Д.С. представил письменные возражения  по делу  об административном правонарушении, согласно которых просит производство  по делу прекратить за отсутствием в  действиях должностного лица Тарасовой И.В. состава  административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 20.7 КоАП РФ.

Помощник прокурора Устьянского  района  Архангельской  области Мальцев В.С.  в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал, пояснил, что в действиях Тарасовой И.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, просил признать Тарасову  И.В. виновной в совершении  административного правонарушения и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа.

 Заслушав помощника  прокурора Устьянского  района Архангельской области Мальцева В.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья  приходит к следующему.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 20.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

В ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении, возбужденного постановлением прокурора Устьянского района  Архангельской области  от 19 декабря 2022  года, установлено, и из материалов  дела следует, что  в соответствии с  договором  передачи объектов муниципальной  собственности в оперативное управление учреждению  от 31.03.2014, заключенным  между администрацией  МО «Октябрьское» и МБУК «Октябрьский центральный дом культуры»,  и атом приема-передачи от 31.03.2014,  в  оперативное управление МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» передано здание  дома культуры, назначение<ОБЕЗЛИЧЕНО>. Указанное имущество  передано в соответствии с целевым использованием, заданиями  собственника и назначением  имущества  правовладения, пользования  и распоряжения  им.

Право  оперативного управления  МБУК «Октябрьский центральный дом культуры», на  здание  дома культуры, расположенное по адресу   Архангельская  область, Устьянский  муниципальный район», МО «Октябрьское», рп. Октябрьский, ул. Ленина, д. 43, зарегистрировано в Управлении Федеральной  службы государственной  регистрации, кадастра  и картографии по Архангельской области, что подтверждается  свидетельством  о государственной регистрации  права от 16 мая 2014 года.

Из выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Архангельской области, являющейся приложением к письму Главного управления МЧС России по Архангельской области 07 сентября 2022 года № ИВ-178-2879-ДСП, следует, что защитное сооружение гражданской обороны - ПРУ, инвентарный номер ЗС ГО 1108-30, год ввода в эксплуатацию 1975, расположено по адресу<ОБЕЗЛИЧЕНО>

 Вместе с тем, согласно техническому паспорту  на здание дома культуры по адресу: Архангельская  область, Устьянский  муниципальный район<ОБЕЗЛИЧЕНО>,  по состоянию на 06.02.2012 года, здание  состоит  из основного строения, крыльца,  подвала, пристройки.

 Какие-либо сведения о встроенном в подвал объекта ЗС ГО (ПРУ) № 1108-30    в техническом паспорте  на здание дома культуры отсутствуют.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, а также создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

В силу п. 8 Порядка № 1309 федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом   10   Порядка   №   1309, установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, статус ЗС ГО, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации.

В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2, 1.7 указанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

Как следует из п. 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации (п. 4.1.1 Правил № 583).

Согласно п. 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее -Постановление ВС РФ № 3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Исходя из п. 3 Постановления ВС РФ № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1 - 3 постановления ВС РФ № 3020-1 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие п. 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению ВС РФ № 3020-1. Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению ВС РФ №3020-1.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению ВС РФ № 3020-1 не упомянуты.

Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п. 3 постановления ВС РФ № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

Как следует из п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Указанное защитное сооружение гражданской обороны не проходило процедуру учета в качестве объекта государственной (федеральной) собственности в рамках Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в муниципальную собственность либо в оперативное управление не передавалось.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, что защитное сооружение (ПРУ), обозначенное в выписке из журнала учета ЗС ГО под №1108-30, расположенное   по адресу: Архангельская  область, Устьянский  район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 43, передано кому-либо в установленном порядке в пользование, оно относится к объектам, находящимся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

На основании ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное противорадиационное убежище в надлежащем порядке передано из федеральной собственности в муниципальную собственность МО «Устьянский муниципальный район» и соответственно в оперативное управление учреждения материалы дела не содержат, следовательно, ЗС ГО из состава федеральной собственности не выбывало.

Наличие акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия), инв. № 30/1108 от 21.08.2018 года, само по себе не свидетельствует о том, что данное защитное сооружение является муниципальной собственностью, поскольку в ходе судебного заседания  не нашло подтверждение, что ЗС ГО передано  в муниципальную собственность либо на ином праве и состоит как таковое на балансовом учете.

При таких обстоятельствах, мировой судья находит, что составление акта инвентаризации не может служить основанием для признания  МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» балансодержателем или эксплуатирующей организацией данного ЗС ГО.

Каких-либо договорных отношений между федеральным собственником объекта ЗС ГО и муниципальным образованием по его владению и содержанию не имеется.

Таким образом, из материалов дела невозможно сделать безусловный вывод о виновности   директора  МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» Тарасовой И.В. в совершении вменяемого  ей  административного правонарушения в неисполнении  обязанностей руководителя  по содержанию, обеспечению готовности и использованию  ЗС ГО.

В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях должностного лица - директора МБУК «Октябрьский центральный дом культуры» Тарасовой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.4,29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья 

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -  директора МБУК «Октябрьский центральный дом культуры»    Тарасовой Ирины Валентиновны  прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного  лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Устьянском районном суде Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Мировой судья                                                                                                  Т.В. Чувашева

 

5-6/2023 (5-918/2022)

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП (Обжаловано)
Истцы
Прокурор Устьянского района
Ответчики
Тарасова Ирина Валентиновна
Суд
Судебный участок № 1 Устьянского судебного района Архангельской области
Судья
Чувашева Тамара Владимировна
Статьи

ст. 20.7 ч. 1

Дело на странице суда
1ust.arh.msudrf.ru
25.12.2022Подготовка к рассмотрению
18.01.2023Рассмотрение дела
26.01.2023Рассмотрение дела
26.01.2023Прекращение производства
13.02.2023Обжалование
20.03.2023Окончание производства
20.03.2023Сдача в архив
26.01.2023
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее