ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                              №16-2312/2020                                ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово                                            27 мая 2020 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу представителя Чебоксаровой Марии Александровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» (далее - общество, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск»), на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Красноярска от 4 октября 2019г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 6 февраля 2020г., вынесенные в отношении ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                           установил:

постановлением Советского районного суда г. Красноярска от 4 октября 2019г. ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.

Решением Красноярского краевого суда от 6 февраля 2020г. постановление Советского районного суда г. Красноярска от 4 октября 2019г. изменено в части указания на нарушение ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" тем, что отчёт и программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объекте, эксплуатируемом ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», не соответствует требованиям приказа Минприроды РФ от 4 марта 2016г. № 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду". В остальной части постановление районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель общества Чебоксарова М.А. настаивает на отмене указанных судебных актов как незаконных.

Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

Пунктом 2 ст. 11 Закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Пунктом 5 ст. 12 Закона об отходах установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Статьёй 8.2 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как усматривается из материалов дела, по представлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и обращению Российской экологической партии «Зелёные» на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 6 марта 2019. 094-р11г в отношении ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что одним из видов деятельности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» является размещение промышленных отходов 4,5 класса опасности на объекте размещения отходов площадного типа (поименован как объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 классов опасности (район пос. Бадалык)),    расположенном на арендуемом земельном участке категории земель населённых пунктов с кадастровым номером <адрес> в районе пос. Бадалык на территории Советского района г. Красноярска.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что земельный участок, расположенный на территории населённого пункта города, используется обществом для размещения промышленных отходов с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, выразившимся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

Совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области обращения с отходами.

Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о том, что положения Закона об отходах не могут быть применены, поскольку он вступил в действие после того, как объект размещения отходов был создан в 1997г., несостоятельны.

Закон об отходах вступил в действие со дня его опубликования 29 июня 1998г. До вступления в силу указанного Закона согласно ч. 5 ст. 54 Закона РСФСР от 19 декабря 1991г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", действовавшего на период введения в действие на территории населённого пункта Советского района г. Красноярска объекта размещения отходов в пос.Бадалык, также было запрещено размещение токсичных отходов, в том числе промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов.

     Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" хозяйственная деятельность была ориентирована на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России, предусмотрены основные направления по обеспечению экологической безопасности, в том числе в целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде. В частности, предусмотрены такие направления в данной сфере, как расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов, создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях.

В развитие вышеуказанных, утративших в настоящее время действие, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236, были разработаны и утверждены Минприроды РФ 15 июля 1994г. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (далее – Временные правила), не утратившие своё действие до настоящего времени.

Временные правила устанавливают экологические требования по обращению с отходами производства и потребления, в частности, согласно п. 2.14 не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов…

Изложенное свидетельствует о том, что норма права, устанавливающая запрет на размещение опасных отходов в границах населенных пунктов и городов, предусматривалась ранее действовавшим законодательством и учтена при принятии Закона об отходах, что подтверждается внесением в него Федеральным законом от 29 июня 2012г. № 96-ФЗ дополнений, в частности ст. 29.1 пункт 1 которой предусматривает в виде исключения нахождение и эксплуатацию ранее созданных объектов размещения отходов в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, на срок до 1 января 2025г.

Изложенные выше нормы не содержат исключений из запрета на захоронение отходов в границах населенных пунктов, в том числе по виду разрешенного использования, зонирования или категории земель, а также цели аренды земельных участков.

Потому доводы жалобы о том, что земельный участок находится в территориальной зоне производственных предприятий 4,5 класса вредности и имеет вид разрешённого использования для захоронения отходов 3,4 класса опасности и последующей рекультивации, а по договору субаренды от 1 ноября 2018г. № 1/11/2018 вышеуказанный земельный участок передан в субаренду обществу для рекультивации земель с применением промышленных отходов, несостоятельны как не основанные на Законе. Указанное не отменяет угрозу экологической опасности для жителей населённого пункта при размещении и захоронении опасных промышленных отходов на указанном объекте размещения отходов.

Доводы жалобы заявителя о непоследовательных правовой позиции и действий органа государственного контроля (надзора) по разрешению использования обществом под объект размещения отходов земельного участка категории земель населённых пунктов не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению экологических требований (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Из материалов дела не следует, что в ходе производства по делу допущены нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущие отмену состоявшихся по делу актов.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2019░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2020░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

                ░░░░░        /░░░░░░░/                ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

16-2312/2020

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ООО "ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ КРАСНОЯРСК"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область - Кузбасс)
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
Постановления

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее