2-88/2014
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
14 января 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рагулиной О.А.,
с участием представителя ответчика МУП «Ачинские коммунальные системы» Брюханова И.Ю., действующего на основании доверенности № 88 от 27.12.2013г. сроком действия по 26.06.2014г.,
при секретаре Жикулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Ачинские коммунальные системы» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Ачинские коммунальные системы» (далее МУП «АКС») об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя свои требования тем, что при проведении плановой проверки МУП «АКС» были выявлены следующие нарушения норм ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, а именно: в части наличия покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств поверхности стен бытового помещения (душевой) котельной № 1 по адресу: г. Ачинск, ул. Льва Толстого, строение 1; в части наличия автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны производственных помещений котельной №1 (котельного зала, рабочей комнаты машиниста-кочегара) по адресу: г. Ачинск, ул. Л, строение *, химических веществ остронаправленного действия; котельной № 2 по адресу: Ачинский район, п. Малая Ивановка, ул. В, **; котельной №3 по адресу: г. Ачинск, п. Мазульский Рудник, ул. О, **; котельной № 5 по адресу: г. Ачинск, п. Солнечный, ул. К, **; котельной КОСПОС по адресу: г. Ачинск, Правый берег р. Чулым, ул. Л; котельной КОСЛОС по адресу: г. Ачинск, Левый берег р. Чулым, шоссе «Сосновое озеро»; ремонтно-строительного участка ремонтно-строительного цеха по адресу: г. Ачинск, переулок Т, строение *; оборудования бытовых помещений (женской гардеробной, мужской душевой) КОСЛОС по адресу: г. Ачинск, Левый берег р. Чулым, шоссе «Сосновое озеро»; в части наличия на участке тепловодоснабжения № 9 автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия, где возможно выделение в воздух рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия; в части наличия покрытия стен в бытовом помещении участка тепловодоснабжения № 9 (уборной) из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств; в части осуществления в полном объеме производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий, а именно, на рабочих местах МУП «АКС» согласно программе производственного контроля по адресу: г. Ачинск, ул. К, **. В связи с выявленными нарушениями в адрес МУП «АКС» начальником Управления Роспотребнадзора было выдано предписание об устранении нарушения № 945 от 25.10.2012г. В установленный законом срок предписание ответчиком не обжаловалось. В ходе проведения последующей проверки было выявлено, что предписание выполнено ответчиком не в полном объеме. По факту неисполнения предписания был составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2013г. в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. На момент предъявления иска в суд информации об исполнении предписания в полном объеме от ответчика не поступало. Нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения профессиональных заболеваний, в связи с чем, ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, и Управление Роспотребнадзора вынуждено обратиться в суд (л.д. 3-17).
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Кардаполова Ю.А., действующая на основании доверенности от 16.09.2013 сроком действия по 16.09.2016г., будучи извещенная о времени и дне слушания, в зал судебного заседания не явилась, в поступившей телефонограмме просит рассматривать дело в ее отсутствие (л.д. 119, 122).
Участвуя в судебном заседании 26.12.2013г. представитель истца Кардаполова Ю.А. на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что на данный момент предприятие не ликвидировано, рабочие места, на которых выявлены нарушения не сокращены, люди работают в несоответствующих СаНПиН условиях, в связи с чем, существует реальная угроза возникновения профессиональных заболеваний, из-за допущенных ответчиком нарушений.
Представитель ответчика МУП «АКС» Брюханов И.Ю. по заявленным исковым требованиям возражал, пояснил, что указанные в предписании от 25.10.2012г. нарушения имеют место, в установленный срок т.е. до 01.10.2013н. действительно не исправлены. Вместе с тем, в целях исполнения предписания они заключали ряд договоров на покупку оборудования и материалов, но произвести оплату по договору не смогли, т.к. с января 2013г. на все расчетные счета и кассу предприятия наложен арест. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.07.2013г. МУП «АКС» признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре сроком до 26.06.2014г. На сегодняшний день идет оплата кредиторов третьей очереди по текущим коммунальным платежам за август 2013г. Платежи по заключенным договорам относят к четвертой очереди. Как только будет произведена проплата по договорам, будет приобретено соответствующее оборудование и предписание исполнят.
Также позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве (л.д. 82-83).
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Управления Роспотребнадзора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ, ст. 8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с положениями ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
СанПиН 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» устанавливают санитарно-эпидемиологические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих. Требования Санитарных правил являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности (кроме горнорудной и угольной), транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с Санитарными Правилами 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СП 1.1.1058-01), определяется порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований и предназначены для юридических лиц, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство.
Пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как установлено по делу, Муниципальное унитарное предприятие «Ачинские коммунальные системы» зарегистрировано 20 сентября 2007 года в Едином государственном реестре юридических лиц, действует на основании Устава (л.д. 73-76).
Данным предприятием осуществляется деятельность по передаче распределения пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечению потребителей водой питьевого качества, приему и очистке хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим выпуском в реку Чулым согласно установленных требований, а также обслуживанию тепловых и водопроводных сетей города Ачинска (л.д. 73 оборот листа).
Из материалов дела следует, что в 2012 году Управлением Роспотребнадзора была проведена санитарно-эпидемиологическая проверка в МУП «АКС», где были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в части наличия покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств поверхности стен бытового помещения (душевой) котельной № 1 по адресу: г. Ачинск, ул. Льва Толстого, строение 1; в части наличия автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны производственных помещений котельной №1 (котельного зала, рабочей комнаты машиниста-кочегара) по адресу: г. Ачинск, ул. Л, строение *, химических веществ остронаправленного действия; котельной № 2 по адресу: Ачинский район, п. Малая Ивановка, ул. В, **; котельной №3 по адресу: г. Ачинск, п. Мазульский Рудник, ул. О, **; котельной № 5 по адресу: г. Ачинск, п. Солнечный, ул. К, **; котельной КОСПОС по адресу: г. Ачинск, Правый берег р. Чулым, ул. Л; котельной КОСЛОС по адресу: г. Ачинск, Левый берег р. Чулым, шоссе «Сосновое озеро»; ремонтно-строительного участка ремонтно-строительного цеха по адресу: г. Ачинск, переулок Т, строение *; оборудования бытовых помещений (женской гардеробной, мужской душевой) КОСЛОС по адресу: г. Ачинск, Левый берег р. Чулым, шоссе «Сосновое озеро»; в части наличия на участке тепловодоснабжения № 9 автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия, где возможно выделение в воздух рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия; в части наличия покрытия стен в бытовом помещении участка тепловодоснабжения № 9 (уборной) из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств; в части осуществления в полном объеме производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий, а именно, на рабочих местах МУП «АКС» согласно программе производственного контроля по адресу: г. Ачинск, ул. К, **.
В связи с этим, Управлением Роспотребнадзора было выдано в адрес МУП «АКС» предписание № 945 от 25.10.2012г. об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до 01.10.2013г. (л.д. 41-43).
Указанное предписание не оспаривалось ответчиком.
06 сентября 2013 года Управлением Роспотребнадзора было издано Распоряжение № 3089 о проведении внеплановой выездной проверки МУП «АКС» на предмет выполнения предписания № 945 от 25.10.2012г., о чем МУП «АКС» было уведомлено 08.09.2013г. (л.д. 38-40).
Из представленных представителем ответчика документов следует, что МУП «АКС» в рамках исполнения предписания № 945 от 25.10.2012г. заключило договоры поставки, составило сметные расчеты по проведению работ в рамках исполнения предписания Управления Роспотребнадзора по устранению нарушений санитарного законодательства (л.д. 94-111).
Вместе с тем, в ходе проведения повторной проверки было выявлено, что предписание начальника Управления Роспотребнадзора № 945 от 25.10.2012г. о наличии нарушений санитарного законодательства МУП «АКС» исполнено не в полном объеме, о чем свидетельствуют протоколы осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.10.2013г. и от 28.10.2013г. и акт проверки от 29.10.2013г. (л.д. 44-59, 69-72).
По результатам повторной проверки ответчик был привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ (л.д. 61-64).
Ответчиком фактически не отрицается наличие выявленных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (тер.отделом в г.Ачинске) на предприятии в ходе проверки нарушений и факт их неисполнения в установленный до 01 октября 2013г. срок. Все возражения по иску сводятся к невозможности исполнения предписания, в связи с процедурой банкротства предприятия.
Согласно решения Арбитражного суда Красноярского края от 02 июля 2013 года МУП «АКС» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре сроком до 26 декабря 2013 года и постановлениями судебного пристава-исполнителя (л.д. 85-93, 112-115).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2013 года срок конкурсного производства в отношении МУП «АКС» продлен на шесть месяцев до 26 июня 2014 года (л.д. 124-127).
Как усматривается из определения Арбитражного суда и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании котельные предприятия, в которых были выявлены нарушения продолжают функционировать, рабочие места не сокращены, работники продолжают выполнять свои трудовые функции.
При таких обстоятельствах, довод ответчика о том, что в связи с процедурой банкротства они не могут исполнить предписание, судом во внимание не принимается. В настоящее время МУП «АКС» не ликвидировано и существует реальная угроза возникновения профессиональных заболеваний, в связи с допущенными ответчиком нарушениями. Ведение процедуры конкурсного управления не может рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении исковых требований и не освобождает предприятие от исполнения требований Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Роспотребнадзора удовлетворить, обязать МУП «АКС» устранить в срок до 03.12.2014г. выявленные нарушения норм санитарного законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Ачинские коммунальные системы» сроком до 03 декабря 2014 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- в части наличия приборов автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны производственных помещений (котельного зала, рабочей комнаты машиниста-кочегара), химических веществ остронаправленного действия:
котельной № 1 по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Л, строение **;
котельной № 2 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малая Ивановка, ул. В, ***;
котельной № 3 по адресу: Красноярский край, п. Мазульский Рудник, ул. О, **;
котельной № 5 по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, п. Солнечный, ул. К, ***; котельной КОСПОС по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, Правый берег р. Чулым, ул. Л;
котельной КОСЛОС по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, Левый берег р. Чулым, шоссе «Сосновое озеро»;
- в части наличия покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств поверхности стен уборной ремонтно-строительного участка ремонтно-строительного цеха по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, переулок Т, строение ***;
- в части осуществления юридическим лицом МУП «АКС» по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К, ** в полном объеме производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с осуществляемой деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно, на рабочих местах МУП «АКС» согласно программе производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации объектов.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья О.А. Рагулина