РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., с участием помощника Алапаевского городского прокурора Каменской Н.А., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-86/2022 ( 2-1397/2021)
по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Порошиной Е. С. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Алапаевский центр занятости» об обязании признать Порошину Е. С. безработной и поставить ее на регистрационный учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущей работу, произвести начисление и выплату пособия по безработице в размере среднемесячного заработка по Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор (далее – Прокурор) в соответствии ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Порошиной Е.С. к ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости» об обязании признать Порошину Е.С. безработной со ДД.ММ.ГГГГ и поставить ее на регистрационный учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущей работу, произвести начисление и выплату пособия Порошиной Е.Г. по безработице в размере среднемесячного заработка по Свердловской области, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления в законную силу решения суда, а также в последующем производить начисление и выплату указанного пособия по безработице в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о занятости населения.
В обоснование заявленных требований указано, что в Алапаевскую городскую прокуратуру обратилась Порошина Е.С. о нарушении ее прав на постановку на учет в качестве безработной и получение пособия по безработице в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Свердловской области. В ходе надзорных мероприятий было установлено, что Порошина Е.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать – ФИО1 заочным решением Артемовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. Порошина Е.С. не имеет регистрации по месту жительства и месту пребывания, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время фактически проживает по адресу: <адрес> съемном жилом помещении (заключен договор найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок). Собственного жилого помещения Порошина Е.С. не имеет. ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в ГАПОУ СО «Алапаевский многопрофильный техникум». ДД.ММ.ГГГГ Порошина Е.С. обратилась в ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости» с заявлением с целью регистрации в качестве безработной и назначении пособия по безработице. Однако в постановке на учет в указанном статусе ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости» было отказано, в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства на территории г. Алапаевска и Алапаевского района.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник Алапаевского городского прокурора Быкова С.С. поддержала исковые требования, указала, что на момент постановки на учет в центр занятости Порошина Е.С. постоянно проживала в г. Алапаевске, поэтому просит признать факт места проживания как юридически значимое обстоятельство.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник Алапаевского городского прокурора Каменская Н.А. поддержала уточненные исковые требования, указала, что факт проживания Порошиной Е.С. по адресу <адрес> нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, подтвержден пояснениями истицы, свидетеля, письменными материалами дела.
Истец Порошина Е.С. в судебном заседании на иске настаивает, указала, что она воспитывалась в приемной семье и проживала в <адрес> у приемных родителей по временной регистрации. После поступления в техникум была временно прописана в общежитии в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ временную прописку не продлили в связи с пандемией, но она фактически проживала по данному адресу до ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ Порошина Е.С. сняла квартиру и заключила договор найма жилого помещения, арендодатель не согласен зарегистрировать ее по месту пребывания. Поиск работы затруднен, поэтому она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости с заявлением о постановке ее на учет в качестве безработной и назначения пособия по безработице, в чем ей было отказано. При обращении она представила справку из УСП о том, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, документ об образовании, аттестат, паспорт, справку о временной прописке по <адрес>, договор найма жилого помещения. Постоянного места жительства и своего жилья он не имеет, поэтому возможности оформить регистрацию по месту постоянного жительства она также не имеет.
Представитель ответчика ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости» Чечулина Е.Н, действующая на основании доверенности, не возражает против удовлетворения иска с учетом того, что в суде установлено юридически значимое обстоятельство, а именно факт проживания Порошиной Е.С. в <адрес> на момент обращения к ответчику.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что они с Порошиной Е.С. проживают в гражданском браке с ДД.ММ.ГГГГ года совместно в <адрес> по настоящее время. Коммунальные платежи оплачивает ФИО2 Ему известно, что Порошина Е.С. обращалась в центр занятости для оформления ее в качестве безработной как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано в этом.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ путем подачи заявления в электронной форме в ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости» обратилась Порошина Е.С. в целях поиска подходящей работы и постановки на учет в качестве безработной, указав адрес местожительства ( пребывания): <адрес>. При обращении Порошина Е.С. представила свой паспорт и документ об образовании, справку о временной регистрации, справку Управления социальной политики № 1 об отнесении ее к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчиком направлен запрос в ГУ МВД России по Свердловской области и отдел по вопросам миграции МО МВД России « Алапаевскийо предоставлении сведений о регистрации Порошиной Е.С. по месту пребывания и месту жительства, получены ответы о том, что Порошина Е.С. зарегистрированной по месту жительства ( пребывания) на территории г. Алапаевска и Алапаевского района не значится.
ДД.ММ.ГГГГ Порошиной Н.С. в центр занятости был представлен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение о признании Порошиной Е.С. безработной и назначении пособия по безработице не принято ввиду отсутствия регистрации по месту жительства на территории г. Алапаевска и Алапаевского района. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Порошина Е.С. зарегистрирована в ГКУ « Алапаевский ЦЗ» в целях поиска подходящей работы.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7, ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от 19.04.1991 № 1032-1).
В силу положений ч.1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч.2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1).
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Статьей 34.1 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 установлены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых относится следующее: впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 №891, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 №891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В п.4 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению в государственные учреждения службы занятости населения с целью постановки на регистрационный учет безработных граждан: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В Законе Российской Федерации от 25.06.1993№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст.2).
При этом положения ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 года N 189-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 февраля 2003 года N 105-О и др.). Кроме того, оспариваемое законоположение не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами ( Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1868-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афганистана Мирзада А. Х. Гуль Мир на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации « О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из справки № ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области № 1 следует, что Порошина Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что мать - ФИО1 заочным решением Артемовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует ( л.д. 26).
Из объяснений истца следует, что своего жилья она не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была временно зарегистрирована в <адрес> связи с учебой в техникуме, с ДД.ММ.ГГГГ проживает постоянно по адресу <адрес> что подтверждается договором найма жилого помещения.
Из пояснений Порошиной Е.С., свидетеля ФИО2, договора найма жилого помещения, банковских выписок с карты ФИО2, квитанций о начислении и оплате коммунальных платежей, рапорта-характеристики на имя Порошиной Е.С. следует, что Порошина Е.С. постоянно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес> ( л.д. 13-14, 64-76).
Таким образом, суд считает установленным юридически значимое обстоятельство – факт проживания Порошиной Е.С. по адресу: <адрес>.
Все исследованные судом документы, подтверждающие статус, образование и место пребывания истца на территории города Алапаевска Свердловской области были представлены Порошиной Е.С. в ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр, занятости» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Представление истцом документов, свидетельствующих о проживании по месту пребывания в городе Алапаевске Свердловской области, при отсутствии у Порошиной Е.С. регистрации по месту жительства, по мнению суда, не исключает возможность признания за истцом права постановки на регистрационный учет в качестве безработного, с целью последующего получения соответствующего пособия по безработице, являющегося средством к существованию, учитывая также особый статус Порошиной Е.С. как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обладающей повышенным уровнем социальных гарантий.
Обстоятельств, указанных в ч.3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», препятствующих Порошиной Е.С. быть признанной безработным, по делу не установлено.
Так как Порошина Е.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) при признании ее безработной, в соответствии с ст. 34.1 Закона от 19.04.1991 № 1032-1, пособие по безработице ей должно быть назначено в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации его в качестве безработного, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного суд считает исковые требования, заявленные Алапаевским городским прокурором в интересах Порошиной Е.С., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход местного бюджета в сумме 300 руб., согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует произвести с ответчика ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости».
С учетом этого суд считает взыскать с ответчика ГКУ СЗН СО «Алапаевский центр занятости» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Алапаевского городского прокурора в интересах Порошиной Е. С. удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Алапаевский центр занятости» признать Порошину Е. С. безработной и поставить ее на регистрационный учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущее работу, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Алапаевский центр занятости» произвести Порошиной Е. С. начисление и выплату пособия по безработице в размере среднемесячного заработка по Свердловской области с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу, а в последующем производить начисление и выплату указанного пособия в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о занятости населения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Алапаевский центр занятости» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья С.А.Охорзина
Решение изготовлено в окончательной форме 31.01.2022