Дело № 12-2/2020 (12-65/2019)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
14 января 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Тришканевой И.С.,
при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Колмакова А.А. на постановление заместителя председателя Государственного комитета по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия Балашова С.Е. № от <дата>, которым
Колмаков А.А., родившийся <дата> в <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, пенсионер,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя председателя Государственного комитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии Балашова С.Е. № от <дата> Колмаков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Колмаков А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № от <дата> о назначении административного наказания отменить, а производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что имеет все необходимые разрешения, в том числе на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, на добычу птиц, располагает охотничьим билетом. Указывает, что, отправившись <дата> на охоту, фактически ее не осуществлял, помогал своему родственнику заготавливать дрова, увидев приближающийся к ним автомобиль, предположил, что это проверка, и, чтобы ее ускорить, решил приготовить оружие для осмотра, вытащив его наполовину из чехла, в этот момент подъехали проверяющие, в том числе сотрудник Росгвардии, и указали ему на допущенное нарушение правил охоты, а также правил перевозки оружия. Отмечает, что поскольку за нарушение правил перевозки оружия был привлечен к административной ответственности, понес расходы на оплату штрафа в размере 1000 руб., оснований для повторного привлечения его к административной ответственности по ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ не имелось. По мнению автора жалобы, нарушение им правил охоты было формальным, так как оружие находилось в разряженном состоянии, а грунтовая дорога, расположенная на расстоянии № метра от д. <адрес>, не относится к охотничьим угодьям общего пользования. Кроме того, указывает, что он не выражал пренебрежительного отношения к требованиям законодательства, его действия не предоставляли какую-либо опасность и не создали никому угрозы, при проведении проверки они ничего не скрывал и не утаивал. Ссылается на значительность суммы административного штрафа в размере 2 000 руб. для его бюджета, поскольку его заработная плата составляет всего № рублей.
Представители административного органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление, Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии Соснин А.П., Кильчичаков Д.А. в судебном заседании против доводов жалобы возражали, полагали ее необоснованной.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Колмаков А.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие указанного лица.
Выслушав объяснения представителей административного органа, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении №, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
По смыслу разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об охоте) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Положениями пункта 15 статьи 1 Федерального закона об охоте закреплено, что охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона об охоте охотничьи угодья подразделяются, в том числе на охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).
В силу части 2 статьи 57 названного Федерального закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Пунктом 4 части 1 статьи 22 Федерального закона об охоте предусмотрено, что в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты, включающие, в том числе установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512 утверждены Правила охоты, пунктом 53.1 которых установлен запрет на нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием, за исключением случаев, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а также отлова охотничьих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 57 Федерального закона об охоте).
Согласно рапорту ведущего консультанта Госкомитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Хакасии Кильчичакова Д.А. от <дата> <дата> в ходе рейдовых мероприятий был выявлен факт нарушения правил охоты гражданином Колмаковым А.А. Данный гражданин находился на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> № м. на северо-запад от <адрес> в автомобиле <марка автомобиля>, со включенным мотором с расчехленными огнестрельными оружиями № калибра и № № калибр № и патронами к охотничьим оружиям № шт. № калибра, калибр №- № шт. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, а инспектором ОЛРР Управления Росгвардии по РХ - протокол изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему.
Аналогичные сведения зафиксированы в протоколе серии № об административном правонарушении от <дата>, где также указано на допущенное Колмаковым А.А. нарушение п.53.1 Правил охоты, утвержденных приказом МПР России № от <дата>, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, Колмакову А.А. разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, а также права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. В протоколе также содержатся объяснения Колмакова А.А., в которых он указал, что с нарушением, скорее всего, согласен, с протоколом согласен, копию протокола получил. В своих объяснениях, предоставленных административному органу <дата>, Колмаков А.А. указал, что находился в общедоступных охотничьих угодьях Аскизского района, был остановлен сотрудником Росгвардии, находился в автомобиле <марка автомобиля>, с собой было № охотничьих оружия в разряженном состоянии. Поняв, что это проверка, связанная с охотой (оружие № № и № №), для ускорения процедуры начал вытаскивать оружие из чехла, вытащить до конца не успел, ему сказали, что он нарушил правила перевозки, за что оружие будет изъято.
Допрошенный судом в качестве свидетеля старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по РХ капитан полиции ФИО пояснил, что в ходе проводившихся им совместно с сотрудником Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия Кильчичаковым Д.А. рейдовых мероприятий <дата> в на общедоступных охотничьих угодьях урочища <адрес> был выявлен автомобиль, в котором находился Колмаков А.А. с двумя расчехленными охотничьими ружьями, в связи с чем в отношении него были составлены протоколы об административных правонарушениях за нарушение правил перевозки оружия и нарушение правил охоты.
Таким образом, факт нахождения Колмакова А.А. в автомобиле ВАЗ 2121 на расстоянии 934 метра около д. <адрес> с ружьями № № и № № в расчехленном состоянии подтверждается рапортом, протоколом об административном правонарушении, который соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, объяснениями самого Колмакова А.А. от <дата>, показаниями допрошенного судом в качестве свидетеля старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по РХ капитана полиции ФИО, а также не оспаривается самим Колмаковым А.А. в поданной им жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения Колмаковым А.А. вышеуказанных законодательно установленных императивных требований нашел свое подтверждение в материалах дела, в связи с чем заместитель председателя Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии Балашов С.Е. обоснованно исходил из того, что указанное лицо является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Колмакова А.А. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, в ходе производства по делу не допущено, правовые основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Оснований сомневаться в правильности квалификации административного правонарушения, а также вине Колмакова А.А. в его совершении, суд не усматривает.
Доводы Колмакова А.А. о том, что непосредственно перед остановкой его автомобиля для проверки он двигался по грунтовой дороге, которая не относится к охотничьим угодьям общего пользования, опровергаются имеющейся в материалах дела об административном правонарушении выкопировкой из карты-схемы, подписанной представителями административных органов, а также Колмаковым А.А., подтверждающей, что Колмаков А.А. в момент остановки автомобиля <марка автомобиля> для проверки находился в указанном автомобиле на № м. на северо-запад от <адрес>, географические координаты N № №, и данная территория относится к числу общедоступных охотничьих угодий Аскизского района. Оснований подвергать сомнению правильность географических координат, установленных с использованием навигатора ХХХ, ссылка на который имеется в протоколе об административном правонарушении, у суда не имеется. Карта-схема утверждена Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 04.09.2014 N 62-ПП «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Хакасия».
Факт привлечения Колмакова А.А. к административной ответственности за иное нарушение правил перевозки оружия не свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, и не указывает на повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же деяние.
Выражая несогласие с указанным постановлением, Колмаков А.А. просит отменить постановление в связи с наличием исключительных обстоятельств, позволяющих освободить его от административной ответственности.
В качестве таковых приводит доводы о значительности суммы штрафа, составившего 2 000 руб., в сравнении с его ежемесячным доходом в размере № руб.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу разъяснений, содержащихся в абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Учитывая приведенные нормы и разъяснения, принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.8. 37 КоАП РФ, посягает на установленные правила охоты и создает угрозу в области охраны окружающей среды и природопользования, суд доводы жалобы о наличии оснований для выводов о малозначительности совершенного правонарушения отклоняет как необоснованные.
Исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность, и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, не имеется.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, учитывая, что одним из условий применения ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является наличие санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с минимальным размером административного штрафа, предусмотренным граждан не менее десяти тысяч рублей, однако санкцией ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пятисот до четырех тысяч рублей, оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного Колмакову А.А. административного наказания ниже низшего предела у суда также не имеется.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность обжалуемого постановления, в связи с чем не усматривает оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя председателя Государственного комитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии Балашова С.Е. № от <дата>, которым Колмаков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Колмакова А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд РХ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) И.С. Тришканева