Решение по делу № 3а-994/2018 ~ М-355/2018 от 28.03.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2018 Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-994/2018 по административному исковому заявлению ООО «Региональная логистическая компания» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Региональная логистическая компания» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, просило суд установить кадастровую стоимость земельных участков:

с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, общей площадью 23 805 кв.м., адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.04.2014 года в размере 26 577 092 рублей 25 копеек;

с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, общей площадью 113 кв.м., адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.04.2014 года в размере 119 121 рубля 82 копеек.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

Кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 24.04.2014 года и составляет:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 42394324,50 рублей,

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 201241,70 рублей.

В обоснование заявления административный истец ссылается на отчет об оценке ООО «НПО «Азимут» № , согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 24.04.2014 года составляет:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 26 577 092,25 рубля,

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 119 121,82 рубль.

Однако, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области заявление Общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков было отклонено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в судебном порядке. Просит требования удовлетворить, считать датой обращения в комиссию 31.12.2017 года.

Представитель административного истца по доверенности от 01.11.2017 года Герасимова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной, установленной отчетом об оценке от 08.12.2017 года № .

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве на административный иск в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости земельных участков возражал против удовлетворения заявленных требований.

Иные участвующие в деле лица письменных отзывов по делу не представили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что ООО «Региональная логистическая компания» на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, общей площадью 23 805 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.10.2016 года;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, общей площадью 113 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.10.2016 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельных участков определена по состоянию на 24.04.2014 года и составляет:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 42394324,50 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2017 года;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером – 201241,70 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2017 года.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника земельных участков от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в комиссии или суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Административный истец воспользовался предоставленным ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и 31.12.2017 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области.

Решением Комиссии от 09.02.2018 года № заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отклонено, поскольку отчет об оценке от 08.12.2017 года № , составленный ООО «НПО «Азимут», не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.

Согласно статье 24.18 Закона РФ от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке от 08.12.2017г. № , подготовленный ООО «НПО «Азимут».

Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами , , итоговая величина рыночной стоимости земельных участков составляет 119121,82 рубля и 26577092,25 рублей соответственно.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица – Администрации г.о. Самара о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Из заключения эксперта ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы» от 18.05.2018 года № следует, что итоговая величина рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 24.04.2014 года составляет 30 375 000 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

В данном случае экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.

Оценивая экспертное заключение ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы» по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем осмотра земельного участка, изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объекте оценки. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость оцениваемого объекта не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключение приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования земельного участка; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного подхода, обоснование выбора используемого подхода к оценке объекта исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Из заключения следует, что для определения рыночной стоимости земельного участка эксперт использовал сравнительный подход, в рамках которого применил метод сравнения продаж, выявив земельные участки, выставленные на продажу, наиболее сопоставимые по своим характеристикам с объектами исследования.

Учитывая ретроспективный характер оценки, оценщик использовал данные об объектах-аналогах, содержащихся в доступных источниках: информационная системах. Описание объектов-аналогов приведено в таблице 5 на стр. 32-34 заключения.

В качестве единицы сравнения принята стоимость 1 кв.м. земельного участка.

В качестве объектов-аналогов эксперт отобрал 4 земельных участка, сходных с объектом оценки по наиболее значимым ценообразующим характеристикам с объектом оценки.

В заключение содержатся таблицы, расчёты и пояснения к ним, подробное объяснение применения и неприменения конкретных корректировок. Применены корректировки на торг, на масштаб, на наличие железнодорожных путей. Расчет стоимости земельного участка представлен в Таблице 13 на стр.48-50 заключения.

Эксперт пришел к выводу, что итоговая рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 24.04.2014 года составляет 30 375 000 рублей.

Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, не заинтересован в исходе дела.

Исследовав отчет об оценке от 08.12.2017 года № , подготовленный ООО «НПО «Азимут», представленный суду административным истцом в отношении земельного участка с кадастровым номером , суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании ст. 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 24.04.2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого здания.

Суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером , содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный оценщиком ООО «НПО «Азимут», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению частично.

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

Согласно статье 24.20 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28.03.2018 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 31.12.2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Региональная логистическая компания» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, общей площадью 23 805 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.04.2014 года в размере 30 375 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, общей площадью 113 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.04.2014 года в размере 119 121 рубль 82 копейки.

Датой подачи административным истцом заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать – 31.12.2017 года, в суд – 28.03.2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 июня 2018 года.

    

Председательствующий                      М.А.Панкова

3а-994/2018 ~ М-355/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Региональная логистическая компания"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
28.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
29.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2018[Адм.] Судебное заседание
24.05.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
06.06.2018[Адм.] Судебное заседание
09.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее