Решение по делу № 2-407/2019 ~ М-325/2019 от 15.03.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2019 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шестаковой С. В. к ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об обязании включить периоды работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию со дня возникновения права на нее.

В обоснование иска указала, что 13.09.2018г. она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алапаевске и Алапаевском районе за досрочным назначением страховой пенсии в соответствии п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». К зачету в специальный стаж ответчик принял только 19 лет 0 месяцев 26 дней, при этом в требуемый для досрочного назначения пенсии специальный стаж не были включены периоды: с 06.01.1995 по 25.08.1998 гг. (3 г.7 мес.20дн.) в должности воспитателя в Верхне-Синячихинском детском приюте; с 01.09.1998 по 31.12.1998 гг. (4 мес.) в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского районо; с 01.09.2005 по 31.08.2006 гг. (1 год) в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3»; с 01.09.2009 по 31.08.2010 гг. (1 год) в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3».

Истица полагает данное решение пенсионного органа незаконным, считает, что спорные периоды должны быть включены в льготный стаж по следующим основаниям.

Период работы с 06.01.1995г. по 25.08.1998г. в должности воспитателя в Верхне-Синячихинском детском приюте ответчик отказался зачесть в стаж, мотивировав это тем, что данное наименование учреждения не поименовано «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим педагогическую деятельность...», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В спорный период работы учреждение именовалось Детский приют поселка Верхняя Синячиха. В соответствии с Положением о детском реабилитационном приюте (далее Положение) в нем находились только несовершеннолетние дети в возрасте от 2 до 15 лет. Одной из функций приюта (глава 3 Положения) являлась организация обучения и воспитания несовершеннолетних детей. В соответствии с п.7.6. Положения образовательная работа с временно-проживающими в приюте детьми организовывалась в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с учетом времени пребывания несовершеннолетних в учреждениях, формы и степени их дезадаптации, уровня их учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования несовершеннолетнего принималось по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией. В соответствии с приказом № 8 от 06.01.1995г. она была принята на работу в вышеуказанное учреждение на должность «воспитатель» по 10 разряду Единой тарифной сетки, установленной для работников учреждений образования Российской Федерации. Само по себе наименование учреждения - Детский приют поселка Верхняя Синячиха не может служить основанием для отказа ей в назначении пенсии, поскольку она работала в государственном учреждении воспитателем, занималась педагогической деятельностью. Названным Списком предусмотрено, что должность воспитателя дает право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, указан Перечень учреждений. В спорный период она работала в учреждении, которое в соответствии с Постановлением Главы администрации Алапаевского района № 398/1 от 20.09.94г. называлось «Районный детский приют поселка Верхняя Синячиха», а в соответствии с Положением о приюте называлось «Детский реабилитационный приют», несмотря на эти нормативные несоответствия, она занималась педагогической деятельностью (работала с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей).

Период работы с 01.09.1998г. по 31.12.1998г. в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы №3 Алапаевского районо ответчик отказался зачесть в стаж, мотивировав это тем, что данное наименование должности не предусмотрено «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим педагогическую деятельность...», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Из справки следует, что в период с 01.09.1998г. по 31.12.1998г.(4 мес.) она работала в должности учителя ОБЖ. Данное обстоятельство подтверждается тарификацией педагогических работников Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского районо на 1998-1999 учебный год, а также лицевыми счетами. Некорректное наименование должности (учитель ОБЖ), которое использовал работодатель, не может служить основанием для ущемления ее пенсионных прав. Фактически она работала в должности учителя Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского района, на полную ставку в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком. В п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка указано, что соответствующие должности должны заниматься в школах всех наименований, а в п. 1 раздела "Наименование должностей" действительно имеется должность, поименованная как преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), но в данном списке также имеется и должность учитель без указания какой-либо предметной специализации, а при таких обстоятельствах юридически значимыми обстоятельствами при разрешении спора по делу является исполнение должностных обязанностей по должности учитель в общеобразовательной школе.

Период работы с 01.09.2005г. по 31.08.2006г. в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ №3» ответчик отказался зачесть в специальный стаж, мотивируя это тем, что в данный период не выполнялось условие - выполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Между тем, этот период должен быть включен в специальный стаж. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами. В спорный период в МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3» она работала учителем с учебной нагрузкой 12 часов в неделю (0,67 ставки), 3 часа в неделю факультатив в 9 классах по подготовке к экзамену по предмету ОБЖ (0,17 ставки) и 0,3 ставки преподавателем - организатором основ безопасности жизнедеятельности. Данное обстоятельство подтверждается справкой МОУ «Верхнесинячихинская средняя общеобразовательная школа №3», тарификацией педагогических работников МОУ «Верхнесинячихинская средняя общеобразовательная школа» на 2005-2006 учебный год, лицевыми счетами по МОУ «ВССОШ № 3». Приложением № 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 учителям установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Таким образом, условие, предусмотренное пунктом 4 Правил, ею выполнено, суммарно она выполняла норму рабочего времени (0,84 ставки учителя и 0,3 ставки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности).

Период работы с 01.09.2009г. по 31.08.2010г. в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3» ответчик отказался зачесть в стаж, мотивируя это тем, что в данный период не выполнялось условие - выполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы. В данный период она работала учителем с учебной нагрузкой 11,5 часов в неделю (0,64 ставки), а с 02.10. учебная нагрузка составляла 12,5 часов в неделю (0,72) и 0,7 ставки преподавателем - организатором основ безопасности жизнедеятельности. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 11.02.2019 № 90 МОУ «Верхнесинячихинская средняя общеобразовательная школа №3», приказом от 02.10.2009г. №115, тарификацией педагогических работников МОУ «Верхнесинячихинская средняя общеобразовательная школа» на 2009-2010 учебный год, лицевыми счетами по МОУ «ВССОШ № 3». Условие, предусмотренное пунктом 4 Правил, ею выполнено, суммарно она выполняла норму рабочего времени (0,64 ставки учителя и 0,7 ставки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности).

Указанные выше периоды ее работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. При условии включения спорных периодов в ее специальный стаж он составит: 19 лет 0 месяцев 26 дней + 03 года 7 месяцев 20 дней + 4 месяца + 1 год + 1 год = 25 лет 00 месяцев 16 дней на дату обращения -13.09.2018 г.

Уточнив требования, истица просит обязать ответчика включить в стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии, периоды работы с 06.01.1995 по 25.08.1998 гг. в должности воспитателя в Верхне-Синячихинском детском приюте; с 01.09.1998 по 31.12.1998 гг. в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы №3 Алапаевского районо; с 01.09.2005 по 31.08.2006 гг. в должности учителя «Верхнесинячихинская СОШ № 3»; с 01.09.2009 по 31.08.2010 гг. в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3»; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.09.2018 г., взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель по устному ходатайству Шиляева Т.В. на иске настаивают.

Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Татаринова О.И. с иском не согласилась по основаниям, приведенным в оспариваемом решении.

Представитель третьего лица МОУ « Верхнесинячихинская СОШ № 3» Гроппер О.Ю. полагает, что спорные периоды работы истицы подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, так как истицей представлены доказательства выполнения в спорные периоды педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015 года.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 утверждены "Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В п. 1.1 Списка, раздел "Наименование учреждений", в числе общеобразовательных учреждений указаны школы всех наименований, учреждения социального обслуживания: «социальный приют для детей и подростков», «социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних», «центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 поименованы должности "учитель", "преподаватель".

Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г., постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрены должности «воспитатель», "учитель", "преподаватель", "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)".

Как следует из материалов дела, 28.09.2017 Шестакова С.В. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» ( л.д. 99-100).

Решением пенсионного органа № 1438082/18 от 26.12.2018 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по указанному основанию ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста ( л.д. 101-103).

Согласно указанному решению в стаж истца на соответствующих видах работ включены периоды работы общей продолжительностью 19 лет 0 месяцев 26 дней, не зачтены периоды общей продолжительностью 6 лет 0 месяцев 10 дней, в том числе период работы с 6.01.1995 по 25.08.1998 ( 3 года 7 месяцев 20 дней) в должности воспитателя Верхне-Синячихинского детского приюта, период работы с 1.09.1998 по 31.12.1998 ( 4 месяца) в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского районо, так как « Списком…», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, данное наименование учреждения не предусмотрено; периоды работы в МОУ « Верхнесинячихинская СОШ № 3» в должности учителя с 1.09.2005 по 31.08.2006 (1 год) на 0,67 ставки, с 1.09.2009 по 31.08.2010 на 0,64 ставки в связи с невыполнением нормы рабочего времени ( педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Истец просит включить указанные периоды в ее специальный стаж.

Согласно трудовой книжки истца АТ-\/1 № 5347091 ( л.д. 10-16) она принята 6.01.1995 воспитателем в детский приют пос. В. Синячиха, 25.08.1998 уволена в связи с переводом в ВССШ № 3, 1.09.1998 принята учителем основ безопасности жизнедеятельности Верхнесинячихинской школы № 3, 30.12.1999 присвоена вторая квалификационная категория по должности преподаватель ОБЖ, 1.07.2000 назначена учителем географии и ОБЖ, работает по настоящее время.

Из уточняющей справки № 53, выданной Верхнесинячихинской поселковой администрацией 22.10.2018 ( л.д. 109), следует, что Шестакова С.В. действительно работала с 6.01.1995 по 25.08.1998 воспитателем в Верхнесинячихинском детском приюте и выполняла педагогическую нагрузку, установленную за полную ставку заработной платы. Заработная плата начислялась и выдавалась централизованной бухгалтерией администрации р.п. Верхняя Синячиха. За указанный период работы у Шестаковой С.В. периодов, не дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не было. Учебные и административные отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись, на курсах повышения квалификации не находилась.

В материалы дела представлено постановление главы администрации Алапаевского района № 398/1 от 20.09.1994 ( л.д. 29), которым постановлено открыть районный детский приют в пос. Верхняя Синячиха на базе бывшего ясли-сада № 12 с передачей его в областную собственность с финансированием по отрасли социальной защиты населения.

Постановлением главы администрации Алапаевского района № 529 от 19.11.1994 изменен п. 1 постановления № 398/1, изложен в следующей редакции: « открыть районный детский приют с правом юридического лица в поселке Верхняя Синячиха с передачей его в оперативное управление администрации рабочего поселка Верхняя Синячиха с финансированием по отрасли социальной защиты населения» ( л.д. 26).

Согласно Положения о приюте ( л.д. 32-38) детский реабилитационный приют ( далее ДРП) является структурным подразделением управления социальной защиты граждан администрации Алапаевского района, ДРП подчиняется в своей деятельности начальнику управления социальной защиты и взаимодействует с инспекцией по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних, общеобразовательными школами, медицинскими и иными заинтересованными учреждениями; ДРП является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Целью деятельности ДРП является в том числе создание условий для временного проживания несовершеннолетних детей одного пола, оказавшихся без попечения родителей и средств к существованию. К основным функциям приюта отнесены в том числе организация обучения и воспитания. На принципах добровольности в приют принимаются дети из социально неблагополучных семей в возрасте от 7 до 14 лет на срок от 1 недели до 3-х месяцев. Финансирование ДРП осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов, а также иных возможных источников ( добровольные пожертвования спонсоров). Материально-техническое обеспечение осуществляется через управление социальной защиты населения. Образовательная работа с временно проживающими в приюте организуется в соответствии с Законом РФ « Об образовании» и с учетом времени пребывания несовершеннолетних в учреждениях, формы и степени его дезадаптации, уровня его учебной подготовки.

В материалы дела представлена смета ( л.д. 31) расходов по детскому приюту на 7 групп (56 детей), согласно которой предусмотрено финансирование оплаты труда воспитателей (21 единица).

Суду представлены карточки-справки за 1995 год по детскому приюту, где Шестакова С.В. значится воспитателем ( л.д. 27).

Представленными в материалы дела лицевыми счетами ( л.д. 27, 116-119) подтверждается, что истице, работавшей в детском приюте воспитателем, заработная плата начислялась в течение всего спорного периода с 6.01.1995 по 25.08.1998.

В соответствии с Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995 года, а также в соответствии с Федеральным законом РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений" от 24.06.1999 года социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты для детей были отнесены к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, то есть были отнесены к учреждениям для детей.

Для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связана с воспитанием детей).

То обстоятельство, что работая в должности воспитателя в Верхне-Синячихинском детском приюте, Шестакова С.В. непосредственно осуществляла трудовые обязанности, связанные с образовательным и воспитательным процессом, ответчиком не оспаривается. Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что весь указанный спорный период Шестакова С.В. постоянно работала с детьми, планировала и организовывала жизнедеятельность детей и подростков; проводила повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, то есть выполняла работу, связанную с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Согласно Постановления Правительства РФ от 13.09.1996 года N 1092, действовавшего на момент работы истца в указанный спорный период, на работников специализированных учреждений (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей и других) распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодных отпусков, а также льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При этом Верхне-Синячихинский детский приют по своему статусу являлся учреждением социального обслуживания, созданным в рамках реализации государственной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, и осуществлявшим деятельность по социальной реабилитации, прежде всего, несовершеннолетних. Приведение в соответствие с действующим законодательством учредительных документов учреждений является обязанностью работодателя.

При таких обстоятельствах, с учетом характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором она работала в спорный период времени, суд приходит к выводу о том, что тип и вид данного учреждения позволяют включить в специальный страховой стаж истице период ее работы в должности воспитателя Верхне-Синячихинского детского приюта.

Наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истца. Несовпадение наименование образовательного учреждения, в котором она работала, с наименованием учреждения, указанном в Списке, не может повлечь ограничение ее пенсионных прав. Характер трудовой деятельности Шестаковой С.В. подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения истцу пенсии ранее установленного возраста,

Истолкование действующих норм, регулирующих вопросы назначения пенсии, как позволяющих не включать спорные периоды работы истца в специальный стаж на том основании, что учреждение, где работала истец, не включено в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

С учетом изложенного суд считает обязать ответчика включить истице в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период ее работы с 6.01.1995 по 25.08.1998 (3 года 7 месяцев 20 дней) в должности воспитателя Верхне-Синячихинского детского приюта.

Истица просит также обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы с 1.09.1998 по 31.12.1998 ( 4 месяца) в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского районо, периоды работы в МОУ « Верхнесинячихинская СОШ № 3 в должности учителя с 1.09.2005 по 31.08.2006 (1 год), с 1.09.2009 по 31.08.2010 ( 1 год).

Согласно записям в трудовой книжке истицы ( л.д. 10-16) 1.09.1998 она принята учителем основ безопасности жизнедеятельности Верхнесинячихинской школы № 3, 30.12.1999 присвоена вторая квалификационная категория по должности преподаватель ОБЖ, 1.07.2000 назначена учителем географии и ОБЖ, работает по настоящее время.

Согласно уточняющей справки Управления образования администрации МО Алапаевское № 721 от 23.08.2018 Шестакова С.В. действительно работала с 1.09.1998 по 30.06.2000 в должности учителя Основ безопасности жизнедеятельности Верхне-Синячихинской средней школы № 3 ( л.д. 104).

Согласно уточняющей справки Верхнесинячихинской поселковой администрации МО Алапаевское № 53 от 22.10.2018 ( л.д. 109) Шестакова С.В. действительно работала с 1.09.1998 по 31.12.1998 учителем ОБЖ в Верхнесинячихинской средней школе № 3 и выполняла педагогическую нагрузку, установленную за полную ставку заработной платы, с 1.01.1999 по 30.06.2000 – учителем ( так указано в лицевых счетах) в Верхнесинячихинской средней школе № 3 и выполняла педагогическую нагрузку, установленную за полную ставку заработной платы. Заработная плата начислялась и выдавалась централизованной бухгалтерией администрации р.п. Верхняя Синячиха. За указанный период работы у Шестаковой С.В. периодов, не дающих право на назначение трудовой пенсии по старости, не было. Учебные и административные отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись, на курсах повышения квалификации не находилась.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ( л.д. 120-123) Шестакова С.В. работала в период с 1.09.1998 по 30.06.2000 в Вехнесинячихинской средней школе № 3 учителем, данный период указан с льготным кодом.

Должность учителя основ безопасности жизнедеятельности в вышеуказанных списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г., постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, действительно не поименована, однако включена должность учителя без указания предметной специализации.

Согласно Приказа Минобразования РФ и ГК ЧС РФ от 16.03.1993 № 66/85 « Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях» было предписано организовать до 1.12.1993 разработку программ курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений ( п.2.1); проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях ( со 2 по 11 класс) и в учреждениях начального и среднего профессионального образования возложить на преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности. До полного укомплектования учреждений образования преподавателями-организаторами основ безопасности жизнедеятельности за проведение занятий по курсу ОБЖ оплату труда производить в порядке и на условиях, предусмотренных для учителей и преподавателей ( п.3); преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю, при объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю оплата производится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов, за преподавательскую работу по курсу ОБЖ сверх 9 часов в неделю, а также за преподавательскую работу по другим предметам производится дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей и преподавателей ( п.4.1,4.2); в стаж работы по специальности ( в том числе при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверх установленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ) включается, кроме работы в этой должности, время работы ( службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета ( п.4.4).

Согласно карточке-справке за 1998 год Шестакова С.В. значится учителем ОБЖ, согласно карточке-справке за 1999 год Шестакова С.В. значится учителем ( л.д. 40-41), при этом доводы истицы о том, что она весь указанный период с 1.09.1998 по 31.12.1999 вела курс ОБЖ как учитель, стороной ответчика не оспорены.

Согласно оспариваемого решения пенсионного органа период работы истицы с 1.01.1999 по 30.06.2000 в должности учителя Верхнесинячихинской школы № 3 включен в стаж на соответствующих видах работ.

Должность, которую занимала истица, предусмотрена Списком № 463.

Указание работодателем при заполнении трудовой книжки истицы наименования должности с указанием предметной специализации ( ОБЖ), не должно лишать истицу права на включение указанного периода в специальный стаж.

С учетом этого суд считает период работы истицы с 1.09.1998 по 31.12.1998 в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского районо подлежащим включению в ее специальный стаж.

Согласно справки МОУ « Верхнесинячихиская СОШ № 3» от 15.03.2019 № 163 ( л.д. 24-25) Шестакова С.В. работает в данном образовательном учреждении с 1.07.2000 по 28.09.2018 в штатной должности учителя, выполняла педагогическую нагрузку на 1 ставку заработной платы, кроме периодов: с 1.09.2005 по 31.08.2006 - 12 часов в неделю, 3 часа в неделю факультатив, 0,3 ставки преподаватель-организатор ОБЖ; с 1.09.2009 по 1.10.2009 – 11,5 часов в неделю, 0,7 ставки преподаватель-организатор ОБЖ; со 2.10.2009 по 31.08.2010- 12,5 часов в неделю, 0,7 ставки преподаватель-организатор ОБЖ.

В материалы дела представлена справка работодателя от 15.03.2019 № 162, приказ № 130 ( л.д. 42,43), согласно которым нагрузка Шестаковой С.В. в 2005-2006 г.г. составила: 0,3 ставки преподавателя-организатора ОБЖ, 4 часа в неделю – географии ( 10,11 классы), 8 часов в неделю – ОБЖ ( 5-8 классы), 3 часа в неделю – факультатива по подготовке к экзамену по предмету ( Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классах, так как экзамены сдавали выпускники всех 9 классов, что подтверждается приказом № 130 от 15.05.2006 № Об организованном окончании учебного года», расписание экзаменов согласовано с Управлением образования администрации МО Алапаевское» от 15.05.2006, за это производилась доплата в размере 2610 руб. в месяц.

Согласно справки работодателя от 28.09.2018 № 449 ( л.д. 105) Шестакова С.В. выполняла педагогическую нагрузку: с 1.09.2005 по 31.08.2006 – учитель ОБЖ 8 часов в неделю, учитель географии 4 часа в неделю; с 1.09.2009 по 31.08.2010 – учитель географии, природоведения 2 часа в неделю, учитель ОБЖ 9,5 часов в неделю. Аналогичные сведения содержатся в справке работодателя от 4.12.2018 № 551 ( л.д. 106).

Согласно уточняющей справки работодателя от 14.06.2019 № 346 Шестакова С.В. имела нагрузку преподавателя ОБЖ с 1.09.2009 по 16.09.2009 – 0,7 ставки, с 17.09.2009 по 31.08.2010 – 0,5 ставки.

Актом проверки пенсионного органа от 13.11.2018 ( л.д. 107-108) подтверждается, что в спорные периоды в СОШ № 3 предусмотрены штатные единицы и учителей, и преподавателя ОБЖ ( 1 единица).

Сведения о педагогической нагрузке истицы в спорные периоды с 1.09.2005 по 31.08.2006, с 1.09.2009 по 31.08.2010, указанные в уточняющих справках работодателя истицы МОУ « Вержхнесинячихинская СОШ № 3» от 15.03.2019 № 163, от 15.03.2019 № 162, от 14.06.2019 № 346, подтверждаются пояснениями в судебном заседании истицы, представителя третьего лица, свидетеля ФИО, представленными в материалы дела документами: расписанием экзаменов ( л.д. 45-46, 147-148), тарификационными списками 2005-2006 учебного года ( л.д. 47-49, 149-151, 217-219), лицевыми счетами 2005-2006 г.г. ( л.д. 50-60, 152-157), тарификационными списками на 2009-2010 учебный год ( л.д. 62-64, 143-144), лицевыми счетами, расчетными листами 2009-2010 г.г. ( л.д. 65-88, 158-163), штатным расписанием на 2005-2006 учебный год ( л.д. 184), должностной инструкцией преподавателя- организатора ОБЖ ( л.д. 185-189), приказом от 12.10.2005 « Об обеспечении педагогического сопровождения учащихся на 2005-2006 учебный год» ( л.д. 220-221), приказом № 107 от 17.09.2009 « Об изменениях в тарификации» ( л.д. 222), приказом № 55 от 10.09.2009 « Об утверждении учебного плана на 2009-2010 учебный год» ( л.д. 223-228).

Не доверять сведениям, указанным в справках работодателя, у суда оснований не имеется, причины несоответствия содержания справок, ранее предоставленных работодателем в пенсионный орган, и предоставленных суду, в части объема педагогической нагрузки Шестаковой С.В., объяснены представителем образовательного учреждения невнимательностью готовившего их сотрудника, в настоящее время содержание справок подтверждается совокупностью вышеуказанных документов, обоснованность которых стороной ответчика путем предоставления соответствующих доказательств не оспорена.

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям V - XI (XII) классов школ составляет 18 часов в неделю, 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Пункт 2.5 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и других работников образовательных учреждений" определяет режим рабочего времени педагогических работников, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы, которой регулируется образовательным учреждением.

Согласно п. 1 Примечания к данному приказу продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что истец в спорные периоды с 1.09.2005 по 31.08.2006, с 1.09.2009 по 31.08.2010 имела педагогическую нагрузку и как преподаватель-организатор ОБЖ ( на условиях внутреннего совместительства по части штатной единицы), и как учитель, ей отдельно по каждой из указанных должностей начислялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Доводы представителя ответчика о том, что работодатель, передавая сведения в Пенсионный фонд РФ о работе истца в спорные периоды, не подтвердил выполнение педагогической нагрузки, в связи с чем указанные периоды не могут быть зачтены в специальный стаж работы, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку истец, как застрахованное лицо, не может нести ответственность за неполноту либо недостоверность сведений указанных страхователем в индивидуальном лицевом счете, в том числе за действия третьих лиц. Невыполнение надлежащим образом своих обязанностей работодателем, в том числе и по надлежащему оформлению педагогической нагрузки истицы, не может влиять на пенсионные права гражданина-работника.

С учетом изложенного суд считает обязать ответчика включить в специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 ВЗ « О страховых пенсиях», периоды работы с 1.09.2005 по 31.08.2006, с 1.09.2009 по 31.08.2010 в должности учителя МОУ « Верхнесинячихинская СОШ № 3».

Истица просит признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии с 28.09.2018 – дня ее обращения с заявлением о назначении пенсии.

Согласно ч.1,2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что на день обращения за назначением пенсии 28.09.2018 исчисленный ответчиком специальный стаж истца без учета спорных периодов составил 19 лет 0 месяцев 26 дней. Соответственно, с учетом включенных судом в специальный стаж истца спорных периодов ее трудовой деятельности (11 месяцев 05 дней) педагогический стаж истца составил на дату обращения 25 лет 0 месяцев 16 дней, то есть является достаточным для принятия решения о назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию.

Принимая во внимание, что неправильное решение пенсионного органа повлекло нарушение прав истца на своевременную реализацию указанного права, суд считает признать право истца на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 28.09.2018.

Истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При обращении в суд истцом понесены расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб., что подтверждается чеком-ордером ( л.д. 2)

В связи с удовлетворением иска суд считает взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шестаковой С.В. удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области включить в стаж работы Шестаковой С. В., требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях», периоды работы с 06.01.1995 по 25.08.1998 гг. в должности воспитателя в Верхне-Синячихинском детском приюте; с 01.09.1998 по 31.12.1998 гг. в должности учителя ОБЖ Верхнесинячихинской средней школы № 3 Алапаевского районо; с 01.09.2005 по 31.08.2006 гг. в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3»; с 01.09.2009 по 31.08.2010 гг. в должности учителя МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3».

Признать за Шестаковой С. В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.09.2018.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области в пользу Шестаковой С. В. в возмещение расходов по уплате госпошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья Охорзина С.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2019

2-407/2019 ~ М-325/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шестакова Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ УПФ в г.Алапаевске и Алапаевском районе
Другие
МОУ "Верхнесинячихинская СОШ №3"
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Охорзина С.А.
Дело на странице суда
alapaevsky--svd.sudrf.ru
15.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2019Передача материалов судье
18.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2019Предварительное судебное заседание
04.04.2019Предварительное судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Судебное заседание
10.06.2019Судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
17.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Дело оформлено
07.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее