Решение по делу № 2-448/2017 ~ М-336/2017 от 22.05.2017

Дело №2-448/2017                                                                                                     КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александровск                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,

с участием прокурора Белёва И.П.,

истца Захаровой А.Э.,

при секретаре Уточкиной Н.В.

        рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в интересах Захаровой Алены Эдуардовны к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Александровска обратился в суд с названным выше иском, указав в обоснование, что Захарова А.Э., является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца - ФИО3, ФИО4 лишены родительских прав решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Отец истца ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ умер. Постановлением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за Захаровой А.Э. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Александровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.Э. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Захарова А.Э. зарегистрирована в указанном жилом помещении, площадь которого составляет 18 кв.м. Совместно с Захаровой А.Э. в жилом помещении проживают еще 3 человека. Заключением органов опеки от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Захарова А.Э. собственником объектов недвижимого имущества не значится, в собственности жилья не имеет. По настоящее время Захарова А.Э. жилым помещением не обеспечена. Просит возложить на ответчиков обязанность предоставить Захаровой А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Александровского муниципального района, а в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Захаровой А.Э., предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.

Прокурор Белёв И.П. в судебном заседании на иске настаивал.

Истец Захарова А.Э. исковые требования в судебном заседании поддержала.

Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений по иску не предоставили.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направив возражение на иск, в котором указали, что с иском не согласны, просили в иске отказать. По существу иска пояснили, что Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений». Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 №107-п установлено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.11.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица из данной категории, т.е. на территории всего Пермского края. Предоставление жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление и, предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края.

Третье лицо - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что поддерживают позицию Правительства Пермского края и просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо - Министерство социального развития Пермского края, извещенное надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражение на иск прокурора, указав, что согласно решению ТУ МСР ПК по Александровскому и Кизеловскому МР от ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.Э. ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда ПК по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение иска о предоставлении жилого помещения нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми с ним правами (т.е. внесенных в список по тем же основаниям ранее Захаровой А.Э.). Предоставление Захаровой А.Э. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым. Указали, что не согласны с требованием о возложении обязанности по предоставлению жилья на ТУ МСР по Александровскому и Кизеловскому МР, поскольку в силу п.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ТУ МСР ПК осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Управление специализированным жилищным фондом Пермского края, не переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляет уполномоченный орган. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п определено, что государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для указанной категории лиц. В иске просили отказать.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 04.11.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (в ред. от 02.07.2014 г.) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.1 названной статьи являются:1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Частью 2 ст.8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.

В судебном заседании установлено, что Захарова А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - ФИО3 и отец - ФИО4 решением Александровского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении Захаровой А.Э.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер.

Постановлением главы администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Захаровой А.Э. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Постановлением главы администрации Александровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.Э. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Пунктом 2 постановления Захарова А.Э. включена в список лиц, имеющих статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Заключением органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Захаровой А.Э. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку общая площадь жилого помещения 18 кв.м., приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения 9 кв.м.

С ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.Э. зарегистрирована в указанном жилом помещении, совместно с ней в жилом помещении зарегистрировано и проживает еще 3 человека, что следует из поквартирной карточки.

В настоящее время Захарова А.Э. является студентом 5 курса очной формы обучения в <данные изъяты>. Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления Захаровой А.Э. следует, что в настоящее время она проживает в <адрес> без регистрации, не работает. Собственного жилья не имеет, нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения не является.

До настоящего времени Захарова А.Э. жилым помещением не обеспечена.

ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.Э. обратилась в прокуратуру г. Александровска с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения, поскольку она является лицом из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

По сведениям Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на объекты недвижимости (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и пр.) на территории г. Александровска, Александровского муниципального района, принадлежащие Захаровой А.Э., отсутствуют.

Из уведомления Росреестра также следует, что в Едином государственном реестре недвижимости информация о правах Захаровой А.Э. на объекты недвижимого имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

При таких обстоятельствах Захарова А.Э. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям п.1 ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 г., а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

При этом судом признается обоснованным требование о предоставлении Захаровой А.Э. жилого помещения на территории Пермского края в случае невозможности предоставления жилья в границах муниципального образования по месту проживания, поскольку в силу п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края 09.09.2013 №1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 N 1939-419 по месту жительства гражданина. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Поскольку в судебном заседании установлено, что Захарова А.Э. в настоящее время проживает в <адрес>, там же проходит обучение, своей семьи не имеет, суд считает возможным предоставление Захаровой А.Э. жилого помещения в границах территории Пермского края в случае невозможности предоставления жилья в границах муниципального образования по месту проживания.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, поскольку установлено, что Захарова А.Э. являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Суд также не принимает во внимание доводы третьего лица Министерства социального развития Пермского края о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

При указанных выше обстоятельствах, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Захаровой А.Э. жилого помещения на территории Александровского муниципального района, а в случае отсутствия такой возможности - в пределах Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Захаровой А.Э., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края N92-п от 01.03.2013 г. "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.

Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Александровска Пермского края частично удовлетворить.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Захаровой Алене Эдуардовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 33 квадратных метров, на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Захаровой А.Э. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.

В удовлетворении иска прокурора г.Александровска Пермского края к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья                                                                                                 О.Н. Ёлохова

2-448/2017 ~ М-336/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захарова Алена Эдуардовна
Прокурор
Ответчики
ТУ Минимстерство социального развития
Правительство ПК
Другие
Министерство Социального развития ПК
Министерство строительства и ЖКХ ПК
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Ёлохова О.Н.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
22.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2017Передача материалов судье
22.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017Судебное заседание
05.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2017Дело оформлено
12.01.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее