РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2014 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Карельской Л.Н.,
с участием:
истца У. Т.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края Трухиной И.М., действующей на основании доверенности от 09 января 2014 года, сроком действия по 31 декабря 2014 года (л.д.15),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности по назначению досрочно трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
У. Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края (далее по тексту – Управление Пенсионного фонда) о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении указанной пенсии.
Свои требования У. Т.В. мотивирует тем, что 27 ноября 2013 года она, имея необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей такой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда от 02 декабря 2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Так, при подсчете ее стажа не были приняты к зачету период ее работы с 05 октября 1989 года по 21 марта 1991 года в качестве воспитателя в детском комбинате № 822 комбината «Электрохимприбор» в г.Лесной Свердловской области, в связи с тем, что наименование учреждения – детский комбинат не предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также периоды ее нахождения в учебных отпусках с 22 октября 2001 года по 11 ноября 2001 года, с 15 апреля 2002 года по 28 апреля 2002 года, с 11 ноября 2002 года по 08 декабря 2002 года, с 05 мая 2003 года по 01 июня 2003 года, с 06 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 02 марта 2004 года по 02 апреля 2004 года, с 06 сентября 2004 года по 05 октября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 20 февраля 2005 года, с 10 марта 2005 года по 30 апреля 2005 года и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 22 января 1996 года по 18 января 1998 года и с 21 мая 1998 года по 31 августа 1998 года, в связи с тем, что указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 56.
Считает данные доводы незаконными, нарушающими ее право на пенсионное обеспечение, в связи с чем, просит суд зачесть вышеуказанные периоды в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить ей пенсию со дня обращения в Управление Пенсионного фонда с 27 ноября 2013 года (л.д.3-4).
В судебном заседании истец У. Т.В. поддержала заявленные ею требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Трухина И.М. в судебном заседании требования истца не признала в полном объеме, мотивируя свои возражения тем, что спорные периоды истца не могут быть зачтены в льготный стаж, поскольку наименование учреждения, в котором истец работала с 05 октября 1989 года по 21 марта 1991 года, - детский комбинат, не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ранее действующим Постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет"; периоды нахождения истца в учебных отпусках, а также в отпуске по уходу за ребенком, - не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 56. По состоянию на 26 ноября 2013 года стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, составлял 23 года 07 месяцев 03 дня.
Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.16-17).
Представитель третьего лица ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.26), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.59).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования У. Т.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N 11-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона, трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 2 ст. 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, поименованы воспитатели и дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сады (сады-ясли), детские ясли.
Как установлено по делу, У. Т.В. с 1985 года по настоящее время осуществляет трудовую педагогическую деятельность.
27 ноября 2013 года У. Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.18-19).
Решением Управления Пенсионного фонда от 02 декабря 2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д.5).
Согласно записям трудовой книжки У. Т.В., последняя с 05 октября 1989 года по 21 марта 1991 года работала в качестве воспитателя в детском комбинате № 822 Комбината «Электрохимприбор» (л.д.10).
Из решения Управления Пенсионного фонда от 02 декабря 2013 года № 95/13 следует, что основанием для отказа У. Т.В. в зачете спорного периода работы в льготный стаж является отсутствие в перечне дошкольных образовательных учреждений Списка 2002 года и Списка 1991 года наименования учреждения - "детский комбинат" (л.д.20-21).
Указанное решение в данной части суд расценивает как неправомерное по следующим основаниям.
В период работы истца в детском комбинате действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым были поименованы детские сады и объединенные ясли-сады, а также Список профессий и должностей работников народного образования..., утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, которым предусмотрены дошкольные образовательные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 01 января 1976 года Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01 января 2003 года (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06 ноября 2001 года N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Ясли-сады были созданы на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года N 558 в результате объединения двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, что было произведено в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни.
Из представленных администрацией ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» сведений следует, что в структуре комбината «Электрохимприбор» в отделе детских дошкольных учреждений с 01 января 1950 года по 31 марта 1993 года находились детские ясли, детские сады, детские комбинаты, в том числе с 01 января 1964 года по 31 марта 1993 года детский комбинат № 22 (шифр 822). Детские комбинаты по своим функциям являлись детскими дошкольными учреждениями, в которых осуществлялась деятельность по воспитанию и обучению детей в соответствии с программно-методическими указаниями Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР, то есть выполнялись задачи, определенные Временным положением о дошкольном детском учреждении – ясли-сад. Создание образовательного учреждения детский комбинат не повлекло изменения целей, задач, функций детского сада и яслей и обеспечения образовательного процесса, проходившего в них. В связи с обращениями бывших работников комбината «Электрохимприбор» в пенсионные органы за назначением пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» администрацией предприятия были исследованы все имеющиеся в наличии документы по детским дошкольным учреждениям, в том числе по детскому комбинату № 22 (шифр 822), которые позволили сделать вывод, что данное учреждение являлось единым детским дошкольным учреждением ясли-сад № 22 (шифр 822). В связи с чем, на основании решения комиссии от 12 мая 2003 года, приказом генерального директора ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» от 15 мая 2003 года № 98 установлено правильное наименование детского дошкольного учреждения – «детские ясли-сад» вместо прежнего наименования – «детский комбинат». Ускова Т.В. осуществляла педагогическую деятельность в отделе детских дошкольных учреждений, входивших по 31 марта 1993 года в структуру комбината «Электрохимприбор» с 05 октября 1989 года по 21 марта 1991 года в детских яслях-саду № 22 (шифр 822) в должности воспитателя). В указанный период предприятие работало в полном режиме ( пятидневная рабочая неделя при полном рабочем дне). Согласно лицевым счетам У.Т.В. использовала отпуск без сохранения заработной платы в январе 1990 года – один день и в ноябре 1990 года – один день (л.д.60-72).
С учетом изложенного, период работы У. Т.В. воспитателем в детском комбинате № 822 Комбината «Электрохимприбор» с 05 октября 1989 года по 21 марта 1991 года подлежит включению в специальный стаж, поскольку истец работала в должности и в учреждении, поименованных действовавшим в спорный период законодательством, предусматривавшим, что педагогическая деятельность в должности воспитателя, являющаяся основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах, наименование которых соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад".
Рассматривая требования истца о неправомерном не включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения ее в учебных отпусках судом установлено следующее.
Решением Управления Пенсионного фонда от 02 декабря 2013 года № 95/13, к зачету в стаж на соответствующих видах работ не приняты периоды нахождения У. Н.Н. в учебных отпусках с 22 октября 2001 года по 11 ноября 2001 года, с 15 апреля 2002 года по 28 апреля 2002 года, с 11 ноября 2002 года по 08 декабря 2002 года, с 05 мая 2003 года по 01 июня 2003 года, с 06 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 02 марта 2004 года по 02 апреля 2004 года, с 06 сентября 2004 года по 05 октября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 20 февраля 2005 года, с 10 марта 2005 года по 30 апреля 2005 года, в связи с тем, что указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (л.д.20-21).
Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В спорные периоды истец работала воспитателем в МУ «Общеобразовательная средняя школа № 14» г.Ачинска (л.д.12) и находилась в учебных отпусках в связи с обучением в ВУЗе, в период учебных отпусков за ней сохранялось место работы и средний заработок. Указанные обстоятельства представитель Управления Пенсионного фонда в судебном заседании не оспаривала.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
Следовательно, периоды нахождения У. Т.В. в учебных отпусках являются периодами ее работы, которые подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Требования истца о необоснованном не включении в стаж периодов нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 22 января 1996 года по 18 января 1998 года и с 21 мая 1998 года по 31 августа 1998 года, суд считает не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен У. Т.В. после 06 октября 1992 года, то есть после вступления в законную силу изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР, в связи с которыми возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена, Управлением Пенсионного фонда обоснованно период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не был включен в льготный стаж работы.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу, что с учетом зачета спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как педагогическому работнику, у У. Т.В. возникает право на назначение пенсии по выслуге лет с момента обращения к ответчику с заявлением, т.е. с 27 ноября 2013 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования У. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края включить в стаж работы У., дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды работы: с 05 октября 1989 года по 21 марта 1991 года, с 22 октября 2001 года по 11 ноября 2001 года, с 15 апреля 2002 года по 28 апреля 2002 года, с 11 ноября 2002 года по 08 декабря 2002 года, с 05 мая 2003 года по 01 июня 2003 года, с 06 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 02 марта 2004 года по 02 апреля 2004 года, с 06 сентября 2004 года по 05 октября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 20 февраля 2005 года, с 10 марта 2005 года по 30 апреля 2005 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края назначить У. пенсию с учетом вышеуказанных периодов с 27 ноября 2013 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Г.А.Киняшова
согласовано