Дело №2-654/2014
решение в мотивированном виде
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2014 года <адрес>
Алейский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего О.В.Луханиной
при секретаре Е.Г.Непомнящих
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черновой Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края об оспаривании решения комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Чернова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края об оспаривании решения комиссии указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим решением отказали ей в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого 30-летнего льготного стажа. В её специальный страж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (курсы повышения квалификации); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (указаны без кода особых условий). Просит восстановить ей срок для подачи искового заявления, зачесть в льготный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения исковых требований Чернова Е.А. уточнила заявленные требования, просит суд признать недействительным и отменить решение ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости до достижения предельного возраста, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды её работы: в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета войсковой части ФГКУ 354 ВКГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлиники Войсковой части 42054; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета поликлиники Войсковой части 42054 (военный Госпиталь); обязать ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края назначить ей указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Чернова Е.А. и ее представитель Цёха Л.А. поддержали заявленные требования и дали пояснения аналогично вышеизложенному.
Представитель ответчика ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края Прозорова О.В. иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе Черновой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
По общим правилам статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Под страховым стажем в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 – 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правительство РФ во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Как следует из Постановлений Правительства № 464 от 06 сентября 1991 года, № 1066 от 22 сентября 1999 года, № 781 от 29 октября 2002 года, действовавших в оспариваемые периоды работы истца в должности медицинской сестры, учреждения Госпиталь (Военный госпиталь) были отнесены к учреждениям здравоохранения.
В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, включена должность медицинской сестры, наименование учреждения – госпитали всех наименований.
Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеуказанных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края за назначением досрочной пенсии по старости согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказали Черновой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При вынесении указанного решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ГУ УПФ РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края сослались на то, что не подлежат включению в специальный трудовой стаж: период нахождения Черновой Е.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поданные работодателем без кода особых условий. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Черновой Е.А. за вычетом указанных периодов составил 27 лет 11 месяцев 21 день.
В судебном заседании установлено, что Чернова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения по вопросу назначения пенсии в ГУ УПФ РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 47 лет.
По данным трудовой книжки Черновой Е.А., заполненной ДД.ММ.ГГГГ, в оспариваемые периоды истец работала:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлиники Войсковой части 93423 (Госпиталь);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета в Войсковой части 42054 (Военный госпиталь);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по физиотерапии физиотерапевтического кабинета Войсковой части 42054 (Военный госпиталь). Следовательно, в оспариваемые периоды истец работала в должности медицинской сестры в учреждении здравоохранения (Госпиталь).
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Чернова Е.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, страховой номер индивидуального лицевого счета №.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 июля 2006 года №192п, индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица должны содержать реквизит «Особые условия труда (код)», который не заполняется, если особые условия труда не подтверждены документально либо когда занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов.
Судом установлено, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Черновой Е.А. периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указаны без кода особых условий труда.
Статьей 18 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что споры между органами Пенсионного фонда РФ, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (статья 3) определено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации совершенствования пенсионного законодательства России, а также для назначения пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованных лиц и др.
Факт работы истца Черновой Е.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в учреждении здравоохранения (Госпиталь) ответчиком не оспаривается, однако основанием для отказа включения указанных периодов в льготный стаж послужило отсутсвие указания кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Суд не соглашается с позицией ответчика, поскольку осуществление истцом Черновой Е.А. лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения подтверждается материалами дела, а именно трудовой книжкой истца №, архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно архивной справки Филиала Центрального архива Минобороны РФ (Центральный военный округ, <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернова Е.А. работала в должности медсестры поликлиники Войсковой части 93423.
В приказе командира Войсковой части 93423 № от ДД.ММ.ГГГГ по строевой части значится: « §8 медсестру поликлиники Чернову Е.А. прикомандировать в физиотерапевтическое отделение с целью повышения квалификации сроком на один месяц с ДД.ММ.ГГГГ».
В приказе командира Войсковой части 93423 № от ДД.ММ.ГГГГ по строевой части значится: « §6 медсестре Черновой Е.А., прошедшей курс повышения квалификации на базе физиотерапевтического отделения Войсковой части 93423, сдавшей зачет по специальности медсестры по физиотерапии, разрешить самостоятельный отпуск физиотерапевтических процедур в поликлинике Войсковой части 93423. Основание: аттестационный лист от ДД.ММ.ГГГГ».
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила курсы повышения квалификации в физиотерапевтическом отделении Войсковой части 93423.
Суд находит необоснованным отказ ответчика включить в специальный трудовой стаж Черновой Е.А. указанный период нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в спорный период истец выполняла работу, которая была возложена на неё работодателем приказами и получала за её выполнение заработную плату.
Трудовым законодательством (статья 112 КЗоТ РСФСР, статья 187 ТК РФ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с чем работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При учете указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
В обоснование несогласия с заявленными истцом требованиям представитель ответчика ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края Прозорова О.В. сослалась также на отсутствие сведений о продолжительности рабочего времени Черновой Е.А.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В судебном заседании установлен факт работы истца в оспариваемые периоды в должности медицинской сестры в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Доказательств обратному суду не представлено.
На основании изложенного суд находит заявленные Черновой Е.А. исковые требования законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
Согласно статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней.
Учитывая то, что Черновой Е.А. обратилась к ответчику за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты и следует обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доводы истца о наличии у неё права на досрочное назначение пенсии исследованным доказательствам не противоречат.
Доказательств того, что истец в спорные периоды выполняла иную работу, кроме указанной, ответчиком суду не представлены.
Факт того, что по вине работодателя документы о трудовой деятельности Черновой Е.А. были оформлены ненадлежащим образом не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черновой Е.А. удовлетворить.
Признать недействительным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Черновой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости до достижения предельного возраста, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы Черновой Е.А.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медсестры поликлиники Войсковой части 93423 ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медсестры физиотерапевтического кабинета Войсковой части 42054 (Военный госпиталь);
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края назначить Черновой Е.А. досрочную пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца.
Председательствующий О.В.Луханина
Не вступило в законную силу.