Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Абан 25 июня 2018 г.
Абанский районный суд, Красноярского края в составе
председательствующего судьи Кизиловой Н.В., с участием помощника прокурора Абанского района Серого С.С., представителя ответчика - ООО «Транслессбыт» Титова Е. В.,
при секретаре Ящук Ю.В.,
рассмотрев исковое заявление прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц к Зеленкову И. А., обществу с ограниченной ответственностью «Транслессбыт» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абанского района действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Зеленкову И. А., обществу с ограниченной ответственностью «Транслессбыт» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Абанского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Зеленкова И. А., Общества с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт».
Зеленков И.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права собственности: 24-24-16/012/2009-386 от 25.09.2009). Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, земельный участок поставлен на кадастровый учет, №, площадь 31371 кв.м, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства производственной базы, для строительства производственных объектов.
Согласно данных единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Зеленков И.А. зарегистрирован как индивидуальный предприниматель 17.06.2005, ОГРНИП №, ИНН №, одним из видов деятельности ИП Зеленкова И.А. являлась лесозаготовка, производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины.
ИП Зеленков И.А. 11.10.2017г. прекратил деятельность в связи с принятием решения суда о признании его несостоятельным (банкротом).
01.01.2018г. на основании договора аренды Зеленков И.А. передал земельный участок с кадастровым номером №, площадь 31371 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> обществу с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» во временное возмездное пользование, установив срок действия настоящего договора с момента его заключения по 30.11.2018г.
При этом, собственник земельного участка, настоящим договором не определил вид деятельности разрешенного использования данного земельного участка для Арендатора.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» зарегистрировано за
за основным государственным регистрационным номером ОГРН №, поставлено на налоговый учет, присвоены ИНН/КПП №, основным видов деятельности является торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, дополнительным видом деятельности является лесозаготовка; распиловка и строгание древесины.
Общество является юридическим лицом и действует на основании учредительных документов, законодательства РФ.
На территории, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Зеленкову И.А., расположены здания, сооружения, лесозаготовительная техника, техника для разгрузки и погрузки древесины, лесопильные станки, хранится пиломатериал, лесоматериал круглый.
Прокуратурой Абанского района в ходе проведенных 15.06.2017г., 18.09.2017г., 13.04.2018г. проверок соблюдения природоохранного законодательства в деятельности собственника данной территории по переработке древесины Зеленкова И.А., ООО «ТрансЛесСбыт» установлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, пожарной безопасности.
Так, при осмотре территории, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что на указанной территории осуществляется деятельность по переработке древесины. Установлено, что от деятельности организации образуются отходы от лесопиления: опилки, мелкие обрезки, горбыль, кора, в том числе смешанная с землей. Емкости для сбора отходов отсутствуют.
В нарушение природоохранного законодательства отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует навес, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03). Отходы опил, кора, кора с примесью земли, горбыль накапливаются на открытой почве, без применения специальной площадки.
Факт накопления отходов лесопереработки (опил, кора, кора с примесью земли) на открытой почве, а также факт отсутствия площадки временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства подтверждается актами проверок от 15.06.2017г., 18.09.2017г., 13.04.2018г. фототаблицами.
В результате деятельности осуществляемой на земельном участке, принадлежащем Зеленкову И.А., создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде (загрязнение, засорение территории, среды обитания объектов животного мира) и угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Данный факт в последующем может оказать негативное воздействие на окружающую, природную среду, и повлечь причинение вреда здоровью граждан.
У жителей <адрес>, других граждан нет гарантии того, что в результате хозяйственной деятельности осуществляемой на данной территории не будет антисанитарного состояния территории, что деятельность не создаст опасность причинения вреда в будущем.
Из изложенного следует, что в результате своей деятельности Зеленков И.А. и ООО «ТрансЛесСбыт» при осуществлении деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением правил временного хранения бытовых отходов и отходов лесопиления, одновременно собственником территории по переработке древесины в нарушение требований указанного выше законодательства не осуществляется должного контроля за действиями арендатора.
В нарушение требований закона при эксплуатации производственной базы по переработке древесины Зеленковым И.А., ООО «ТрансЛесСбыт», расположенного по адресу: <адрес>, допущены следующие нарушения:
В нарушение п. 6 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» в производственных помещениях и местах открытого хранения материалов, руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
В нарушение п. 77 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» не обеспечена очистка объекта и прилегающей к нему территории от горючих отходов и сухой растительности (по территории хаотично разбросаны отходы лесопиления (щепа, кора, доски, опилки), также на территории и за территорией по периметру ограждения и вокруг строений не убрана сухая растительность);
В нарушение п. 78 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на территории по переработке древесины не организовано создание защитных противопожарных минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах;
В нарушение п. 70, п. 465 и п. 466 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» места установки станков по обработке древесины не оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
В нарушение п. 74 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» используются противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями для складирования материалов (в противопожарных разрывах между зданиями производится складирование круглого леса (бревен) и отходов лесопиления (щепа, кора, доски, опилки));
В нарушение п. 4 ст. 4, ст. 99 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 4.1, примечание 1 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения» территория по переработке древесины не оборудована наружным противопожарным водоснабжением.
В нарушение п. 4.12 Свода правил СП 114.13330.2016 "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы" Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются в непосредственной близости от ограждения (необходимое расстоянии не менее 15 м. от забора до штабеля)
В нарушение п. 41 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» воздушные линии электропередач проложены над горючими материалами и изделиями (над штабелями готовой продукции пиломатериала, круглого леса, а также отходами лесопиления (щепа, кора, доски, опилки));
В нарушение п. 4.9, прил. А п.12 Свода правил СП 114.13330.2016 "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы" Площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от других объектов противопожарными расстояниями, (по приложения А расстояние от границ открытых складов пиломатериалов до 10 000м до края проезжей части автомобильных дорог общей сети всех категорий и соседних предприятий должно составлять 30 метров);
В нарушение п. 4.9, прил. А п.12 Свода правил СП 114.13330.2016 "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы" Площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от других объектов противопожарными расстояниями, (по
приложения А расстояние от границ открытых складов пиломатериалов до 10 000м до зданий категорий В1- В4 соседнего или собственного предприятия не связанные с производственным процессом I, II и III степени огнестойкости должно составлять 30 метров);
В нарушение п.п. а п. 360 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» место, отведенные под штабели не очищено до грунта от горючего мусора и отходов лесопиления или не покрыто слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров;
Указанные нарушения противопожарного законодательства являются недопустимыми, несут прямую угрозу причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб.
Прокурор Абанского района просит признать деятельность общества с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» (ИНН/ОГРН №) по временному накоплению отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>» в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной.
Обязать солидарно Зеленкова И. А., 18.08.1976г.р. проживающего по адресу: <адрес>, собственника данного земельного участка и общество с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» (ИНН/ОГРН №) очистить земельной участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>» от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать солидарно Зеленкова И. А., ДД.ММ.ГГГГ проживающего по адресу: <адрес>, являющегося собственником данного земельного участка и общество с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» (ИНН/ОГРН №) на производственной территории -земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>» оборудовать площадку для временного накопления отходов для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003; ООО «ТрансЛесСбыт» утвердить паспорта опасных отходов; должностному лицу ООО «ТрансЛесСбыт», осуществляющему работу с опасными отходами, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, необходимое для работы с опасными отходами I - IV классов опасности. Обязать солидарно Зеленкова И. А. ДД.ММ.ГГГГ проживающего по адресу: <адрес>, являющегося собственником данного земельного участка и общество с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» (ИНН/ОГРН №) на производственной территории -земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>» устранить нарушения противопожарного законодательства: оборудовать места установки станков по обработке древесины первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); оборудовать территорию по переработке древесины наружным противопожарным водоснабжением; убрать склады готовой продукции, круглого леса, а также отходы лесопиления (щепа, кора, доски, опилки) убрать от линий электропередач на безопасное расстояние; отделить площадку для размещения складов лесоматериалов от других объектов противопожарными расстояниями; очистить места, отведенные под штабели, до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов; очистить производственную территорию, а также прилегающую к ней территорию от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; предусмотреть при размещении круглых лесоматериалов 15 метровые разрывы до ограждения; предусмотреть при размещении отходов лесопиления 15 метровые разрывы до ограждения; оборудовать дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Приостановить деятельность по переработке древесины и складированию отходов производства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> до момента очистки указанного земельного участка от имеющихся отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства; до момента оборудования площадки для временного накопления отходов, в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003;до момента утверждения паспортов опасных отходов ООО «ТрансЛесСбыт»; до момента получения должностным лицом ООО «ТрансЛесСбыт», осуществляющим работу с опасными отходами документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с опасными отходами I - IV классов опасности; до момента устранения нарушений противопожарного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Серый С.С. поддержал исковое заявление в полном объеме.
Ответчик Зеленков И.А. в судебное заседание не явился, конверт с судебной повесткой возвращен по истечении срока хранения.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В материалах гражданского дела имеются сведения о направлении судебной повестки заказным письмом с уведомлением по месту проживания Зеленкова И.А. с вызовом в судебное заседание на 25.06.2018г., однако конверт возвращен в суд без вручения по истечении срока хранения.
Как установлено статьей 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Применительно к правилам пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 221, части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявку лица, участвующего в деле, за получением заказного письма суда следует считать отказом от получения судебного извещения о явке в судебные заседания.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации корреспонденции или нежелание являться за почтовой корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само физическое лицо.
Таким образом, суд, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившегося ответчика Зеленкова И.А., приходит к выводу о том, что лицо, участвующее в деле о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Неявка ответчика в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Представитель ответчика ООО «ТрансЛесСбыт» - по доверенности Титов Е.В. в судебном заседании пояснил, что исковые требования ответчик признает частично, поскольку не понятно, куда утилизировать отходы, и каким образом оборудовать площадку, в остальной части исковые требования признает. Строительство площадки экономически не выгодно, так еще и пожароопасно для населения. Отходы лесопиления относятся к пятому классу, пятый класс - это не опасный вид отходов, на него не требуются паспорта. Считает, иск в части экологических требований необоснованным, поскольку отходы лесопиления не несут никакого вреда, ни человеку, ни окружающей среде. Отходы лесопиления вывозятся не позднее 10 дней, горбыль забирает население бесплатно. Свод правил 114.13330.2016 не применим по отношению к «ТрансЛесСбыт», поскольку производство осуществляется на открытой площадке. Кроме того, установлены стенды с номерами телефонов, огнетушители.
Суд, заслушав помощника прокурора Абанского района, представителя ответчика ООО «ТрансЛесСбыт» Титова Е.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечении экологической безопасности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации,обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметьдокументы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности (ст. 14,15 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003г., при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, россыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право тили создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Как достоверно установлено в судебном заседании, собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, является Зеленков И.А., что следует из справки об участии в проверке от 18.09.2017г.
Согласно сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Зеленков И.А. зарегистрирован как индивидуальный предприниматель 17.06.2005г., одним из видов деятельности ИП Зеленкова И.А. являлось лесозаготовка, производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм, производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины.
ИП Зеленков И.А. 11.10.2017г. прекратил деятельность в связи с принятием решения суда о признании его несостоятельным (банкротом).
Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц, Общество с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» зарегистрировано 01.11.2016г., основным видов деятельности является торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, дополнительным видом деятельности является лесозаготовка, распиловка и строгание древесины. Общество является юридическим лицом и действует на основании учредительных документов.
Согласно договора аренды земельного участка от 01.01.2018г. Зеленков И.А. передал земельный участок площадь 31371 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> обществу с ограниченной ответственностью «ТрансЛесСбыт» во временное возмездное владение и пользование, установив срок действия настоящего договора с момента его заключения по 30.11.2018г.
Согласно п.п. 4.3.1., 4.2.3., 4.3.8. договора аренды земельного участка от 01.01.2018г. на арендатора возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с требованиями о его разрешенном использовании, согласно Договору, и нести все необходимые расходы по его содержанию, благоустройству. Соблюдать нормы и требования, установленные землеустроительными, архитектурными, строительными, пожарными, природоохранными и санитарными нормами и правилами. Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на участке, загрязнению прилегающих земель.
Прокуратурой Абанского района в ходе проведенных 15.06.2017, 18.09.2017, 13.04.2018 проверок соблюдения природоохранного законодательства в деятельности собственника территории по переработке древесины Зеленкова И.А., арендатора ООО «ТрансЛесСбыт» по адресу: <адрес>, установлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, пожарной безопасности.
При осмотре территории, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, установлено, что на указанной территории осуществляется деятельность по переработке древесины.
Установлено, что от деятельности ООО «ТрансЛесСбыт» образуются отходы от лесопиления: опилки, мелкие обрезки, горбыль, кора, в том числе смешанная с землей.
Емкости для сбора отходов отсутствуют.
В нарушение природоохранного законодательства отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует навес, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03). Отходы опил, кора, кора с примесью земли, горбыль накапливаются на открытой почве, без применения специальной площадки.
Факт накопления отходов лесопереработки (опил, кора, кора с примесью земли) на открытой почве, а также факт отсутствия площадки временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства подтверждается актами проверок от 15.06.2017г., 18.09.2017г., 13.04.2018г., фототаблицами.
В нарушение требований ст. ст. 14,15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта опасных отходов не утверждены, отсутствует лицо, имеющее право работы с опасными отходами, прошедшее специальную подготовку.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (статья 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В нарушение указанных требований отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в уполномоченный орган не представлена.
В результате деятельности осуществляемой на земельном участке, принадлежащем Зеленкову И.А., создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде (загрязнение, засорение территории, среды обитания объектов животного мира) и угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Данный факт в последующем может оказать негативное воздействие на окружающую, природную среду, и повлечь причинение вреда здоровью граждан.
Из изложенного следует, что в результате своей деятельности ООО «ТрансЛесСбыт» при осуществлении деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением правил временного хранения бытовых отходов и отходов лесопиления, одновременно собственником территории по переработке древесины в нарушение требований указанного выше законодательства не осуществляется должного контроля за действиями арендатора.
В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.,
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст.38 ФЗ № 69).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ утвержден «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон) ; Свод правил СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003», принята и введена в действие с 10 марта 2017 г. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 627/пр (далее - СП 114.13330.2016).
В нарушение вышеуказанных требований закона при эксплуатации производственной базы по переработке древесины ООО «ТрансЛесСбыт», расположенной по адресу: <адрес>, допущены следующие нарушения:
В нарушение п. 6 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» в производственных помещениях и местах открытого хранения материалов, руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
В нарушение п. 77 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» не обеспечена очистка объекта и прилегающей к нему территории от горючих отходов и сухой растительности (по территории хаотично разбросаны отходы лесопиления (щепа, кора, доски, опилки), также на территории и за территорией по периметру ограждения и вокруг строений не убрана сухая растительность);
В нарушение п. 78 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на территории по переработке древесины не организовано создание защитных противопожарных минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах;
В нарушение п. 70, п. 465 и п. 466 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» места установки станков по обработке древесины не оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
В нарушение п. 74 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» используются противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями для складирования материалов (в противопожарных разрывах между зданиями производится складирование круглого леса (бревен) и отходов лесопиления (щепа, кора, доски, опилки));
В нарушение п. 4 ст. 4, ст. 99 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 4.1, примечание 1 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения» территория по переработке древесины не оборудована наружным противопожарным водоснабжением.
В нарушение п. 4.12 Свода правил СП 114.13330.2016 "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы" Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются в непосредственной близости от ограждения (необходимое расстоянии не менее 15 м. от забора до штабеля)
В нарушение п. 41 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» воздушные линии электропередач проложены над горючими материалами и изделиями (над штабелями готовой продукции пиломатериала, круглого леса, а также отходами лесопиления (щепа, кора, доски, опилки));
В нарушение п. 4.9, прил. А п.12 Свода правил СП 114.13330.2016 "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы" Площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от других объектов противопожарными расстояниями, (по приложения А расстояние от границ открытых складов пиломатериалов до 10 000м3 до края проезжей части автомобильных дорог общей сети всех категорий и соседних предприятий должно составлять 30 метров);
В нарушение п. 4.9, прил. А п.12 Свода правил СП 114.13330.2016 "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы" Площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от других объектов противопожарными расстояниями, (по приложения А расстояние от границ открытых складов пиломатериалов до 10 000м до зданий категорий В1- В4 соседнего или собственного предприятия не связанные с производственным процессом I, II и III степени огнестойкости должно составлять 30 метров);
В нарушение п.п. а п. 360 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» место, отведенные под штабели не очищено до грунта от горючего мусора и отходов лесопиления или не покрыто слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров;
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что в результате деятельности ООО «ТрансЛесСбыт» создана реальная угроза причинения вреда окружающей среде (загрязнение, засорения территории, среды обитания объектов животного мира) и угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что может оказать негативное воздействие на окружающую, природную среду, и повлечь причинение вреда здоровью граждан.
Поскольку договором аренды земельного участка от 01.01.2018г. обязанность по соблюдению норм и требований, установленных землеустроительными, архитектурными, строительными, пожарными, природоохранными и санитарными нормами и правилами, а также о недопущении действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на участке, загрязнению прилегающих земель возложена на арендатора, то обязанность по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности должна быть возложена на арендатора земельного участка - ООО «ТрансЛесСбыт».
Относительно доводов стороны ответчика об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности в части оборудовать места установки станков по обработке древесины первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), суд не принимает их во внимание, поскольку не представлено допустимых и достоверных доказательств устранения указанных нарушений. Из представленных фотографий невозможно установить, где они были сделаны.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц к Зеленкову И. А., обществу с ограниченной ответственностью «Транслессбыт» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Признать деятельность ООО «Транслессбыт» по временному накоплению отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной.
Обязать ООО «Транслессбыт» очистить земельной участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Транслессбыт» на производственной территории - земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> оборудовать площадку для временного накопления отходов для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003; ООО «Транслессбыт» утвердить паспорта опасных отходов; должностному лицу ООО «Транслессбыт», осуществляющему работу с опасными отходами, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, необходимое для работы с опасными отходами I - IV классов опасности.
Обязать ООО «Транслессбыт» на производственной территории - земельном участке с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес> устранить нарушения противопожарного законодательства:
оборудовать места установки станков по обработке древесины первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
оборудовать территорию по переработке древесины наружным противопожарным водоснабжением;
убрать склады готовой продукции, круглого леса, а также отходы лесопиления (щепа, кора, доски, опилки) убрать от линий электропередач на безопасное расстояние;
отделить площадку для размещения складов лесоматериалов от других объектов противопожарными расстояниями;
очистить места, отведенные под штабели, до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов;
очистить производственную территорию, а также прилегающую к ней территорию от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;
предусмотреть при размещении круглых лесоматериалов 15 метровые разрывы до ограждения;
предусмотреть при размещении отходов лесопиления 15 метровые разрывы до ограждения;
-оборудовать дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов.
Приостановить деятельность ООО «Транслессбыт» по переработке древесины и складированию отходов производства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> до момента очистки указанного земельного участка от имеющихся отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства, до момента оборудования площадки для временного накопления отходов, в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003г., до момента утверждения паспортов опасных отходов ООО «Транслессбыт», до момента получения должностным лицом ООО «Транслессбыт», осуществляющим работу с опасными отходами документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с опасными отходами I - IV классов опасности, до момента устранения нарушений противопожарного законодательства.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.06.2018г.
Председательствующий