Дело №2-358/2019 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 11 сентября 2019 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой И.Л.,
с участием прокурора Габовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и ограничению доступа на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Александровска обратился в суд с уточненным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и ограничению доступа на объект незавершенного строительства. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории п. Всеволодо-Вильва Пермского края выявлен объект незавершенного строительства - пятиэтажное здание, расположенное между жилыми домами в районе <адрес>. Территория данного объекта ограждения не имеет, вход к объекту незавершенного строительства свободный, дверей и окон нет. Конструкции здания в установленном законом порядке не законсервированы. Объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером 59:02:0201004:13, расположенном на землях населенного пункта, государственная собственность на который не разграничена. Данный земельный участок предоставлен Всеволодо-Вильвенскому заводу «Метил» для строительства 90-квартирного жилого дома. Постановлением администрации поселка Всеволодо-Вильва от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок для жилищного строительства предоставлен ООО ПТФ «ГАЛДС». В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о здании и его собственнике отсутствуют. Согласно сведениям из межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> ООО ПТФ «ГАЛДС» обладает признаками недействующего юридического лица. Таким образом, правообладатель объекта незавершенного строительства - пятиэтажного здания, расположенного в районе <адрес>, не установлен. ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями закона прокурором <адрес> в адрес главы администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения внесено представление. Данное представление рассмотрено, но до настоящего времени никаких мер по устранению выявленных нарушений администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения не принято.
На основании вышеизложенного, прокурор г. Александровска, ссылаясь на Закон Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края», просит суд возложить на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства - пятиэтажного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в районе <адрес>, а также организовать и обеспечить ограничение доступа на объект незавершенного строительства - пятиэтажное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, в районе <адрес>, посторонних лиц, путем совершения действий, направленных на консервацию данного объекта незавершенного строительства с временной заделкой дверных и оконных проемов объекта, установлением ограждения в виде забора в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Габова К.С. на уточненных исковых требованиях настаивала.
Ответчик – представитель администрации Александровского муниципального района Пермского края Уразова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании участия не принимала, представила отзыв на исковое заявление, в котором не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, однако была не согласна со сроком исполнения обязательств для организации ограничения доступа на объект посторонних лиц, просила установить срок для исполнения данных обязательств не менее 90 дней после вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица ООО Производственно-торговая фирма «ГАЛСД», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки в судебное заседание не сообщил, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представил.
Суд, выслушав прокурора, изучив представленные материалы, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным Имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктами 2, 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с п.5 Приказа Минэкономразвития России № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.п.8, 9 Приказ Минэкономразвития России № 931, решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч.7 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании п.п. 3, 7.1, 8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 1 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее-Закона № 395-ПК), вступившим в силу с 08.06.2019, Александровский муниципальный округ считается образованным со дня вступления в силу закона.
Согласно п. 4 ст. 4 Закона № 395-ПК администрация Александровского муниципального района до формирования администрации Александровского муниципального округа осуществляет исполнительно- распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 на территории Александровского муниципального округа Пермского края.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно п.п.2, 3 Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительств», решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В силу положений ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии с 4.1 ст. 37 Закон № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно п. 6.2.2. Постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001»», производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2 м; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Судом установлено, что прокуратурой города Александровска по обращению ФИО5 проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения.
В ходе проверки установлено, что на территории п. Всеволодо-Вильва Пермского края выявлен объект незавершенного строительства - пятиэтажное здание, расположенное между жилыми домами в районе <адрес>.
Территория данного объекта ограждения не имеет, вход к объекту незавершенного строительства свободный, дверей и окон нет. Здание расположено в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами. Конструкции здания в установленном законом порядке не законсервированы, под влиянием внешней среды они могут разрушиться и причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Отсутствие ограждения способствует несанкционированному проникновению внутрь здания людей, в том числе, несовершеннолетних для игр, что может представлять угрозу для их жизни и здоровья. Свободный доступ в здание также не позволяет исключить возможность поджога, террористического акта, что представляет угрозу имуществу физических и юридических лиц, расположенному в ближайших зданиях домов.
Объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях населенного пункта, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно решения Исполнительного комитета Александровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № данный участок площадью 0,816 Га предоставлен <данные изъяты> для строительства 90-квартирного жилого дома № со встроенно-пристроенным блоком магазин <данные изъяты>
Постановлением администрации поселка Всеволодо-Вильва от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок для жилищного строительства предоставлен ООО <данные изъяты>
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о здании и его собственнике отсутствуют. В установленном законом порядке право собственности на данный объект незавершенного строительства никем не зарегистрировано.
Согласно сведениям из межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю ООО <данные изъяты> обладает признаками недействующего юридического лица.
У органов местного самоуправления и ООО <данные изъяты> документов, подтверждающих право собственности на здание, а также договора аренды земельного участка с кадастровым номером № не имеется.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что правообладатель объекта незавершенного строительства - пятиэтажного здания, расположенного в районе <адрес>, не установлен.
Прокурором г. Александровск в связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения было внесено представление. Данное представление рассмотрено, но до настоящего времени никаких мер по устранению выявленных нарушений администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения не принято.
Судом достоверно установлено, что спорный объект строительством не завершен, в эксплуатацию никогда и никем не вводился, при этом на объект существует свободный доступ, здание никем не обслуживается, не содержится, что, безусловно, приводит к его порче и возможной опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Кроме того, при наличие такого бесхозяйного объекта, доступ на который имеет неограниченный круг лиц, не обеспечивается в полной мере предупреждение террористической угрозы, тогда как обязанность по предупреждению терроризма - является одной из задач органа местного самоуправления.
С учетом изложенного, с целью защиты прав неопределенного круга лиц, создания предпосылок для возникновения на спорное имущество права муниципальной собственности, последующего содержания недвижимости его собственником, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая доводы ответчика, о невозможности в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу исполнить требования в части организации и обеспечения ограничения доступа на объект незавершенного строительства, суд считает необходимым установить срок исполнения данных обязательств в течение девяноста дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Александровска удовлетворить.
Возложить на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанность:
обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства - пятиэтажного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в районе <адрес>;
организовать и обеспечить ограничение доступа на объект незавершенного строительства - пятиэтажное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, в районе <адрес>, посторонних лиц, путем совершения действий, направленных на консервацию данного объекта незавершенного строительства с временной заделкой дверных и оконных проемов объекта, установлением ограждения в виде забора в течение 90 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Н. Шерстобитова
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова