РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Дзержинского, 4
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
представителя процессуального истца помощника Ачинского городского прокурора Мигаля Д.С.,
материального истца Помазкиной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах Помазкиной Л. П. к управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска, краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах Помазкиной Л.П. с иском к управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска (далее по тексту - УСЗН администрации г.Ачинска), КГКУ «УСЗН» о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Помазкина Л.П. является № и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ей назначены меры социальной поддержки. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате коммунальных услуг, предоставление Помазкиной Л.П. назначенных мер социальных поддержки с 01 сентября 2017 года прекращено. Вместе с тем, действие п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с чем, Ачинский городской прокурор просил признать незаконным решение УСЗН администрации г.Ачинска о прекращении с 01 сентября 2017 года предоставления Помазкиной Л.П. мер социальной поддержки и обязать КГКУ «УСЗН» возобновить предоставление мер социальной поддержки с 01 сентября 2017 года (л.д. 2-4,34).
В судебном заседании процессуальный истец помощник Ачинского городского прокурора Мигаль Д.С. поддержал заявленные требования, по аналогичным основаниям.
Материальный истец Помазкина Л.П. в судебном заседании поддержала требования Ачинского городского прокурора.
Представитель ответчика ликвидационной комиссии УСЗН администрации г.Ачинска, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.47), в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований возражает, указав, что в соответствии со ст.ст. 159, 160 Жилищного кодекса РФ субсидии и компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно ст. 17 ФЗ №181-ФЗ инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а по смыслу ст. 1, 24 Закона края № 13-2804 целевым назначением субсидии является компенсация фактически понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принимая решение о прекращении предоставления инвалиду мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения руководствовался пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края и прекратил выплату мер социальной поддержки на основании протоколов закрытия от 11 сентября 2017 года по причине задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 51-53).
Представитель ответчика КГКУ «УСЗН», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 47) в судебное заседание не явился. Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление по существу иска возражал, указав, что в связи с принятием Закона Красноярского края от 04.06.2019 № 7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» управление социальной защиты населения администрации г. Ачинска находится в стадии ликвидации. При этом КГКУ «УСЗН» не является правопреемником УСЗН администрации г. Ачинска. КГКУ «УСЗН» исполняет предусмотренные уставом функции и оказывает государственные услуги на территории г. Ачинска с 01 января 2020 года. Обжалуемые истцами решения УСЗН администрации г. Ачинска о прекращении с 01 сентября 2017 года предоставления Помазкиной Л.П. мер социальной поддержки, не является решением КГКУ «УСЗН», учреждение не участвовало в правоотношениях, возникших между Помазкиной Л.П. и УСЗН администрации г. Ачинска, не было наделено полномочиями по назначению, отказу в назначении, приостановке, прекращению мер социальной поддержки. Каких – либо обращений от Помазкиной Л.П. в КГКУ «УСЗН» не поступало, права последней учреждение не нарушало. Правовые и процессуальные основания для привлечения КГКУ «УСЗН» в качестве соответчика по настоящему делу отсутствуют. В остальной части отзыв ответчика КГКУ «УСЗН» аналогичен доводам, изложенным в отзыве ликвидационной комиссии УСЗН администрации г. Ачинска (л.д. 66-67).
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.47), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, отзыва по иску не представил.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Помазкиной Л.П. подлежащими удовлетворению в следующем размере и по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно пп. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как установлено по делу, Помазкина Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, № (л.д.6).
Помазкина Л.П. фактически проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адрес: <адрес> (л.д.26). Указанная квартира принадлежит на праве собственности П. (л.д.43-45).
На основании заявления Помазкиной Л.П. от 25 октября 2007 года (л.д.9) УСЗН администрации г. Ачинска на основании протокола от 13 ноября 2007 года назначило ей меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату: отопления – 159,75 руб., холодного водоснабжения – 28,5 руб., водоотведения – 34,10 руб., горячего водоснабжения – 79,27 руб., электроэнергии – 72,68 руб., с 01 января 2016 года пожизненно (л.д.10).
По состоянию на 31 июля 2017 года по вышеуказанной квартире имелась задолженность по оплате жилищных услугуслуг в размере 3503,38 руб. (л.д.11) и по оплате коммунальных услуг по состоянию на 30 июня 2017 года в сумме 3914,34 руб. (л.д.12). Согласно выписке из домовой книги, представленной ООО УК «Центр управления МКД» по состоянию на 01 декабря 2019 года числиться задолженность по оплате жилищных услуг в размере 28671,48 руб. (л.д.26).
Протоколом от 11 августа 2017 года были приостановлены выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по жилищно-коммунальным услугам с 01 августа 2017 года (л.д.13).
В адрес Помазкиной Л.П. направлено уведомление от 11 августа 2017 года о приостановлении предоставления льгот (л.д.15).
Протоколом закрытия от 11 сентября 2017 года выплата Помазкиной Л.П. мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по жилищно-коммунальным услугам была прекращена с 01 сентября 2017 года (л.д.14).
В адрес Помазкиной Л.П. направлено уведомление от 11 сентября 2017 года о прекращении предоставления льгот (л.д.16).
Принятие УСЗН администрации г. Ачинска решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, электроэнергии, фактически возлагает на инвалида обязанность по оплате коммунальных услуг и электроэнергии в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Доводы представителя ликвидационной комисии УСЗН администрации г. Ачинска о том, что с 01 сентября 2019 года меры социальной поддержки носят компенсационный характер при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку положение Закона Красноярского края от 11.07.2019 N 7-2934, вступившего в силу с 11 августа 2019 года не предусматривает возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
Ссылки ответчиков на обоснованность прекращения предоставления указанных мер, поскольку принятие такого решения ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804, которые не оспорены и являются действующими на момент принятия решения о прекращении выплаты субсидий, являются несостоятельными.
Суд соглашается с доводами представителя КГКУ «УСЗН» о том, что данное юридическое лицо не является правопреемником УСЗН администрации г. Ачинска.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 9 декабря 2010 г. N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан" (в редакции закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2877) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на момент возникновения спорных правоотношений были наделены государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживая граждан, в частности по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2 - 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 04.06.2019 № 7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» ограничен датой 31 декабря 2019 года срок, на который исполнительно – распорядительные органы местного самоуправления наделялись государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан. Одновременно п. 2 статьи 7 Закона Красноярского края от 9 декабря 2010 г. N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан" дополнен указанием на дополнительное основание для прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований края государственных полномочий, а именно истечение срока, на который орган местного самоуправления муниципального образования края наделен государственными полномочиями.
Поскольку УСЗН администрации г. Ачинска в лице ликвидационной комиссии с 01 января 2020 года не наделено полномочиями по возобновлению предоставления Помазкиной Л.П. мер социальной поддержки предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правовые основания для возложения указанной обязанности на данного ответчика отсутствуют.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 № 473-ОД созданное 01 сентября 2014 года КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» переименовано в КГКУ «УСЗН», одновременно утвержден устав данного юридического лица.
В соответствии с разделом 2 Устава КГКУ «УСЗН» учреждение создано для оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан. При этом КГКУ «УСЗН» с 01 января 2020 года на территории всего Красноярского края исполняет функции и оказывает государственные услуги, в том числе по представлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг. Для чего в соответствии с п. 2.4.2.14 Устава принимает решение о предоставлении (мотивированном отказе в предоставлении), приостановлении и возобновлении предоставления субсидий, компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, уведомляет граждан о принятом решении (л.д. 35-37).
С учетом изложенного, исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Помазкиной Л.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Помазкиной Л. П. удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации города Ачинска о прекращении с 01 сентября 2017 года предоставления Помазкиной Л. П. мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в форме протоколов закрытия от 11 сентября 2017 года.
Обязать краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» возобновить с 01 сентября 2017 года предоставление Помазкиной Л. П. мер социальной, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2020 года.
Судья Г.А.Киняшова