Дело № 2-5098/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года | г. Новосибирск |
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи | Илларионова Д.Б. |
секретаря | Будон О.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ефремовой Натальи Витальевны к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибисркой области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Ефремова Н.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибисркой области о признании незаконным решения, просит признать незаконным решение департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области об отказе в предоставлении земельного участка от /дата/ № обязать департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав Ефремовой Н. В. путем создания, подписания и направления в установленном законом порядке проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах.
В обоснование исковых требований указано, что Ефремова Н.В. является родителем многодетной семьи и согласно Закону от /дата/ N 533-03 «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области», имеет право на первоочередное предоставление земельного участка.
/дата/ в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), административный истец, как гражданин имеющий право на первоочередное предоставления участка, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов в безвозмездное пользование, сроком на шесть лет, площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером 54:07:050603:65, и приложила к заявлению все необходимые документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. В соответствии с Законом Новосибирской области от /дата/ N 533-03 «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» таким документом является удостоверение многодетной семьи) и копию документа об образовании истребуемого земельного участка (Приказ № от /дата/).
/дата/ заявлению Ефремовой В.Н. был присвоен вх. №.
/дата/ ответчиком было принято решение № об отказе в предоставлении указанного земельного участка в безвозмездное пользование административному истцу.
/дата/ вышеуказанный отказ решением Октябрьского районного суда по делу №а-2805/2017был признан незаконным.
/дата/ решением № административный ответчик повторно отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 13 ст. 39.16 ЗК РФ в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Административный истец указывает, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, поскольку административный ответчик нарушил установленную законом последовательность рассмотрения заявлений, поскольку в соответствии с п. 4 ст.39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления, а заявление административного истца от /дата/ поступило ранее, чем заявление от /дата/, на основании которого было размещено извещение.
В соответствии Законом административный ответчик обязан был сначала рассмотреть заявление административного истца. Кроме того, воспариваемом решении, в соответствии с ЗК РФ, должны быть указаны всеоснования для отказа, но в нем других оснований для отказа не имеется. И ответчикобязан был в соответствии п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ подготовить проект договора инаправить его истцу, а уже после этого рассматривать обращения иных граждан.Как на момент подачи административным истцом заявления /дата/ в 16:00 никакого извещения не было, и оно было опубликовано только /дата/ 05:35 помосковскому времени, так и на момент написания оспариваемого решенияизвещение уже не было опубликовано и по заявлению от иного лица (вх. №иск/38). Административным ответчиком было уже принято решение об отказе в предоставлении данного земельного участка. Поэтому указанное в оспариваемом решении основание для отказа, что так же нарушает права административного истца.
Ответчик неоднократным нарушением Закона, затягиваетпроцедуру оформления земельного участка, нарушая права и законныеинтересы административного истца.
Административный истец Ефремова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Т, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на административное исковое заявление.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что /дата/ Ефремова Н.В. обратилась в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование сроком на шесть лет, площадью 2000 кв. м., образуемого в соответствии с Приказом об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории № от /дата/, местоположение: <адрес> <адрес>, кадастровый №, вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов (л.д. 11).
/дата/ административным ответчиком в соответствии с п.п. 13 ст. 39.16 ЗК РФ было принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого административным истцом земельного участка с кадастровым номером в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства в связи с тем, что в отношении данного участка департаментом опубликовано и размещено извещение в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.39.19 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что в этот же день, /дата/, в уполномоченный орган в отношении земельного участка с кадастровым номером № поступило еще одно заявление от иного заинтересованного лица Безрядиной М.А. о предоставлении указанного земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, пп.10 п. 2 ст.39.3 ЗК РФ.
Таким образом, в отношении одного и того же земельного участка с кадастровым номером № в один и тот же день было подано два заявления о его предоставлении, одно из которых влечет необходимость реализации публичной процедуры, определенной в статье 39.18 ЗК РФ.
Земельным кодексом Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства отнесены платность использования земли и сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества (пп. 7.11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от /дата/ N 1549-0-0, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного, при наличии нескольких претендентов на предоставление спорного земельного участка, в целях реализации основных принципов действующего земельного законодательства, поддержания баланса общественных и личных интересов в сфере земельных правоотношений департаментом было принято решение об инициировании публичной процедуры предоставления спорного земельного участка, порядок осуществления которой регламентирован в ст. 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ уполномоченным органом опубликовано извещение о возможном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:07:050603:65, цель предоставления - для ведения личного подсобного хозяйства.
Извещения были опубликованы /дата/ (извещение N 080218/0056208/01), при административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка /дата/.
В период с /дата/ по /дата/ в отношении спорного земельного участка в департамент поступили заявления от И, Л, Е
При таких обстоятельствах, поскольку установлен факт наличия в период рассмотрения заявления Ефремовой Н.В. публикации о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером № размещенной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, департаментом правомерно было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование административному истцу (исх. № от /дата/).
Вопреки доводам административного истца ответчик руководствовался положениями действующего законодательства.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Согласно пункту 13 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
При изложенных обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления Ефремовой Н.В. испрашиваемого ею земельного участка в безвозмездное пользование.
Ефремовой Н.В не доказано, какие права и законные интересы были нарушены административным ответчиком.
В данном случае административный истец не лишен права на участие в публичных процедурах, направленных на получение в собственность спорного земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Оспаривание отказа в предоставлении земельного участка административному истцу по иным основаниям предметом административного иска не является.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Ефремовой Натальи Витальевны к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибисркой области о признании незаконным решения, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий (подпись)