РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года г.Самара
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.
при секретаре судебного заседания Асланян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-663/19 по административному иску Погосяна Камо Сергеевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары о признании незаконным решение, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он 18.05.2018 года через личный кабинет налогоплательщика обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 123587 руб.60 копеек. Ответ на заявление от 18.05.2018 года истец не получил и обратился с заявлением повторно 23.07.2018 года. 08.08.2018 года истцом был получен ответ на обращение от 23.07.2018 года, согласно которого было принято решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога. Не согласившись с вынесенным решением, истец обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области. 29.11.2018 года истцом получен ответ об оставлении жалобы без удовлетворения. Просит суд обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Самара возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 123587 руб.60 копеек.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил требования, просит суд признать незаконным решение ИФНС по Октябрьскому району г.Самары об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога от 08.08.2018 года №... и решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 26.11.2018 года №... об оставлении жалобы Погосяна К.С. на решение ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары от 08.08.2018 года №... об отказе в возврате суммы налога без удовлетворения. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Самары возвратить Погосяну К.С. (ИНН №...) сумму излишне уплаченного налога в размере 123587 рублей 60 копеек, в том числе: 22188,60 рублей - переплата налога, образовавшаяся в 2005 году, 24310 рублей - социальный налоговый вычет за 2009 год, 12089 рублей - социальный налоговый вычет за 2010 год, 65000 рублей – социальный налоговый вычет за 2012 год.
В судебном заседании представитель административного истца Койич Т.В., действующая на основании доверенности 63 АА 5029087 от 26.06.2018 года, заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.
В судебном заседании представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары Пойда Е.С., действующая на основании доверенности № 04-014/00312 от 11.01.2018 года, возражала против удовлетворения требований, пояснив, что истец обратился за получение социального налогового вычета и возвращении излишне уплаченного налога по истечении трех лет.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Мегрешвили Т.Р., действующий на основании доверенности № 12-09/008@ от 09.01.2019 года, возражал против удовлетворения требований в полном объеме, поддержав позицию ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что у административного истца имеется переплата по налогам в размере 22188,60 рублей по платежному поручению № 1 от 09.12.2005 года, что подтверждается выпиской из личного кабинета налогоплательщика Погосяна К.С. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
24.08.2010 года административным истцом в адрес ИФНС Октябрьского района г.Самара подана декларация по форме 3 НДФЛ по расходам на благотворительные цели за отчетный период 2009 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возврату составляет 24310 рублей. ИНФС России по Октябрьскому району г. Самара заявленный вычет подтвержден.
25.04.2011 года административным истцом в адрес ИФНС Октябрьского района г.Самара подана декларация по форме 3 НДФЛ по расходам на благотворительные цели за отчетный период 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возврату составляет 12089 рублей. ИНФС России по Октябрьскому району г. Самара заявленный вычет подтвержден.
05.09.2013 года административным истцом в адрес ИФНС Октябрьского района г. Самара подана декларация по форме 3 НДФЛ по расходам на благотворительные цели за отчетный период 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возврату составляет 65000 рублей. ИНФС России по Октябрьскому району г. Самара заявленный вычет подтвержден.
18.05.2018 года административный истец обратился в ИФНС Октябрьского района г. Самара с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 123587, 60 рублей посредством личного кабинета налогоплательщика, регистрационный номер №...
23.07.2018 года административный истец повторно обратился в ИФНС Октябрьского района г. Самара с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 123587, 60 рублей, регистрационный номер №...
Из ответа ИНФС России по Октябрьскому району г. Самара от 08.08.2018 года №... следует, что по обращению истца принято решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога в связи с тем, что согласно нормам Налогового кодекса РФ указанное заявление, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, и о том, что переплата образовалась в связи с предоставлением декларации по форме 3-НДФЛ за 2012 год.
30.10.2018 года административный истец обжаловал решение ИНФС России по Октябрьскому району г.Самара в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области.
29.11.2018 года УФНС России по Самарской области направлен в адрес административного истца ответ от 26.11.2018 года № №... согласно которого его жалоба оставлена без удовлетворения, поскольку трехлетний срок для подачи заявления на возврат излишне уплаченных сумм налоговых платежей, предусмотренный п.7 ст.78 НК РФ истек.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Согласно ч.ч.1, 1.1. ст.138 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Как указано выше, решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога и социального налогового вычета принято ИФНС по Октябрьскому району г.Самары, УФНС по Самарской области данное решение не принималось, порядок рассмотрения жалобы на решение ответчика не был нарушен, вследствие чего, оснований для признания решения УФНС по Самарской области незаконным не имеется, в данном случае подлежит рассмотрению решение ИФНС по Октябрьскому району г.Самары.
Положениями ст. 21 НК РФ определено, что налогоплательщики имеют право, в частности, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что истец имеет право на возврат излишне уплаченного налога и получение социального налогового вычета в заявленной сумме.
Статьей 78 НК РФ регулируется порядок возврата излишне уплаченного налога и иных выплат, предусмотренных налоговым законодательством.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (часть 1).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 7).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (часть 8).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (часть 9).
В обоснование своей позиции административным ответчиком в материалы дела представлены уведомление №... от 24.11.2010 года по рассмотрению налоговой декларации за 2009 год, уведомление №... от 26.07.2011 год по рассмотрению налоговой декларации за 2010 год, а также уведомление №... от 09.10.2013 года по рассмотрению налоговой декларации за 2012 год, согласно которых истцу необходимо представить в налоговый орган заявление на возврат налога с указанием реквизитов для перечисления денежных средства.
Между тем, ответчиком доказательства направления указанных уведомлений в адрес административного истца суду не предоставлено.
Кроме того, из представленных административным истцом в материалы дела налоговых уведомлений за период 2013-2018 годы следует, что налоговым органом не указаны сведения об излишне уплаченном налоге, имеющемся социальном налоговом вычете.
Поскольку административным ответчиком не представлены доказательства направления и извещения налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу и принятии решения о выплате социального налогового вычета, суд приходит к мнению, что ссылка ИФНС по адрес на применение срока пропуска истцом обращения в налоговый орган с заявлением о возврате сумм в соответствии с ч.7 ст.78 НК РФ является необоснованной.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным решения ИФНС по Октябрьскому району города Самары об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога от 08.08.2018 №... подлежат удовлетворению.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца.
В силу вышеприведенной нормы закона требование истца об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 123587 рублей 60 копеек, из которых 22188,60 - переплата налога, образовавшаяся в 2005 году; 24310 рублей - социальный налоговый вычет за 2009 год; 12 089 рублей - социальный налоговый вычет за 2010 год; 65000 рублей – социальный налоговый вычет за 2012 год заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Погосяна Камо Сергеевича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога от 08.08.2018 года №...
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары возвратить Погосяну Камо Сергеевичу сумму излишне уплаченного налога в размере 123587 рублей 60 копеек, в том числе: 22188 рублей 60 копеек - переплата Налога, образовавшаяся в 2005 году, 24310 рублей - социальный налоговый вычет за 2009 год, 12089 рублей - социальный налоговый вычет за 2010 год, 65000 рублей - социальный налоговый вычет за 2012 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04.03.2019 года
Судья подпись И.Н. Доценко
Копия верна
Судья Секретарь