Дело № 2-1554/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2014 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием истца Яковлевой Е.Д.,
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой ЕД, Яковлевой ЮЕ к Отделу № 3 ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Яковлева Е.Д., Яковлева Ю.Е. обратились в суд с исковым заявлением к Отделу № 3 ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу<адрес> по 1/2 доле за каждым, мотивируя свои требования тем, что спорное жилое помещение было им предоставлено на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 05 сентября 1990 года. В связи с чем истцы просят признать за ними право собственности в порядке приватизации (л.д.3-7).
Определением суда от 04 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Ачинского района, Администрация Ключинского сельского совета, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений министерства обороны РФ», в качестве третьих лиц привлечены Войсковая часть 58661-49, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (л.д.1).
Определением суда от 22 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (л.д.51).
Определением суда от 13 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Яковлев Д.Е.(л.д.87).
Истец Яковлева Е.Д. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что квартира по адресу: <адрес>, на основании решения жилищной комиссии 05 сентября 1990 года выделялась ее мужу ФИО3, который до 1991 года являлся военнослужащим, после увольнения с военной службы работал в войсковой части на гражданских должностях. Она сама также работала в войсковой части на гражданских должностях. С момента предоставления жилого помещения постоянно проживали в нем, требований о выселении из указанной квартиры после увольнения ФИО3 с военной службы руководством войсковой части к ним никогда не предъявлялось. Договор найма и протокол жилищной комиссии представить не может в связи с утратой, при этом пояснила, что супруг обращался к руководству войсковой части с заявлением о выделении жилого помещения, вселялись не самовольно, а по решению жилищной комиссии. В настоящее время она вместе с дочерью Яковлевой Ю.Е. проживают в спорном жилом помещении, производят оплату за жилье и коммунальные услуги. Супруг ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, сын Яковлев Д.Е. выехал, проживает в ином жилом помещении, своих прав относительно спорной квартиры не заявляет.
Истец Яковлева Ю.Е., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.110), в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.41).
Представители ответчиков Отдела № 3 ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д.90, л.д.91, л.д. 99), в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений и ходатайств не представили.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 91), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление О.Н. Ключеня, действующей на основании доверенности от 20 января 2014 года (л.д.75), по заявленным исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истцов в спорной квартире на условиях социального найма, сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ачинского района (л.д.71-72).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 104), в суд не явился, согласно представленному заявлению, Глава Ключинского сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 108).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 91), в суд не явился, Н.А. Маркевич, действующая на основании доверенности № от 01 марта 2014 года (л.д.62), представила возражения на исковое заявление, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истцами не предоставлены правоустанавливающие документы на жилое помещение, подтверждающие законность вселения в жилое помещение по адресу: <адрес> в том числе ордер, договор служебного найма жилого помещения, договор найма жилого помещения, договор социального найма. Также не представлено разрешение и решения жилищной комиссии на право занятия жилого помещения, на которое ссылается истец. Истец не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в частности 32 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (л.д.61).
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 92), в суд не явился, отзыв относительно заявленных исковых требований не представил.
Представитель третьего лица Войсковой части № 58661-49, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 100), в суд не явился, представил заявления, согласно которым спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части (л.д. 60, л.д.78).
Представитель третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 103), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление объект недвижимого имущества: квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не учитывается. В реестре федерального имущества учитывается объект недвижимого имущества – жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. По заявленным исковым требованиям не возражают, в случае если истцами будут представлены в совокупности все доказательства, подтверждающие возможность признания за ними права собственности в порядке приватизации, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.68, л.д.83).
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 98), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление Зинович Н.А., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2013 года (л.д.39), спорное жилое помещение не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края, в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался, полагает, что уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности РФ, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства (л.д.38).
Третье лицо Яковлев Д.Е., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.101), в суд не явился, представил заявление согласно которому против удовлетворения исковых требований не возражает, на жилое помещение по адресу: <адрес> не претендует (л.д.112).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1999 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах <адрес> (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д.15), Постановлениями Администрации города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г., от 13.05.1992г.№ 113-П, от 26.11.1992г. №484-П, от 21.06.1993г. №241-П (л.д.16-19). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д.20-31).
Истец Яковлева Е.Д. с 12 августа 1991 года по 03 февраля 2005 года состояла в трудовых отношениях с в/ч 74008 на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу (л.д. 4), уволена по собственному желанию.
В 1990 году по решению жилищной комиссии ее супругу ФИО7 на состав семьи с учетом Яковлевой Е.Д., Яковлевой Ю.Е.. Яковлева Д.Е. была предоставлена квартира, расположенная по адресу <адрес>
Указанные лица вселились в спорную квартиру, были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, ФИО3 с 09 сентября 1994 года, Яковлева Е.Д. – с 05 сентября 1990 года, Яковлева Ю.Е. – 05 сентября 1190 года по 25 декабря 2000 года, и с 25 декабря 2000 года по настоящее время, что подтверждается справками филиала «Красноярский» ОАО «Славянка» (л.д.42, л.д. 43,л.д. 44), выписками из домовой книги (л.д.7, л.д. 50).
Истцы после предоставления им спорного жилого помещения постоянно проживают в нем, приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи (л.д. 9, л.д.10).
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умер (л.д.49). Яковлев Д.Е. из жилого помещения выехал, снялся с регистрационного учета, в настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает в ином жилом помещении (л.д.113).
За все время проживания истцов в спорном жилом помещении претензий по проживанию не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено ФИО3 в 1990 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1990 году статуса служебной, а также о предоставлении ФИО3 указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено.
Спорная квартира в реестре служебных жилых помещений в Администрации Ачинского района и в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района не числится (л.д.171-72, л.д.74).
По сообщению ТУ Росимущества в Красноярском крае и ТУ Росимущества в Забайкальском крае квартира <адрес> реестре федерального имущества не учитывается (л.д.83, л.д. 95-96).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры ФИО3 и членам его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что Яковлева Е.Д. и Яковлева Ю.Е. проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как было указано выше, до 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд д.Каменка Ачинского района в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истцами Яковлевой Ю.Е. и Яковлевой Е.Д. право на приватизацию жилого помещения ранее не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.45, л.д. 46), член семьи истцов Яковлев Е.Д. не заявил самостоятельных требований относительно предмета спора, суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Яковлевой Е.Д. и Яковлевой Ю.Е. о признании за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Яковлевой ЕД и Яковлевой ЮЕ право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждой в порядке приватизации на квартиру (адрес)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.