Дело № 2-189/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2017 года село Акша
Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Н.В. Страмиловой,
при секретаре Т.З. Пинчуковой,
с участием старшего помощника прокурора Акшинского района Пушкарева А.В. представителей лиц, участвующих в деле Перфильевой А.В., Иванкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Акшинского района Забайкальского края к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Акшинского района Виноградова Ю.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.
В результате проведения прокурорской проверки законности ограничения режима энергоснабжения на объектах социальной инфраструктуры района выявлены факты незаконного ограничения электроэнергии на объекты топливно-энергетического комплекса района. На территории Акшинского района имеются муниципальные котельные, предназначенные для осуществления водо- и теплоснабжения населения с. Акша. Данные объекты на основании концессионного соглашения переданы ООО УК «ИВА». По договору энергоснабжения ОАО «Читаэнергосбыт» поставляет электроэнергию ООО УК «ИВА». ДД.ММ.ГГГГ начальником Юго-Западного МРО ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес ООО УК «ИВА» было направлено уведомление о введении с ДД.ММ.ГГГГ режима ограничения электроэнергии до уровня технологической брони на муниципальных котельных, с ДД.ММ.ГГГГ до уровня аварийной брони, с ДД.ММ.ГГГГ – полное ограничение режима потребления электрической энергии, в частности в отношении следующих объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории сельского поселения «Акшинское» здание котельной № 4 по адресу ул. Советская 19 в с. Акша, здание центральной котельной по ул. Ононская д. 48 с. Акша.
В настоящий момент в отношении указанных объектов ответчиком введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, их электроснабжение не осуществляется. При этом, данные котельные обслуживают объекты социальной инфраструктуры – МБДОУ «»Детский сад № 1с. Акша», МБОУ «СОШ с. Акша», МБУДО «Детская школа искусств с. Акша» и три многоквартирных жилых дома. Приведенные обстоятельства нарушают нормы действующего законодательства. Перечисленные объекты не могут быть отключены даже при наличии факта задолженности у ООО УК «ИВА» перед ответчиком.
С учетом изложенного, просит признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по полному ограничению подачи электроэнергии в отношении следующих объектов социальной инфраструктуры здание котульной № 4 и здание центральной котельной. Обязать ответчика возобновить подачу электроэнергии в отношении указанных объектов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Акшинского района А.В. Пушкарев исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Перфильева А.В. исковые требования не признала, пояснив, что задолженность у управляющей компании имелась и не была погашена к моменту отключения электроэнергии, кроме того, подключили они спорные объекты самостоятельно и добровольно, а не по определению суда о принятии обеспечительных мер, о чем представила письменный отзыв.
Представитель третьего лица ООО УК «ИВА» Иванкина Ю.В. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что задолженности за потребленную электроэнергию на момент отключения электроэнергии у компании не было, требовалось лишь внести предоплату, оснований для отключения у ответчика не было. Подключили их именно по определению суда о применении обеспечительных мер, поскольку ранее подача электроэнергии не была возобновлена, а кроме того, ответчиком компании выставлен счет на оплату отключения/подключения, что не свидетельствует о добровольном и самостоятельном подключении котельныхДД.ММ.ГГГГ.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, оценив обстоятельства дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 12 ГПК Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Действительно, в соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирован положениями п. п. 2, 4 ст. 154 ЖК Российской Федерации, где, в том числе указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1. и ч. 2 ст. 539 Гражданского кодекса (далее ГК) Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Частями 3 и 4 этой же статьи определено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Исходя из пункта 1 статьи 541 ГК Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В соответствии с ч. 1 ст. 547 ГК Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15).
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
По мнению суда, указанные положения подлежат толкованию в системной связи с требованиями статьи 10, 12 и 14 ГК Российской Федерации, предполагающими соразмерность избранного способа защиты права правовым и фактическим последствиям его применения, недопустимость несоразмерного ограничения прав заинтересованных лиц в связи необходимостью осуществить защиту своего права.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, вступившие в силу с 12 июня 2012 года.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил данный нормативный правовой акт устанавливает основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
К числу оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии относится нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре (подпункт «б» пункта 2 Правил).
В силу пункта 3 Правил величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил.
Согласно п. 18 указанных Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
По материалам дела установлено, что
уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «ИВА» предупреждены о наличии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и о введении режима частичного ограничения потребления электрической энергии дол уровня технологической брони на следующих объектах центральная котельная с Акша, ул. Ононская 48, котельная с. Акша ул. Советская 19, затем при непогашении указанной задолженности о введении режима полного ограничения подачи электроэнергии на указанные объекты с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно актам возобновления режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ на объекты электроснабжения, расположенные по адресам с. Акша, ул. Советская 19 и ул. Ононская 48 была возобновлена подача электроэнергии путем подключения наружного ввода, что свидетельствует о полном отключении данных объектов от электроснабжения до ДД.ММ.ГГГГ.
Концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между сельским поселением «Акшинское» муниципального района «Акшинский район» и ООО УК «ИВА», предусмотрена передача объектов теплоснабжения ООО УК «ИВА», которое согласно п. 1 Соглашения обязуется производить, передавать, распределять тепловую энергию в с. Акша.
Из обращения генерального директора ООО УК «ИВА» в прокуратуру усматривается, что перечисленные выше котельные обслуживают такие социально значимые объекты с. Акша как МБДОУ «СОШ с. Акша», детский сад с. Акша и Детскую школу искусств с. Акша, что не оспаривалось и ответчиком.
Из уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием возобновления подачи электрической энергии на объекты, расположенные в с. Акша, ул. Ононская 48 и ул. Советская 19, явилось предписание надзорных органов, что опровергает доводы представителя ответчика о добровольном и самостоятельном подключении указанных объектов к электроснабжению. Равно как и сам факт выставления ответчиком ООО УК «ИВА» счета на оплату отключения/подключения (л.д.18) от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о недобровольном возобновлении подачи электроэнергии.
Таким образом, судом установлено, что АО «Читаэнергосбыт» ввели режим полного ограничения подачи электроэнергии на социально значимых объектах, что не допускается нормами действующего законодательства и нормативно-правовых актов.
Вывод о введении ответчиком режима именно полного ограничения подачи электроэнергии на указанные объекты судом сделан исходя из того, что в актах от ДД.ММ.ГГГГ четко указано о возобновлении на рассматриваемых объектах подачи электроэнергии путем подключения наружного ввода, из чего следует, что наружный ввод был отключен.
Поскольку предоставление количества электроэнергии в объеме аварийной и (или) технологической брони является обязательным в отношении объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, то ограничение поставки электроэнергии таким объектам не может быть признано соразмерным защищаемым интересам. Обеспечение электроэнергии в объеме такой брони рассматривается законодателем как необходимое условие соблюдения прав граждан, соответственно, его нарушение, повлекшее полное лишение населения и социально значимые объекты необходимых коммунальных услуг, свидетельствует о нарушении прав граждан.
Следовательно, полное ограничение энергопотребления, влекущее подобную угрозу, не может быть признано законным.
Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном и неоправданном нарушении прав граждан (учащихся и работников школы, воспитанников и работников детского сада, детской школы искусств, жильцов многоквартирных домов) введенные ограничения несоразмерны последствиям их введения, поскольку касаются не только хозяйственной деятельности ООО УК «ИВА», но и напрямую затрагивают интересы других лиц. Кроме того, такие действия ответчика могут создать угрозу срыва отопительного сезона 2017-2018, а вследствие влекут угрозу жизни и здоровью людей, а также создают предпосылки для неблагоприятных экономических, экологических, социальных последствий.
Между тем, в ходе судебного заседания представитель ООО УК «ИВА» и представитель ответчика сами пояснили, что в размер предъявляемой управляющей компании задолженности по оплате за потребленную электроэнергию АО «Читаэнергосбыт» был включен размер долга, переданного ООО УК «ИВА» по договору переуступки прав требования, что, по мнению суда, является необоснованным.
Кроме того, суд считает, что ограничение подачи электроэнергии на котельные установки является крайней мерой, ответчик, реализуя свои права на ограничение подачи электроэнергии, не использовал все правовые механизмы взыскания задолженности за потребленную электроэнергию с ООО УК «ИВА», если таковая имеется.
В силу действующего гражданско-процессуального законодательства решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто и какие конкретно действия должен произвести, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. ст. 204 - 207 ГПК Российской Федерации).
Поэтому в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, суд полагает необходимым признать обоснованными требования прокурора и обязать АО «Читаэнергосбыт» возобновить подачу электрической энергии на объекты социальной инфраструктуры, расположенные на территории сельского поселения «Акшинское» Акшинского района Забайкальского края: здание котельной № 4 по адресу ул. Советская, д.9 с. Акша, здание центральной котельной по адресу ул. Ононская, д. 48, с. Акша в полном объеме.
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и п.8 ч.1 ст.333-20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.1 ч. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района «Акшинский район».
Ввиду приведенного с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального района «Акшинский район» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по введению полного ограничения режима подачи электроэнергии в отношении следующих объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории сельского поселения «Акшинское» Акшинского района Забайкальского края: здание котельной № 4 по адресу ул. Советская, д.19 с. Акша, здание центральной котельной по адресу ул. Ононская, д. 48, с. Акша.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» возобновить подачу электроэнергии в отношении следующих объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории сельского поселения «Акшинское» Акшинского района Забайкальского края: здание котельной № 4 по адресу ул. Советская, д.19 с. Акша, здание центральной котельной по адресу ул. Ононская, д. 48, с. Акша в полном объеме.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Акшинский район» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Акшинский районный суд Забайкальского края.
Судья Н.В. Страмилова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.10.2017