Дело № 2- 294/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 08 » ноября 2016 г. г. Александровск-Сахалинский
Александровск-Сахалинский городской суд в составе: судьи Пелецкой Т.П.,
при секретаре судебного заседания Кириловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с требованиями о признания решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, льготных категорий граждан( ветеран боевых действий), проживающих на территории Александровск-Сахалинского района. ДД.ММ.ГГГГ, получил письмо из Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следовало, что постановлением Администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам, где принято решение о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Снятие с учета осуществлено по пункту 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, причиной снятия явилось наличие постоянной регистрации в пгт Смирных, что противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Сахалинской области от 01.12.2005 г. № 87-ЗО « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Позицию и постановление администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ.» считает незаконными, потому, что Жилищный кодекс РСФСР предусматривал принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства и не ставил данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации. В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местожительство- это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма( поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, регистрация граждан не входит в понятие места жительства граждан и является лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. С ДД.ММ.ГГГГ он постоянно проживает в городе Александровск-Сахалинский, местом жительства является город Александровск-Сахалинский, что подтверждается письменными доказательствами.
Из письменного возражения Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» следует, что ФИО1 действительно был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ, КУМС считает заявление ФИО1 необоснованным, поскольку ФИО1 был принят на учет до ДД.ММ.ГГГГ, основанием его принятия явились статьи Жилищного кодекса РСФСР. Согласно статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте( если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. КУМС считает, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте. Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Место жительства на момент постановки на учет, как нуждающийся в жилом помещении, ФИО1 было пгт Смирных, а в городе Александровск-Сахалинском он имел только регистрацию по месту пребывания. КУМС считает, что ФИО1 ничего не мешает состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства, что является нарушением законодательства. Выявление в документах, представленных ФИО1 в комитет сведений, не соответствующих действительности, и послужило основанием для снятия ФИО1 с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а именно эти сведения повлияли на принятие решения о постановке его на учет. Таким образом, основания для снятия с учета, как нуждающегося в жилом помещении, ФИО1 являются обоснованными.
В судебное заседание ФИО1 не явился, уведомлен должным образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
В предыдущем судебном заседании истец ФИО1 поддержал полностью свое заявление и привел доводы аналогичные, изложенным в заявлении, при этом пояснив, что был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городе Александровск-Сахалинском, будучи зарегистрированным в пгт Смирных, при постановке на учет этих сведений не скрывал. Поэтому оснований для снятия его с учета (поскольку он является зарегистрированным в пгт Смирных и по настоящее время) не имеется, просил признать постановление администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ.» в части снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика-администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Цыганов Д.С. иск ФИО1 не признал, и указал, что постановлением Администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам, где принято решение о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Сомнений в законности принятия решения комиссии по жилищным вопросам о снятии ФИО1 с учета не возникло, поэтому протокол был утвержден.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Павлюк С.А. - иск ФИО1 не признала и пояснила, что на заседании комиссии по жилищным вопросам ДД.ММ.ГГГГ было принято решения снять ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениям, поскольку в соответствии с ЖК РФ, Законом Сахалинской области от 01.12.2005 г. № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях и ведение в установленном порядке учета данных граждан производится органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Согласно паспортных данных ФИО1 имеет постоянную регистрацию в пгт Смирных. Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительство в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Кроме этого, указала, что никаких документальных данных, кроме как регистрация ФИО1 в пгт Смирных, при решении вопроса о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на заседании комиссии по жилищным вопросам, не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствии истца ФИО1 в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Данное дело рассмотрено по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Снятие ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий, по мнении истца, нарушает его жилищные права, в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем …восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года № 188-ФЗ введен в действие с 01 марта 2005 года.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Как следует, из документов, представленных КУМСом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением в жилищную комиссию МО «Александровск-Сахалинский район» с просьбой поставить его в очередь на получение жилья, указав, что своего жилья в собственности он не имеет, временно зарегистрирован в городе Александровск-Сахалинском, в котором с ДД.ММ.ГГГГ постоянно живет и работает. Просит учесть, что принимал участие в боевых действиях. К заявлению приложены ксерокопии военного билет, свидетельства о временной регистрации, паспорт с регистрацией в пгт Смирных.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ утвержден и ФИО1 внесен в список № постановки на учет по улучшению жилищных условий граждан под №.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» направил ФИО1 письмо о том, что «… на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ года» комиссией принято решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении по следующим основаниям: в соответствии с ЖК РФ, Законом Сахалинской области от 01.12.200 г. № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях и ведение в установленном порядке учета данных граждан производится органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Согласно паспортных данных Вы имеете постоянную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес> В соответствии с п. 6 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Таким образом, основанием для снятия с учета послужили следующие основания: необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительство в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета».
Из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ( утвержденного постановлением администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №) следует: «…решили ФИО1 – снять с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по следующим основаниям: в соответствии с ЖК РФ, Законом Сахалинской области от 01.12.200 г. № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях и ведение в установленном порядке учета данных граждан производится органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Согласно паспортных данных ФИО1 имеет постоянную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес> Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт( см. комментарий к ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительство в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета.
В списке граждан подлежащих снятию с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, являющимся приложением № к постановлению администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №- основанием для снятия ФИО1 с учета указано « в соответствии с п. 6 статьи 56 ЖК РФ; комментарий к ст. 52 и 57 ЖК РФ- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет - проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт».
Согласно статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, основания снятия с учета ФИО1, по мнению КУМС являются: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, а также выезд на место жительства в другое муниципальное образование.
Принимая решение по существу заявленных требований, суд учитывает требования статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из письменных возражений КУМСа, пояснений представителей администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и КУМСа следует, что основным фактором данного спора является регистрация ФИО1 в пгт Смирных, и соответственно причиной снятие его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, на который ссылается КУМС, как на основание снятия ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условия предусмотрено два самостоятельных основания для снятия с учета: это, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проводится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий учет. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятия решения о постановке на такой учет и второе, это то, что основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица.
В судебном заседании, ни администрация ГО «Александровск-Сахалинский район», ни КУМС не представили доказательств, подтверждающие, что в документах, представленных ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ, содержались сведения не соответствующие действительности. Во время постановки на учет, ФИО1 не скрывал, а работники, принявшие документы знали, что ФИО1 зарегистрирован в пгт Смирных, но фактически проживает и работает в городе Александровск-Сахалинском.
Довод представителя КУМСа о том, что в ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали основания для принятия ФИО1 на учет, также не нашли своего подтверждения, поскольку КУМСом не был представлен протокол жилищной комиссии решивший произвести постановку ФИО1 на учет.
Ссылка представителя КУМСа на то обстоятельство, что в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялся по месту жительства, а поскольку ФИО1 не был зарегистрирован в городе Александровск-Сахалинском, то его не имели право ставить на учет, является не состоятельной в силу следующего.
Так, в соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Действительно в статье 30 Жилищного кодекса РСФСР указывалось, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с п.8 постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" - обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.
Однако, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2002 года № КАС 02-176 абзац первый пункта 8 признан несоответствующим федеральному закону и не подлежащим применению в части слов «с регистрацией по месту жительства», поскольку Жилищный кодекс РСФСР предусматривает принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства, и не ставит данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации.
Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса РФ, статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах(местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства).
Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
В силу ст. 3 названного Закона РФ регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, постановка на учет ФИО1 произведена в соответствии с действовавшим в то время законодательством по месту жительства, без обязательной регистрацией в городе Александровск-Сахалинском.
Разрешая спор по существу, суд рассмотрел довод КУМСа о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и по основанию выезда гражданина на место жительства в другое муниципальное образование, и считает, что допустимых доказательств, подтверждающих этот довод ни ответчиком, ни третьим лицом, ни заявляющих самостоятельных требований, не предоставлено. На дату снятия ФИО1 с учета, никаких документов, подтверждающих выезд ФИО1 не имелось, кроме как уже известная регистрация ФИО1 в пгт. Смирных, однако такого основания для снятия с учета как регистрация в другом населенном пункте действующим законодательством не предусмотрено.
Обязанность доказать наличие основания для снятия ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на сторону ответчика, однако в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторона ответчика данный довод( выезд ФИО1 на место жительство в другое муниципальное образование) не доказала.
Поскольку судом установлено, что снятие ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, произведено в нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, то постановление администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ.» в части снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении суд признает незаконным, и поскольку права ФИО1 в части жилищных прав нарушены, суд удовлетворяет его требования также и в части восстановления его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск ФИО1 удовлетворить.
Признать постановление администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ.» в части снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» восстановить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья- Пелецкая Т.П.
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2016 года
Копия верна: судья- Пелецкая Т.П.