Дело № 5- 203/2021
УИД 22RS0001-01-2021-000857-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июля 2021 года г. Алейск
Судья Алейского городского суда Алтайского края Коробова Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Никифоровой Анастасии Анатольевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес> <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> <адрес>,
возбужденное по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором ГИАЗ МО МВД России «Алейский» ФИО3, Никифорова А.А., ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 25 минут, в период действия режима повышенной готовности на территории Алтайского края, введенного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, а также при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, не обеспечила ношение гигиенической маски для защиты органов дыхания в торговом центре «Цум», расположенном по адресу: г.Алейск, <адрес>
Действия Никифоровой А.А. квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Никифорова А.А. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, посредством телефонограммы, сообщила, что не возражает против рассмотрения дела в ее отсутствие, вину признает.
Исследовав представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из материалов дела следует, что Никифорова А.А. ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 25 минут, находилась в помещении торгового центра «Цум», расположенному по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Комсомольская, д.115А, без гигиенической маски для защиты органов дыхания.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 1 апреля 2020 года № 99-ФЗ введена в действие с 1 апреля 2020 года статья - 20.6.1.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункта «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункта «б» пункта 3, подпункта «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, пункта «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Алтайском крае были приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 № 120 на территории Алтайского края введён режим повышенной готовности. Указом Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 № 77 граждане обязаны использовать гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций, на остановочных пунктах, в иных местах массового пребывания людей, в том числе при проведении праздничных, развлекательных и иных мероприятий с массовым участием граждан на открытом воздухе, а также транспорте общего пользования, в том числе такси, на парковках, в лифтах (в ред. Указов Губернатора Алтайского края от 30 октября 2020 года № 186, от 26 ноября 2020 года № 204).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, поскольку на территории Алтайского края действует режим повышенной готовности, введенный Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 № 120, а также Указ Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 № 77 «Об использовании гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания», то Никифорова А.А., находясь в здании предприятия торговли без средств индивидуальной защиты органов дыхания в период действия режима повышенной готовности, не выполнил правила поведения при введении такого режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года).
С учётом изложенного, действия Никифоровой Анастасии Анатольевны подлежат переквалификации с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как невыполнение требований подпункта «б» пункта 3, подпункта «в,г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417.
Фактические обстоятельства совершения Никифоровой А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом, приложенными фотоматериалами, согласно которым Никифорова А.А. на момент выявления административного правонарушения находилась в помещении торгового центра «Цум», расположенном по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, без гигиенической маски для индивидуальной защиты органов дыхания.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права здание, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес> является зданием магазина, относится к предприятиям торговли (л.д. 13).
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность признаю признание вины. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность не установлены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принципами соразмерности и справедливости, с целью обеспечения индивидуализации наказания лица, виновного в совершении административных правонарушений, и одновременно не допущения при применении мер административной ответственности избыточного ограничения его имущественных прав и интересов, с учётом задач законодательства об административных правонарушениях, предупреждения административных правонарушений, совершения правонарушения впервые, отсутствия отягчающих обстоятельств, полагаю возможным назначить наказание в виде штрафа, однако не в максимальных пределах санкции статьи.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Никифорову Анастасию Анатольевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Наложенный штраф в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу перечислить по реквизитам:
Наименование получателя: УФК по Алтайскому краю (МО МВД России «России» по Алтайскому краю), ИНН 2201002964, кор/с 40№, номер счёта получателя 03№ отделение Барнаул Банка России//УФК по Алтайскому краю <адрес>, БИК 010173001, КБК 18№, КПП 220101001, ОКТМО 01703000, УИН: 18№, тип платежа: штраф.
Квитанцию об уплате штрафа предоставить в Алейский городской суд Алтайского края.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении вышеуказанного срока, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья Ю.Е. Коробова