Решение по делу № 2-2541/2019 ~ М-1923/2019 от 29.05.2019

24 RS 0002-01-2019-002544-54

Дело № 2-2541 (2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2019 года                                                         г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием представителя истца Управления образования Администрации города Ачинска Красноярского края – Оберемченко Ю.А., действующей на основании доверенности, выданной 28.06.2019г. на срок до 31.12.2019г.,

ответчика Пасова С.П.,

при секретаре Слепуха Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления образования Администрации Ачинского района к Пасову С. П. о взыскании с работника неправомерно начисленных и выплаченных стимулирующих выплат,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Управление образования администрации Ачинского района обралось в суд с иском к Пасову С.П. о взыскании с работника неправомерно начисленных и выплаченных стимулирующих выплат педагогу.

Исковые требования мотивированы тем, что в Управлении образования Администрации Ачинского района ответчик работал с 08.12.2015г. в должности директора МКОУ «Каменская средняя школа» по 09.01.2018г. Приказаом № 15-л от 09.01.2018г. ответчик освобожден от занимаемой должности по инициативе работника, п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. За ответчиком имеется задолженность, которая возникла в связи с неправомерным начислением и выплатой стимулирующих выплат:

1.приказ № 247 от 21.10.2016г.- размер стимулирующей выплаты 20600 руб.;

2.приказ № 269 от 23.11.2016г.- размер стимулирующей выплаты 20584 руб.;

3.приказ № 292 от 16.12.2016г.- размер стимулирующей выплаты 20000 руб.;

4.приказ № 294 от 16.12.2016г.- размер стимулирующей выплаты 149100 руб.;

5.приказ № 21 от 30.01.2017г.- размер стимулирующей выплаты 10000 руб.;

6.приказ № 36 от 21.02.2017г.- размер стимулирующей выплаты    9600 руб.;

7.приказ № 56 от 20.03.2017г.- размер стимулирующей выплаты 10000 руб.;

8.приказ № 93 от 24.04.2017г.- размер стимулирующей выплаты 10000 руб.;

9.приказ № 107 от 22.05.2017г.- размер стимулирующей выплаты 11000 руб.;

10.приказ № 126 от 20.06.2017г.- размер стимулирующей выплаты 6000 руб.

      Общая сумма задолженности ответчика составляет 266884 рубля. Неправомерно начисленные и выплаченные стимулирующие выплаты были выявлены в ходе внеплановой проверки контролером-ревизором Администрации Ачинского района. В ходе проверки было установлено отсутствие оценочного листа на педагога Пасова С.П., протокола оценочной комиссии на Пасова С.П. и ходатайства председателя оценочной комиссии МКОУ «Каменская средняя школа». Также было установлено и документально подтверждено, что стимулирующие выплаты начислялись только на основании приказов руководителя Управления образования Администрации Ачинского района, что является грубым нарушением действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 137 ТК РФ и ст. 1102 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика Пасова С.П. 266884 рубля (л.д. 2).

       В судебном заседании представитель истца Управления образования Администрации города Ачинска Красноярского края – Оберемченко Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Пасов С.П. в судебном заседании пояснил и указал в письменном отзыве, что исковые требования не признает. Требования истца не основаны на законе. Контролером-ревизором Администрации Ачинского района на основании распоряжения Администрации Ачинского района была проведена внеплановая проверка за период с 01.10.2016г. по 31.07.2017г. По результатам проверки был составлен акт от 24.11.2017г. проверки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа», которым установлено неправомерное расходование средств бюджета на общую сумму 266884 руб. при выплате стимулирующих выплат ответчику Пасову С.П. совмещающему должность педагога, поскольку при проверке отсутствовали оценочные листы. Стимулирующие выплаты начислялись и выплачивались только на основании приказов Управления образования Администрации Ачинского района. Ответчик не согласился с актом, представил протокол разногласий с обоснованием своей позиции основанной на том, что все выплаты стимулирующего характера ему, как педагогу, выплачены законно и обоснованно, согласно выполненной им работы, факта недобросовестности с его стороны не имеется. Кроме того, акт не содержит информации о том, какие были допущены нарушения со стороны ответчика, в чем выразилось неправомерное расходование средств бюджета. В акте не указано какие документы были исследованы в ходе проверки, объяснение от Пасова С.П. не истребовалось. В ходе проверки не запрашивались и не изучались нормативные правовые документы, локальные акты на основании которых производится начисление и выплата зарплаты руководителям, совмещающим свою деятельность с преподавательской. В период с 08.12.2015г. по 09.01.2018г. ответчик МКОУ «Каменская средняя школа». За период работы ответчик в порядке совмещения исполнял обязанности по должности педагога – организатор ОБЖ. В момент исполнения обязанностей по должности педагога-организатора ОБЖ ответчик занимал основную должность директора школы, он не мог самостоятельно начислять стимулирующие выплаты в связи с чем, оценочные листы направлялись в Управление образования Администрации Ачинского района, где и производилось начисление и издавались приказы руководителем Управления образования о выплатах стимулирующего характера всем руководителям образовательных организаций. В положении об оплате труда, утвержденном Администрацией Ачинского района от 28.06.2011г. № 988 сказано, что все выплаты стимулирующего характера устанавливает руководитель. Согласно постановления Администрации Ачинского района от 28.06.2011г. № 468-П «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений Ачинского района» раздел 3, п.6 и положения о работе комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам управления образования п.1.3. выплаты стимулирующего характера максимальным размером не ограничиваются и устанавливаются в пределах фонда оплаты труда. При условии, что оценочный лист не являются нормативным правовым документом, он не может являться основанием для не выплаты видов выплат стимулирующего характера. При увольнении ответчика и подписании обходного листа в адрес Пасова С.П. требований о возврате денежных средств не предъявлялось, с ним был произведен расчет в полном объеме. Согласно ст.137 ТК РФ, ст. 1109 ГЕ РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Кроме того, ответчик просит применить последствия пропуска истцом процессуального срока, предусмотренного для обращения с данным иском в суд.

Ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных истцом.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч.1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Пасов С. П. был принят на работу в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа» на должность исполняющего обязанности директора, что подтверждается приказом Управления образования Администрации Ачинского района № 195 л/с от 08.12.2015г. (л.д. 6).

Согласно приказа Управления образования Администрации Ачинского района № 37 л/с от 10.02.2016г. ответчик был переведен на должность директора (л.д. 7).

31.03.2017г. между Управлением образования Администрации Ачинского района и Пасовым С.П. был заключен трудовой договор, в п.1.5 которого указано, что работа у работодателя в должности директора является основной для работника. В п.5.1 которого указано, что работнику установлена зарплата в размере: должностного оклада; выплаты компенсационного характера; стимулирующие и персональные выплаты на основании приложения №3 к Примерному положению об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений, утв. Постановлением Администрации Ачинского района от 28.06.2011г. №468-П.

В соответствии с приказом № 256 л/с от 04.09.2017г. «О дополнительной нагрузке» Пасову С.П. было разрешено, в порядке внутреннего совмещения, выполнять дополнительную педагогическую нагрузку- преподавание основ безопасности жизнедеятельности в 5-х-9-х классах МБОУ «Каменской средней школы» в 2017-2018 учебном году (л.д.23).

Согласно приказа № 15-л от 09.01.2018г. Пасов С.П. был уволен по собственному желанию (п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ) (л.д. 17).

Постановлением Администрации Ачинского района №468-П от 28.06.2011г. разработано и утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений Ачинского района. Согласно п. 1 раздела III указанного Положения, выплаты компенсационного характера руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам устанавливаются в соответствии с подразделом 2 раздела II настоящего Примерного положения как в процентах к должностным окладам, так и в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательством.

Согласно п.2 данного Положения предельное количество должностных окладов руководителей учреждений, учитываемых при определении объема средств на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений, составляет 45 должностных окладов руководителей учреждений в год с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Как указано в п.3 раздела III указанного Положения распределение средств на осуществление выплат стимулирующего характера руководителям учреждений осуществляется ежеквартально (или ежемесячно) с учетом мнения рабочей группы по установлению стимулирующих выплат, образованной Управлением образования администрации Ачинского района.

Как следует из письменного отзыва ответчика и его пояснений в судебном заседании, он в момент исполнения обязанностей по должности педагога-организатора ОБЖ занимал основную должность директора МКОУ «Каменская средняя школа», он не мог самостоятельно начислять стимулирующие выплаты в связи с чем, оценочные листы направлялись в Управление образования администрации Ачинского района, где и производилась начисление и издавались приказы руководителем Управления образования о выплатах стимулирующего характера всем руководителям образовательных организаций Ачинского района по должности учитель, что соответствует требованиям статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации- условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере не превышающем размера, который установлен: для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

       Истцом представлены приказы за период с октября 2016 года по июнь 2017 года, которыми разрешены выплаты стимулирующего характера руководителям образовательных организаций Ачинского района по должности «учитель». Согласно данных приказов Пасову С.П. произведены выплаты стимулирующего характера в следующем размере:

1.на основании приказа № 247 от 21.10.2016г. выплачено 20600 руб.;

2.на основании приказа № 269 от 23.11.2016г. выплачено 20584 руб.;

3.на основании приказа № 292 от 16.12.2016г. выплачено 20000 руб.;

4.на основании приказа № 294 от 16.12.2016г. выплачено 149100 руб.;

5.на основании приказа № 21 от 30.01.2017г. выплачено 10000 руб.;

6.на основании приказа № 36 от 21.02.2017г. выплачено 9600 руб.;

7.на основании приказа № 56 от 20.03.2017г. выплачено 10000 руб.;

8.на основании приказа № 93 от 24.04.2017г. выплачено 10000 руб.;

9.на основании приказа № 107 от 22.05.2017г. выплачено 11000 руб.;

10.на основании приказа №126 от 20.06.2017г. выплачено 6000 руб.

      Всего за вышеуказанный период выплачено 266884 рубля.

      На основании запроса Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации от 06.11.2017г., распоряжения Главы Ачинского района от 13.11.2017г. №616-Р, в Управлении образования администрации Ачинского района была проведена внеплановая проверка обоснованности расходования бюджетных средств на выплату заработной платы руководителям, совмещающим свою деятельность с преподавательской в образовательных учреждениях Ачинского района за период с 01.10.2016г. по 31.07.2017г.

       Как следует из акта проведения внеплановой проверки обоснованности расходования бюджетных средств на выплату заработной платы руководителям совмещающих свою деятельность с преподавательской (учитель, старший воспитатель) в образовательных учреждениях Ачинского района от 24.11.2017г., объект внеплановой проверки: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа», контролером-ревизором администрации Ачинского района <данные изъяты> Е.В. было установлено в ходе проверки не соответствие Положения об оплате труда и Положение о комиссии с нормативно-правовым актом (Постановлением от 29.12.2016г. № 483-П); неправомерное расходование средств бюджета на общую суму 266884 рубля при выплате стимулирующих выплат директору МБОУ «Каменская средняя школа», совмещающему должность директора школы и учителя ОБЖ, поскольку в личном деле директора МБДОУ «Каменская средняя школа» трудовой договор на внутреннее совместительство и дополнительное соглашение на совмещение отсутствует в нарушение ст.60.2 и 282 ТК РФ. При отсутствии основания, оценочного листа на педагога Пасова С.П. и ходатайства председателя оценочной комиссии МБОУ «Каменская СШ» стимулирующие выплаты начислялись и выплачивались только на основании приказов руководителя управления образования администрации Ачинского района. Как указанно в данном акте неправомерно начисленная сумма стимулирующих выплат за проверяемый период с 01.10.2016г. по 31.07.2017г. составила 266884 рубля.

Пасов С.П. был ознакомлен с данным актом и представил 06.12.2017г. протокол разногласий в котором указал, что возражает против всех выводов, изложенных в акте, поскольку в период с 01.10.2016г. по 31.07.2017г. он в полном объеме выполнил работу по должности организатора основ безопасности и жизнедеятельности, по должности учителя технологии. Недобросовестности с его-Пасова С.П. стороны не установлено. Оценочный лист не является нормативными правовым документом и он не может являться основанием для не выплаты стимулирующих выплат. Считает, что стимулирующие выплаты ему произведены законно и заслужено, согласно выполненной им работы. Кроме того, считает, что внеплановая проверка проведена контролером-ревизором в компетенции которого нет полномочий на проведение проверки краевого бюджета, так как выплаты стимулирующего характера педагогическим работникам выплачиваются из краевого бюджета.

22.12.2017г. Администрацией Ачинского района в адрес исполняющего обязанности директора МБОУ «Каменская СШ» направлены представление и предписание с требованием обеспечить возврат неправомерно начисленных и выплаченных сумм в размере 266884 рубля (л.д. 18,19). Указанные требования не были выполнены.

Согласно требований п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как предусмотрено ст. 137 ТК РФ в случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Таким образом, выплаты, установленные п.3 ст.1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением по смыслу ГК РФ и подлежат возврату только в случае, если выплата явилась результатом счетной ошибки или недобросовестности получателя.

Истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не было представлено доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика Пасова С.П. при распределении стимулирующих выплат Управлением образования Администрации Ачинского района в 2016г. и 2017г. Произведенные Пасову С.П. на основании приказов, изданных руководителем Управления образования Администрации Ачинского района выплаты стимулирующего характера в общем размере 266884 рубля не являются счетной ошибкой, а являются результатом ошибочного толкования норм действующего законодательства самим истцом. Таким образом, не имеется законных оснований для взыскания с ответчика Пасова С.П. суммы произведенных выплат стимулирующего характера в размере 266884 рубля.

Кроме того, ответчиком заявлено о применении последствий пропуска истцом процессуального срока, предусмотренного для обращения с иском в суд.

Согласно ч.3 ст. 392 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

В данном случае, результаты внеплановой проверки обоснованности расходования бюджетных средств были известны истцу с 24.11.2017г., т.е. с даты составления акта о результатах проверки, составленного контролером-ревизором Администрации Ачинского района. Кроме того, как было указано выше, 22.12.2017г. Главой Ачинского района было вынесено предписание в адрес и.о. директора МБОУ «Каменская СШ» с требованием о необходимости обеспечить возврат неправомерно начисленных и выплаченных Пасову С.П. стимулирующих выплат в общей сумме 266884 рубля (л.д. 18).

Между тем, в суд с данными исковыми требованиями истец обратился только 29 мая 2019 года, то есть с пропуском установленного годичного срока. При этом истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных Управлением образования Администрации Ачинского района к Пасову С. П. о взыскании с работника неправомерно начисленных и выплаченных стимулирующих выплат.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья                                                                   Дорофеева Н.А.

2-2541/2019 ~ М-1923/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление образования администраици Ачинского района Красноярского края
Ответчики
Пасов Сергей Павлович
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Дорофеева Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
29.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2019Передача материалов судье
03.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2019Подготовка дела (собеседование)
20.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2021Дело оформлено
14.05.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее