АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Тюмень
Дело № А70-1857/2009
25 марта 2009 года
Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 25.03.2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25.03.2009 г.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зимневой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Прокурора Абатского района Тюменской области
к индивидуальному предпринимателю Ивановой Екатерине Николаевне
о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя: Чезганова Л.В., представитель (удостоверение № 159662),
ответчик: не явился,
установил:
10.03.2009 г. в арбитражный суд поступило заявление прокурора Абатского района Тюменской области (далее- заявитель) к индивидуальному предпринимателю Ивановой Екатерине Николаевне (далее- ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Ответчик в отзыве на заявление требования заявителя не признал.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Суд, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее- АПК РФ), считает возможным рассмотреть требования заявителя по существу в данном судебном заседании, в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик имеет статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией свидетельства серии 72 № 000858681 от 11.12.2004 г. (л.д.25).
Должностным лицом органов внутренних дел проведена проверка соблюдения ответчиком требований государственных стандартов при реализации продукции, в ходе которой установлено, что ответчиком нарушаются установленные государственными стандартами обязательные требования при реализации пищевых продуктов.
В ходе проверки должностным лицом органов внутренних дел 25.02.2009 г. составлен протокол осмотра торгового помещения магазина (л.д.14), в ходе составления которого применялись технические средства фотографирования (л.д.17-18). Протоколом зафиксирован факт нарушения ответчиком обязательных требований государственного стандарта при реализации пищевых продуктов- ГОСТа Р 51074- 2003: непредставление потребителю информации о реализуемых продуктах- хлебе, рыб.
Указанная продукция изъята, снята с реализации и передана на ответственное хранение ответчику согласно расписке ответчика от 11.12.2008 г. (л.д.15, 16).
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем 27.02.2009 г. в присутствии ответчика вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам наличия в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст.19.19 КоАП РФ (л.д.8).
Постановление от 27.02.2009 г. вынесено заявителем с соблюдением требований к порядку и срокам его вынесения, установленными главой 28 КоАП РФ. Полномочия прокурора по вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предоставлены ему статьей 28.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно примечаниям к ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее- ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ) безопасность реализации- состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно ст. 3, 6 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, принимаются технические регламенты.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 г. № 401-с утвержден национальный стандарт РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» ГОСТ Р 51074-2003 (далее- ГОСТ Р 51074-2003), согласно разделу 1 которого указанный стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Таким образом, требования ГОСТа Р 51074-2003, направленные на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, являются обязательными для исполнения и распространяются, в том числе на ответчика как розничного продавца.
Согласно п. 3.1., 3.2., 3.7., 4.5., 4.8.1., 4.8.2. ГОСТа Р 51074-2003 изготовитель продавец обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
При реализации неупакованных хлебобулочных изделий в информационном листке, представленном в торговом зале, должна содержаться следующая информация: наименование продукта; наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); масса нетто; состав продукта: содержание витаминов (для витаминизированных продуктов); пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; пищевая ценность; содержание клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения; час и дата изготовления; срок реализации; срок годности (для пирогов, пирожков, пончиков); обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия.
При реализации фасованных и упакованных штучно хлебобулочных изделий вышеуказанная информация указывается на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, листе-вкладыше.
Согласно п. 3.7, 4.5 ГОСТа Р 51074-2003 при реализации рыбы должна содержаться следующая информация: наименование продукта (товарное или биологическое); принадлежность к району промысла; длина и масса рыбы (крупная, средняя или мелкая); вид разделки (обезглавленная, потрошеная, пласт, ломтики и т.д.); вид обработки (соленая, копченая, вяленая и т.д.); степень солености (малосоленая, слабосоленая, среднесоленая, крепкосоленая); сорт (при наличии сортов); наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто; пищевая ценность, содержание витаминов (для витаминизированных продуктов); условия хранения; срок хранения живых и мороженых рыбы, нерыбных объектов промысла, а также жиров; срок годности для пищевых продуктов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; дата изготовления и дата упаковывания; состав продукта, в том числе все пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; информация о подтверждении соответствия и др.
Информацию располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте. Если на потребительской таре невозможно нанести необходимый текст информации о продукте полностью, допускается информацию, характеризующую пищевой продукт, или часть ее размещать по усмотрению изготовителя на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице индивидуальной или групповой потребительской тары. При реализации потребителям пищевых продуктов в предварительно нефасованном виде, когда пищевые продукты фасуют в торговых помещениях в присутствии покупателя, допускается информацию о них, предусмотренную требованиями настоящего стандарта, размещать по усмотрению продавца на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице потребительской тары, или на ценнике, или в торговом зале в непосредственной близости от продукта.
Судом установлено, что ответчиком в торговой точке по адресу: ул. Зеленая, 37А в с. Абатское Абатского района Тюменской области, магазин «Ника», реализовывались неупакованные хлебобулочные изделия- хлеб пшеничный в количестве 10 шт., нефасованная рыба- минтай свежемороженый – 1,5 кг по цене 86,50 руб. за кг (л.д.14, 17- 20). Данный факт подтверждается и объяснениями ответчика, данными заявителю 25.02.2009 г., а также изложенными в отзыве на заявление (л.д.21, 41- 42).
В ходе проведенной проверки торговой точки установлено, что при реализации хлебобулочных и рыбных изделий на этикетках не содержится всей необходимой информации, предусмотренной ГОСТом Р 51074-2003 (л.д.18, 32). Информационный лист на вышеуказанную продукцию в торговом зале в непосредственной близости от продукта, а также на информационном стенде не представлен. Данный факт подтверждается и ответчиком в отзыве на заявление.
Непредставление ответчику поставщиками данных информационных листов- вкладышей не является основанием для освобождения от административной ответственности. Отсутствие в торговом зале указанной информации, хоть и временное, является нарушением требований ГОСТа Р 51074-2003, направленных на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены обязательные требования государственного стандарта ГОСТ Р 51074-2003, направленные на предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, в действиях ответчика имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19. КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы целесообразности ведения данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличию необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его ответчиком, вина ответчика в совершенном правонарушении, обоснованность и правомерность вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
На основании изложенного заявленные требования о привлечении ответчика к административной ответственности подлежат удовлетворению. Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств наличия отягчающих вину ответчика обстоятельств, ответчик подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.19. КоАП РФ, с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно информации заявителя о реквизитах получателя штрафа (л.д.71), представленной в суд, сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим реквизитам получателя: УФК по Тюменской области (Прокуратура Тюменской области), ИНН 7204006003, р/с 40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г. Тюмень, БИК 047102001, ОКАТО 71401000000, КБК 41511690010010000140.
В соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ и п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 исполнительный лист на взыскание с ответчика штрафа судебному приставу-исполнителю будет направлен по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда в случае отсутствия в арбитражном суде Тюменской области документа (оригинала либо надлежащим образом заверенной копии), свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке.
Руководствуясь статьей 23.1., частью 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Иванову Екатерину Николаевну, 01.11.1969 года рождения, уроженку с. Конево Абатского района Тюменской области, зарегистрированную в с. Абатское Абатского района Тюменской области, ул. Гагарина, д. 9, кв. 2, ОГРН 304720834600088, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 4 000 рублей с конфискацией хлебобулочных изделий в количестве 10 штук, рыбы минтай свежемороженый в количестве 1, 5 кг, изъятых на основании протокола осмотра помещений, территории и находящихся там вещей и документов от 25.02.2009 г., находящихся на хранении у индивидуального предпринимателя Ивановой Екатерины Николаевны.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный арбитражный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.