РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2016 года п.Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Зугеевой Е.В., с участием помощника прокурора Аларского района Хамаганова А.И., представителя ответчика администрации МО «Аларский район» Остриковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300/2016 по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании администрации муниципального образования «Аларский район» обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Иваническая СОШ для оплаты образовавшейся задолженности перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию в размере 137 693 рублей 71 копейка за период с октября 2015 г. по февраль 2016 года в срок до 01.07.2016 г.,
установил:
Прокурор Аларского района обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями с учетом их уточнения. В обоснование заявленных требований прокурор Аларского района указал на следующие обстоятельства.
Согласно ответу администрации МО «Аларский район» по состоянию на 01.09.2015 задолженность МБОУ Иваническая СОШ перед ООО «Иркутскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию за период с октября 2015 г. по февраль 2016 года составляет 208 тыс. 362 руб. 88 коп. В соответствии со ст.541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В силу ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Статьей 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятые ресурсы. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон в силу п.2 ст. 544 ГК РФ. В соответствии с п.2 ст.546 Гражданского кодекса РФ в случае если абонентом по договору энергоснабжения является юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, если абонент допустил существенное нарушение условий договора, в том числе и допустил неоднократные нарушения сроков оплаты потребляемой им электроэнергии. На основании требований ст.ст.309, 341 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона. Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила). В соответствии с п.п. «б» п.2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа. В приложении к Правилам определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. В указанном перечне образовательные организации, в том числе дошкольные, начального и среднего общего образования, отсутствуют. Следовательно, в связи с неисполнением МБОУ Иваническая СОШ обязательств по оплате потребленной электроэнергии существует угроза введения частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии (сокращения объемов подачи электрической энергии, прекращения подачи электрической энергии) в отношении данного образовательного учреждения. Как следует из ч.1 ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. В силу ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Основным источником дохода образовательной организации является ее бюджетное финансирование. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания. Поскольку МБОУ Иваническая СОШ является муниципальным бюджетным учреждением, обязанность по его финансированию лежит на учредителе – администрации муниципального образования «Аларский район». По смыслу вышеуказанных положений законодательства, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой электроэнергии с целью недопущения ограничения их подачи, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса. Недофинансирование МБОУ Иваническая СОШ повлекло образование задолженности по оплате потребленной электроэнергии за несколько расчетных периодов, что может явиться основанием для введения энергоснабжающей организацией ограничения подачи электроэнергии в отношении данного учреждения. Введение ограничения подачи электроэнергии вызовет прекращение образовательного процесса, что повлечет нарушение прав учащихся (детей) на образование. Круг указанных детей в силу объективных причин является неопределенным как по количественным, так и по персональным характеристикам, поскольку учащиеся могут быть отчислены, переведены в другое образовательное учреждение, часть детей может быть зачислена впервые (первый класс) и т.д. В связи с наличием у муниципальных образовательных учреждений МО «Аларский район», в том числе у МБОУ Иваническая СОШ, просроченной задолженности за потребленную электроэнергию прокурором района 04.02.2016 внесено представление в адрес мэра района. Однако фактически нарушения в полном объеме устранены не были. В силу ст.12 Гражданского Кодекса РФ одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В заявлении об уточнении исковых требований прокурор указал, что ответчиком частично произведено финансирование для оплаты образовавшейся задолженности за потребленную электроэнергию в размере 70669,17 руб., что подтверждается платежными поручениями от 05.05.2016 № 381120,381119.
В судебном заседании помощник прокурора Хамаганов А.И. полностью поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Аларский район» Острикова Т.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала полностью, о чем представила письменное заявление.
Представитель третьего лица ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» (в лице Черемховского отделения) направил в адрес суда заявления о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, в котором выразил согласие с исковыми требованиями прокурора.
Представитель МБОУ Иваническая СОШ, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, находит заявленные требования подлежащими полному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку связаны с защитой нарушенных интересов неопределенного круга лиц: учащихся и граждан, выполняющих трудовые функции в данном учреждении, на охрану здоровья и получения общедоступного и бесплатного основного общего образования.
В судебном заседании установлено следующее, МБОУ Иваническая СОШ является муниципальным бюджетным учреждением, его учредителем является администрация муниципального образования «Аларский район».
Согласно информации ВрИО мэра Аларского района от 06.04.2016 г. №514, задолженность МБОУ Иваническая СОШ перед ООО «Иркутскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию за период с октября 2015 года по февраль 2016 года составляет 208362,88 руб. по состоянию на 01.04.2016 г.
Согласно платежным поручениям от 05.05.2016 № 381120,381119 ответчиком частично произведено финансирование для оплаты образовавшейся задолженности за потребленную электроэнергию в размере 70669,17 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Основным источником дохода образовательной организации является ее бюджетное финансирование.
Согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.
В соответствии с требованиями ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями, уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой электроэнергии с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью учащихся и воспитанников образовательных учреждений, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса.
В нарушение указанных требований законодательства ответчиком данное обязательство не исполнено, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Иваническая СОШ для оплаты образовавшейся задолженности перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию в размере 137 693 рубля 71 копейка за период с октября 2015 года по февраль 2016 года, и указанное требование подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда по требованию прокурора до 01.07.2016 года.
Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Аларского района Иркутской области удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Иваническая СОШ для оплаты образовавшейся задолженности перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию в размере 137 693 рубля 71 копейка за период с октября 2015 г. по февраль 2016 года в срок до 01.07.2016 г.
Освободить администрацию муниципального образования «Аларский район» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано апелляционное представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме в Иркутский областной суд через Аларский районный суд.
<Данные изъяты>
Судья
Аларского районного суда Н.Ю.Шапхаева