РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 28 марта 2019 года
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Исмаилова М.М., единолично, при секретаре судебного заседания ФИО7, а также с участием:
истца – ФИО5,
представителя ответчика – ФИО1, действующего на основании доверенностиот 11.01.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО4 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> о включении в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании назначить досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения,
установил:
ФИО6 Р.М. обратился в суд с иском УОПФ РФ по РД в <адрес> о включении в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании назначить досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Управление отделения Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о назначении мне досрочной трудовой пенсии в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Решением Управления отделения Пенсионного Фонда РФ в РД в Акушинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении пенсии с указанием на то, что отсутствует необходимый специальный стаж работы.
Управление отделения Пенсионного Фонда РФ в РД в <адрес> отказывается включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период его службы в Вооруженных силах ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ссылаясь на то, что у него отсутствует педагогический стаж до 1 октября 1993 года.
Считает данное решение Пенсионного Фонда неправомерным, нарушающим его законное право на досрочное обеспечение по следующим основаниям:
Период моей службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Суммируя указанный период с теми, которые засчитаны ответчиком в стаж работы за педагогическую деятельность (23 года 11 месяцев и 22 дня) и срок службы в Вооруженных Силах ФИО2 (1 год 2 месяца и 20 дней), получается более 25 лет, то есть более требуемого для назначения пенсии срока по пп.19 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», что является основанием для удовлетворения требований иска и возложения обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.
Учитывая, что ответчиком необоснованно было отказано ему в назначении досрочной страховой пенсии и принимая во внимание положения ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» и на основании изложенного просит обязать Отдел Пенсионного Фонда РФ в <адрес> включить в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью ФИО5 следующий период службы в рядах Вооруженных Сил ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отдел Пенсионного Фонда РФ в <адрес> назначить ФИО5 досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что принятое ответчиком решение идет вразрез с требованиями о верховенстве Конституции РФ, и связано с неправильным толкованием норм пенсионного законодательства, регламентирующего его действие во времени и по кругу лиц.
Так, на момент его службы в ВС ФИО2, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета этого периода в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Ссылаясь на положения ст.ст.7, 15, 17, 19, 33, 35, 55 Конституции РФ, гарантирующих установление государственных пенсий как вид социального обеспечения по возрасту, равенство всех в правах перед законом, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции РФ, а также верховенство прав и свобод человека и гражданина, истец указывает, что согласно ст.55 Закона РФ «Об образовании, педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством РФ.
Ст.7 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60-ти лет, и женщины, достигшие возраста 55-ти лет. А в силу пп.10 п.1 ст.28 названного Закона, и пп.19 ч.1 ст.39 Закона РФ №, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона РФ №173-ФЗ лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
На момент его обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости им было выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», то, по мнению истца, имеются законные основания для включения в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости период его службы по призыву в ВС ФИО2 07.05.1983г. по 03.06.1985г. включительно.
В связи с чем, решение ответчика об отказе в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж периода службы в ВС ФИО2 не соответствует указанным нормам закона, и, следовательно, подлежит отмене.
Как полагает истец, исходя из ст.22 Закона РФ № от 28.12.2013г., право на назначение трудовой пенсии носит заявительный характер, и назначается со дня обращения за указанной пенсией. А поскольку он обратился с таким заявлением 28.08.2018г., соответственно, пенсия должна быть назначена со дня его обращения с данным заявлением.
Представитель ответчика – в лице специалиста ООППЗД УОПФР по РД в <адрес> ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал. Свои возражения пояснил тем, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, он не имел установленной Законом РФ №400-ФЗ продолжительности стажа педагогической деятельности, как исчисленного по нормам действующего законодательства, так и по нормам законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующей работы (прохождения военной службы), в связи с чем, полагает, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
У истца отсутствует необходимый специальный стаж работы и невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период его службы в Вооруженных Силах ФИО2, так как у него отсутствует педагогический стаж до ДД.ММ.ГГГГг.
На основании указанных доводов просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Привлеченное в качестве соответчика по делу ГУ – ОПФР по РД, надлежаще уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание своего представителя не направило, возражения не представило, причины неявки суду не сообщило.
С учетом указанных обстоятельств, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание, надлежаще извещенных участников дела в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, а также документы, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.1 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом, а изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе, как путем внесения изменений и дополнения в названный Закон.
Ст.7 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60-ти лет, и женщины, достигшие возраста 55-ти лет.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 названного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого закона лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом, п.2 ст.27 названного Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 данной нормы, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 Закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (Список 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 названного Закона (Правила 781).
В соответствии с п.3 Правил №, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке №. При этом, работа в должностях, указанных в п.1 раздела «наименование должностей» Списка №, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.1.1 – 1.14 раздела «наименование учреждений» Списка №, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «наименование должностей» Списка №, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела «наименование учреждений» Списка №.
Закрепляя названные положения в Списке и Правилах № Правительство РФ, действуя в пределах, предоставленных ему законодательством полномочий не предусмотрело возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам периода прохождения последними военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (Правила №).
Пунктами 4 и 5 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются период работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В данном Постановлении и Правилах Правительство РФ также не предусмотрело возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил ФИО2.
Из чего следует, что действующее законодательство о трудовых пенсиях – Федеральный закон и изданные в пределах полномочий во исполнение данного закона акты Правительства РФ не предусматривают включение в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов прохождения гражданами военной службы по призыву.
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан», установлен конституционно-правовой смысл норм пенсионного законодательства – Закона РФ №173-ФЗ, а именно, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст.1, 2, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ со ссылкой на правовую позицию, сформулированную в Постановлении от 24.05.2001г. №-П и Определении от 05.11.2002г. №-О, также указал, что в отношениях граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Следовательно, при исчислении продолжительности стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, в данном случае – досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и определении права на такую пенсию, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент выполнения (осуществления) дающей право на льготное пенсионное обеспечение работы или иных видов деятельности.
Как следует из материалов дела ФИО6 Р.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.08.1996г. работал в должности делопроизводителя Гапшиминской СОШ.
С ДД.ММ.ГГГГ назначен учителя физики и информатики в Верхнемулебкинской СОШ.
С 01.09.1996г. по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем физики и математики в Аметеркмахинской СОШ.
С 01.09.2000г. по настоящее время работает учителем физики и математики в Аметеркмахинской СОШ.
Как следует из представленного истцом военного билета, истец проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах ФИО2 в период с 24.06.1987г. по 15.06.1989г.
В указанное время действовало утвержденное Постановлением ФИО2 от 17.12.1959г. № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пп. «г» п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам, и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил ФИО2.
До ДД.ММ.ГГГГ действовали утвержденные Постановлением ФИО2 N 1397 от ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Ни из Закона "О трудовых пенсиях в РФ", ни из Закона ФИО3 "О государственных пенсиях в ФИО3", ни из Постановления ФИО3 N 463 от ДД.ММ.ГГГГ, ни из Постановления Правительства РФ N 1067 от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается ограничений в применении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 при оценке пенсионных прав истца.
Отказывая истцу во включении периода прохождения военной службы по призыву в составе ВС ФИО2, ГУ УОПФР по РД в <адрес> исходило из того, что на дату обращения истца в территориальный орган ПФР за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совмина ФИО2 от 17.12.1959г. №, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, и следовательно, условие о включении в специальный стаж периода работы службы в ВС ФИО2, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.
Вместе с тем, период прохождения ФИО4 военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ относится к периодам деятельности до 01.01.2002г., то есть до установления нового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, а следовательно, период такой военной службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам Положения от 17.12.1959г. №, действовавшего на период осуществления такой деятельности, независимо от времени обращения ФИО4 за назначением пенсии и времени возникновения у него права на это. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, руководствуясь нормами законодательства, действовавшего в спорный период, суд приходит к выводу о том, что органом пенсионного обеспечения необоснованно отказано истцу во включении времени прохождения последним действительной военной службы в составе ВС ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей календарно (по фактической продолжительности), в связи с чем, в порядке восстановления нарушенных прав истца, на ответчика следует возложить обязанность включить указанное время в указанный стаж в календарном порядке (по фактической продолжительности).
Из материалов настоящего гражданского дела следует и не оспаривается представителем ответчика, что истец обратился в территориальный орган ПФР по <адрес> 12.02.2019г.
При этом, исчисленный календарно (по фактической продолжительности) период прохождения истцом действительной военной службы в составе Вооруженных Сил ФИО2 составляет 1 год 11 месяцев и 21 дней.
А поскольку ранее действовавшее пенсионное законодательство позволяет включить в специальный стаж для пенсии педагогическим работникам все те же периоды фактической деятельности истца, что и включены пенсионным органом в указанный стаж, исчисляемый по нормам Закона РФ №173-ФЗ, с учетом календарного (по фактической продолжительности) периода прохождения военной службы по призыву по состоянию на дату обращения в территориальный орган ПФР – 12.02.2019г., стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, исчисленный по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы (осуществления иной деятельности) ФИО4 составляет 23 года 3 месяца 3 дня + 1 год 11 месяцев и 21 дней военной службы по фактической продолжительности.
Соответственно по состоянию на 12.02.2019г. ФИО6 Р.М. имел требуемый пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ №173-ФЗ продолжительность стажа на соответствующих видах работ, а, следовательно, имеет права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 и 4.1 названной нормы, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Соответственно, и учитывая, что на момент 12.02.2019г. истец имел право на досрочную трудовую пенсию по старости, суд считает обоснованным заявленное ФИО4 требование о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 12.02.2019г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4, 11, 12 ГК РФ, ст.ст.7, 19, 27, 28, 30, 31 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требованияФИО4 - удовлетворить.
В порядке восстановления нарушенных правФИО4 на УОПФ РФ по РД в <адрес> обязанность включить в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью ФИО5 период службы в рядах Советской Армии с 24.06.1987г. по 15.06.1989г. календарно (по фактической продолжительности).
Обязать УОПФ РФ по РД в <адрес> назначить ФИО5, досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РД в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированной части с подачей апелляционной жалобы через Акушинский районный суд.
Судья М.М. Исмаилов