Решение по делу № 2-9/2015 (2-3789/2014;) ~ М-3789/2014 от 01.09.2014

№ 2-9(2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2015 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Машинца А.А.,

представителя ответчика Андриановой Н.В.,

представителя ответчика, третьих лиц Лычковской Н.П.,

при секретаре Куренковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поисковому заявлению Титовой НВ к Администрации г. Ачинска о признании незаконными действий, распоряжений и разрешений по предоставлению земельного участка для строительства, устранении нарушений путем признания земельного участка территорией благоустройства жилых домов, суд

У С Т А Н О В И Л:

Титова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Союз» (далее ООО «Союз»), Администрации г.Ачинска об отмене разрешения на строительство, устранении препятствий в пользовании земельным участком путем прекращения строительства, мотивируя свои требования тем, что она является собственником квартиры по адресу г. Ачинск, 3-12-. Согласно разрешению на строительство от 08.08.2014 г., выданному Администрацией г. Ачинска, ООО «Союз» разрешено строительство нежилого двухэтажного здания торгово-офисного назначения на земельном участке площадью 432 кв.м. между жилыми домами 11 и 12, мкр. 3, г. Ачинска, земельный участок предоставлен ООО «Союз» в аренду. Однако по данным публичной кадастровой карты, данный земельный участок предназначен для использования территории благоустройства указанных жилых домов. В настоящее время на их земельном участке неустановленные лица пилят деревья, ставят ограждения с целью строительства нежилого здания, что нарушает право собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома и требования гражданского, земельного и жилищного законодательства. При формировании спорного земельного участка допущены нарушения, не учтено назначение земельного участка, не получено согласие собственников жилого дома на его использование, создаются препятствия в пользовании земельным участком (л.д.3-4 т.1).

В процессе рассмотрения дела Титовой Н.В. и ее представителем Машинцом А.А., действующим в пределах предоставленных прав по доверенности от 25.09.2014 г. (л.д.59 т.1), неоднократно были уточнены исковые требования, заявлены к Администрации г. Ачинска, просили признать незаконными действия по выделению земельного участка, расположенного между домами 11 и 12 мкр. 3 г. Ачинска под строительство нежилого здания офисного назначения, признать незаконными распоряжения от 25.11.2013 г. №5410-р о предварительном согласовании места размещения нежилого здания офисного назначения В.А., от 10.12.2013 г. №5583-р о разделении земельного участка с кадастровым номером 24:43:0122001:61, от 15.01.2014 г. №79-р о предоставлении участка в аренду В.А., от 04.04.2014 г. №1122-р об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 24:43:0122001 площадью 400 кв.м. для строительства указанного нежилого здания, признать незаконными разрешение на строительство от 11.09.2014 г. и разрешение на снос зеленых насаждений, устранить нарушения прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признать спорный участок территорией благоустройства жилых домов, указав на принятие решения органом местного самоуправления об изменении на условно разрешенный вид использования без проведения публичных слушаний, на размещение информации о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды в ненадлежащем средстве массовой информации. По проектной документации на нежилое здание офисного назначения, полагают, предоставленного земельного участка будет недостаточно, в связи с чем, будет использоваться прилегающая территория многоквартирного дома, также будут нарушаться права истца на благоприятную среду для проживания. Из кадастрового паспорта и схемы планировочной организации спорного участка усматривается, что участок находится в непосредственной близости к тепловым сетям, идущим к жилому дому 12, мкр 3 г. Ачинска, помимо этого подъезд и стоянка к нежилому зданию будут осуществляться с ул. Зверева, что запрещено, так как вдоль всей дороги проходят магистральные сети трубопровода, также трубопровод проходит по спорному земельному участку (л.д.147-148, 235236 т.1, 1-2, 85-87 т.2).

Определением суда от 19.01.2015 г. прекращено производство по делу в части требований Титовой Н.В. к Администрации г. Ачинска, ООО «Союз» об отмене разрешения на строительство от 08.08.2014 г., устранении препятствий в пользовании земельным участком путем прекращения строительства, в связи с отказом от этих требований.

В судебное заседание истица Титова Н.В., уведомленная о слушании дела судебной повесткой через представителя (л.д. 177 т.2), не явилась, в заявлении дело просит рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя (л.д. 38 т.2).

Представитель истца Машинец А.И., действующий по доверенности от 25.09.2014 г. (л.д.59 т.1), уточненные исковые требования Титовой Н.В. поддержал по аналогичным основаниям, указав на нарушение прав Титовой Н.В. при предоставлении спорного земельного участка на участие в публичных слушаниях, на надлежащее информирование, на благоприятную среду проживания. Полагает, что истицей срок для обращения в суд не пропущен, поскольку о предоставлении земельного участка и принятых в связи с этим решениях Администрации г. Ачинска она узнала в сентябре 2014 г.

Представитель ответчика Администрации г.Ачинска Андрианова Н.В., действующая по доверенности от 23.12.2014 г., по исковым требованиям Титовой Н.В. возражала, представив письменные возражения (л.д.161-162 т.1, 47-48 т.2), указав на соблюдение Администрацией г. Ачинска требований законодательства и правил при предоставлении земельного участка между жилыми домами 11 и 12 мкр. 3 г. Ачинска В.А., а затем ООО «Союз» для строительства нежилого здания офисного назначения. При предоставлении этого участка не требовалось проведение публичных слушаний, поскольку согласно действующим на 2013 г. Правилам землепользования и застройки на территории г. Ачинска, не предусмотрено разделение на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, в Правилах указаны только основные виды использования земельных участков, находящихся в жилой зоне, к которым относится и размещение офисных зданий. Также информация о предоставлении в аренду спорного земельного участка была размещена в СМИ «Ачинская газета» в ее приложении «Официально», истец не была лишена возможности ознакомиться с этой информацией и на сайте Администрации г. Ачинска, однако, после публикации, от Титовой Н.В. и других собственников жилого дома 12 мкр. 3 г. Ачинска заявлений о предоставлении этого земельного участка для иных целей не поступало. При обращении за предоставлением земельного участка В.А., а затем ООО «Союз» были получены согласования со всеми специалистами и службами, в том числе, ООО «АКС» по возможности размещения нежилого здания с учетом проходящих по этой территории сетей. Разрешения на строительство и снос деревьев выданы в соответствии с требованиями законодательства. Однако в связи с выявлением надзорным органом ошибки в Распоряжении об утверждении градостроительного плана, Администрацией г. Ачинска данное Распоряжение было отменено, соответственно автоматически отменено и Разрешение на строительство от 11.09.2014 г., однако это не указывает на незаконность этих распорядительных документов органа местного самоуправления. Полагает, что истцом и ее представителем не указано на какое –либо нарушение прав Титовой Н.В. действиями, Распоряжениями и разрешениями Администрации, принятыми при предоставлении земельного участка В.А. и ООО «Союз». Помимо этого Титовой Н.В. пропущен срок для оспаривания решений Администрации г. Ачинска, в силу ст. 256 ГПК РФ, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Титовой Н.В. следует отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о слушании дела (л.д. 178, 181 т.2), в суд не явился. В имеющихся заявлениях, в отзыве представитель Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Я.В. Серватинский, действующий по доверенности от 24.03.2014 г., дело просил рассмотреть в их отсутствие, указав, что Служба является органом, осуществляющим контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, не наделена полномочиями по проверке соблюдения этими органами земельного законодательства. В рамках компетенции Службой были проведены внеплановые мероприятия по проверке при выдаче разрешения на строительство от 11.09.2014 г., по результатам проверки Администрации г. Ачинска выдано Предписание от 08.10.2014 г. об отмене разрешения на строительство от 11.09.2014 г., распоряжением Администрации от 18.11.2014 г. разрешение отменено, составлен акт проверки исполнения предписания (л.д. 40-43, 74-76, 80 т.2).

Третье лицо В.А., уведомленный о слушании дела судебной повесткой через представителя, в суд не явился, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя (л.д. 83 т.2).

Представитель третьих лиц ООО «Союз», В.А. Лычковская Н.П., действующая на основании доверенностей от 10.06.2014 г. и 17.12.2014 г. соответственно (л.д.34 т.1, 84 т.2), против исковых требований Титовой Н.В. возражала, представив письменные возражения (л.д. 57-60 т.2), подтвердив изложенные представителем ответчика Администрации г. Ачинска возражения и доводы по исковым требованиям.

Выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Титовой Н.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Согласно ст.28 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 5 данной статьи определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Как установлено по делу, Титова Н.В. является собственником жилого помещения квартиры, в доме 12, мкр. 3 г. Ачинска на основании договора купли-продажи от 24.03.2000 г., ее право собственности зарегистрировано 25.04.2000 г. (л.д.12 т,1).

Согласно сведениям публичной кадастровой карты мкр. 3 г. Ачинска, многоквартирный жилой дом №12 расположен в ряду многоквартирных жилых домов, в том числе, рядом с жилым домом №11, между ними имеется земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122001:61 для использования территории благоустройства жилых домов №11 и №12 (л.д.8 т.1). У каждого многоквартирного жилого дома сформирован земельный участок дома, в том числе, у дома №12 за кадастровым номером 24:43:0122001:62, что подтверждается выкопировкой из карты мкр 3, г. Ачинска (л.д. 9, 165 т.1).

Из материалов дела следует, что 14.01.2013 г. В.А. обратился к Главе Администрации г. Ачинска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 400 кв.м. для строительства нежилого здания офисного назначения в г. Ачинске, мкр.3, между жилыми домами 11 и 12 с северной стороны, зарегистрированное 15.01.2013 г. за №05-07/0050 (л.д.10 т.2).

08 февраля 2013 г. на заседании архитектурно-планировочной комиссии при Администрации г. Ачинска данное заявление рассмотрено и принято решение о согласовании В.А. представления земельного участка в аренду площадью 400 кв.м. для строительства нежилого здания офисного назначения в г. Ачинске, мкр.3, между жилыми домами №11 и №12, при условии предоставления согласования с МУП «АКС», опубликовании информации в СМИ. Рекомендовано КУМИ прекратить обязательства по договорам аренды частей земельного участка 24:43:0122001:61, для размещения временных торговых объектов («Овощи-фрукты, «Лиго-пресс»)(л.д.35 т.1).

Распоряжением Администрации г. Ачинска от 11.03.2013 г. №0715-р протокол АПК №2 от 08.02.2013 г. утвержден.

В СМИ «Ачинская газета «Официально» от 20 марта 2013 г. за №12 опубликовано сообщение Администрации г. Ачинска, в котором доводится до сведения граждан информация о предоставлении на праве аренды указанного земельного участка, предложения, заявления, возражения принимаются в течение 30 дней со дня опубликования (л.д.36 т.1).

04 июля 2013 г. консультантом – главным архитектором г. Ачинска оформлена справка, где отражено, что АПК 08.02.2013 г. согласовала предоставление земельного участка для строительства нежилого здания офисного назначения площадью 400 кв.м. между жилыми домами №11 и №12 в мкр. 3 г. Ачинска при условии опубликования в СМИ. После опубликования информационного сообщения поступило пять дополнительных заявлений от А.А. 02.04.2013 г., от Е.В. 02.04.2013 г., от А.Ю. 01.04.2013 г., от К.А. 08.04.2013 г., от С.М. 23.04.2013 г., которые впоследствии 02.07.2013 г. подали заявления об отказе от спорного земельного участка, данный участок согласован первоначальному заявителю В.А. (л.д.37 т.1).

15 июля 2013 г. комиссией Администрации г. Ачинска составлен Акт выбора и обследования земельного участка под строительство нежилого здания офисного назначения с заключением комиссии, что земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 3, между жилыми домами №11 и №12, площадью 400 кв.м. по санитарным и пожарным основаниям пригоден для размещения нежилого здания офисного назначения, необходимые мероприятия по удовлетворению санитарных, пожарных и других требований: согласно СП 42.13330.2011., с приложением выкопировки М 1:1000, заверенный членами комиссии: главным архитектором города, председателем КУМИ, муниципальным инспектором, начальником управления ЖКХ Администрации г. Ачинска (л.д.39 т.1).

30 июля 2013 г. Главе Администрации г. Ачинска В.А. подано заявление о согласовании места под строительство нежилого здания, об утверждении акта выбора земельного участка, зарегистрированное 31.07.2013 г. за №05-07\2015 (л.д.9 т.2).

Распоряжением Администрации г. Ачинска от 25.11.2013 г. №5410-р В.А. предварительно согласовано место размещения нежилого здании офисного назначения по указанному адресу, утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 15.07.2013 г. (л.д.38 т.1).

10 декабря 2013 г. Распоряжением Администрации г. Ачинска №5583-р на основании заявления В.А. о разделе земельного участка, Распоряжения Администрации от 25.11.2013 г., признан утратившим силу пункт 1 Распоряжения Главы г. Ачинска от 15.10.2003 г. «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Плакат»; разделен земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122001:61 общей площадью 2369 кв.м. на два самостоятельных участка с номерами 24:43:0122001:61:3У1, площадью 400 кв.м., 24:43:0122001:61:3У2, площадью 1969 кв.м.; изменено разрешенное использование вновь образуемым земельным участкам: для участка с номером 24:43:0122001:61:3У1, площадью 400 кв.м. с «для использования территории благоустройства жилых домов №11, №12» на «для строительства здания офисного назначения», для участка с номером 24:43:0122001:61:3У2, площадью 1969 кв.м. с «для использования территории благоустройства жилых домов №11, №12» на «для благоустройства территории многоэтажных жилых домов» (л.д.40 т.1).

Распоряжением Администрации г. Ачинска от 15.01.2014 г. №79-р на основании заявления В.А. и Распоряжения Администрации г. Ачинска от 25.11.2013 г. предоставлен из земель населенных пунктов В.А. в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122001:61:2264, площадью 400 кв.м., расположенный между жилыми домами №11 и №12 мкр.3 г. Ачинска для строительства нежилого здания офисного назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. В.А. рекомендовано получить договор аренды, произвести государственную регистрацию договора аренды, оформить разрешение на строительство, после окончания строительства объект сдать в эксплуатацию в установленном порядке (л.д.41 т.1).

27 января 2014 г. между КУМИ Администрации г. Ачинска и В.А. заключен договор аренды сроком по 14.01.2017 г., арендатор В.А. принял по акту в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122001:61:2264, площадью 400 кв.м. для строительства нежилого здания офисного назначения, 05.02.2014 г. произведена регистрация ограничения (обременения) права в виде аренды земельного участка с разрешенным использованием: для строительства нежилого здания офисного назначения (л.д.42-44, т.1).

20 февраля 2014 г. между В.А. и ООО «Союз» заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2014 г., по которому права и обязанности по указанному договору аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122001:61:2264, площадью 400 кв.м. переданы новому арендатору ООО «Союз», 05.03.2014 г. произведена государственная регистрация соглашения от 20.02.2014 г. (л.д.6 т.1).

На основании заявления ООО «Союз» от 27.02.2014 г., Распоряжением Администрации г. Ачинска о т 04.04.2014 г. №1122-р утвержден градостроительный план №RU 24301000-654 земельного участка с кадастровым номером 24:43:0122001:61:2264, площадью 400 кв.м., в приложенном Градостроительном плане земельного участка определено местонахождение земельного участка, описание его границ, описание проектируемого объекта на земельном участке, внесена информация о разрешенном использовании земельного участка в условно разрешенном виде использования земельного участка : для строительства нежилого здания офисного назначения, приведен строительный план земельного участка и линий градостроительного регулирования с каталогом координат (л.д. 28, 28, 30-32).

08 августа 2014 г. ООО «Союз» подано заявление Главе Администрации г. Ачинска о выдаче разрешения на строительство на предоставленном в аренду земельном участке, в котором указано, что проектная документация разработана ООО «Елена», финансирование за счет собственных средств, подрядные работы будут производиться ООО «Адепт-Строй», с приложением необходимых документов (л.д.28 т.1).

08.08.2014 г. Администрацией г. Ачинска ООО «Союз» выдано разрешение на строительство №RU 24301000-86, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, нежилого здания торгово-офисного назначения по проекту ООО «Елена» на земельном участке, сроком до 08 августа 2015 г. (л.д.7 т.1), однако из-за неправильного указания объекта строительства, по заявлению ООО «Союз» от 09.09.2014 г. (л.д.33 т.1), Администрацией г. Ачинска выдано новое разрешение на строительство №RU 24301000-86 от 11.09.2014 г. с указанием объекта строительства - нежилое здание офисного назначения (л.д.153 т.1).

В связи со строительством нежилого здания, также ООО «Союз» обращалось к Главе Администрации г. Ачинска с заявлением от 18.08.2014 г. о выдаче разрешения на снос деревьев в количестве 11 единиц породы тополь на арендованном земельном участке (л.д.7 т.2).

Комиссией Администрации г. Ачинска 20.08.2014 г. при проведении и составлении акта проведения таксационных работ по сносу зеленых насаждений установлено, что на земельном участке, предназначенном для строительства нежилого здания на основании разрешения на строительство произрастают деревья породы тополь 11 ед., комиссия пришла к выводу, что снос деревьев возможен, только после оплаты восстановительной стоимости на воспроизводство (посадку) зеленых насаждений, на долговременный уход за ними, возмещение экологического ущерба. При этом перед началом сноса необходимо произвести компенсационное озеленение с высадкой крупномерных деревьев взамен сносимых, в количестве в два раза, превышающих количество сносимых, ухаживать за высаженными деревьями в течение 1 года, после сноса и окончания строительства произвести благоустройство прилегающей территории. Решение, принятое комиссией считается действительным при наличии всех подписей членов комиссии и выдачи разрешения Главой Администрации г. Ачинска (л.д.19-20 т.2). Этим же числом, комиссией произведен расчет стоимости зеленых насаждений в сумме 97308 руб. (л.д.21 т.2), с данной суммой согласился руководитель ООО «Союз», платежным поручением от 21.08. 2014 г. обществом стоимость внесена на счет Администрации г. Ачинска (л.д.18 т.2).

На основании этих данных Главой Администрации г. Ачинска выдано Разрешение ООО «Союз» на снос зеленых насаждений сроком на 6 месяцев (л.д.22 т.2).

Актом от 22.09.2014 г. комиссии Администрации г. Ачинска подтверждено проведение ООО «Союз» таксационных работ по сносу зеленых насаждений и проведении работ по компенсационной посадке деревьев (л.д.15-16, 17 т.2).

В октябре 2014 г. по обращению Титовой Н.В. о несогласии с выделением земельного участка между жилыми домами 11 и 12 мкр. 3 г. Ачинска Службой по контролю в области градостроительной деятельности дан ответ, что этим органом осуществляется контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, прав на проверку соблюдения законодательства в отношении земельных отношений у Службы не имеется, при этом указано, что ранее по обращению другого жильца дома проведена проверка, Администрации г. Ачинска выдано предписание с требованием отменить выданное разрешение на строительство нежилого здания между жилыми домами №11 и №12 в мкр. 3 (л.д.5).

Так из предписания №77 от 08.10.2014 г. Службы по контролю в области градостроительной деятельности следует, что при проведении проверки установлено, что разрешение на строительство №RU 24301000-86 от 11.09.2014 г. выдано Администрацией г. Ачинска при несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, что является нарушением ст.ст. 37, 39, 48, 51 Градостроительного кодекса, в связи с чем, обязана Администрация г. Ачинска отменить разрешение на строительство в срок до 22.12.2014 г. (л.д.6 т.2).

Данное предписание исполнено органом местного самоуправления, Распоряжением Администрации г. Ачинска от 18.11.2014 г. №4301-р отменено указанное разрешение на строительство, о чем сообщено ООО «Союз», также Распоряжением от 26.11.2014 г. отменено Распоряжение Администрации г. Ачинска от 04.04.2014 г. №1122-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» (л.д.44-, 46, 49 т.2).

Из пояснений представителя ответчика и свидетеля О.И. следует, что при рассмотрении предписания Службы по контролю в области градостроительной деятельности было установлено, что в утвержденном Распоряжением Администрации г. Ачинска от 04.04.2014 г. градостроительном плане спорного земельного участка ошибочно в нарушение Правил землепользования и застройки на территории г. Ачинска было указано на условно разрешенный вид использования земельного участка - для строительства нежилого здания офисного назначения, хотя по указанным Правилам такого вида разрешенного использования не имелось, поэтому было опротестовано, выданное на основании данного градостроительного плана разрешение на строительство. При установлении ошибки Администрацией г. Ачинска были изданы Распоряжения об отмене Распоряжения об утверждении градостроительного плана и разрешения на строительство, выданное ООО «Союз». В настоящее время из-за судебного спора, новые распоряжение и разрешение на издавались.

При этом, представителем ответчика Администрации г. Ачинска заявлено о пропуске Титовой Н.В. срока для обращения в суд с требованием о признании действий и актов Администрации незаконными, поскольку Титова Н.В. после опубликования информационного сообщения в марте 2013 г. имела возможность получать информацию по спорному земельному участку, данный довод суд полагает необоснованным по следующим основаниям.

Статьей 256 ГПК РФ определено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При рассмотрении дела судом установлено, что о нарушении прав Титовой Н.В. стало известно в августе – сентябре 2014 г. в момент, когда на спорном земельном участке начались действия по расчистке участка и сносу деревьев, что не отрицалось представителем ООО «Союз», в связи с чем, суд считает, что срок для обращения в суд истцом не пропущен и оснований для отказа в удовлетворении исковых требований по пропуску срока нет.

Вместе с тем, оценивая доводы истца и ее представителя о незаконности действий, распоряжений и разрешений, совершенных и изданных Администрацией г. Ачинска в процессе представления спорного земельного участка В.А., ООО «Союз» в связи не проведением общественных слушаний, суд считает их несостоятельными по следующим основаниям:

В силу п.п. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пунктом 3 указанной статьи определено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.п.5, 6, 8 ст. 31 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Из Устава города Ачинска следует, что для выявления мнения населения, обсуждения проектов правовых актов города по вопросам местного значения с участием жителей города городским Советом депутатов, Главой города могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития города, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

На момент принятия Администрацией г. Ачинска решения о предоставлении В.А. и ООО «Союз» спорного земельного участка действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Ачинского городского Совета депутатов от 24.11.2006 г. (л.д. 178-213 т.1). Решением от 30.05.2014 г. утверждены новые Правила землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки 2006 г. (далее Правила) регулировали отношения на всей территории города Ачинска в области градостроительного планирования, зонирования, застройки, землепользования, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения, определяли порядок регулирования отношений, права и обязанности должностных, юридических и физических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, роль зонирования, градостроительных регламентов и градостроительной документации в регулировании использования территории, земельных участков и иных объектов недвижимости в городе Ачинске.

В данных Правилах были даны основные понятия, а именно :

Виды разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости - использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством, а также сервитуты.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 3 Правил, граждане имеют право участвовать в принятии решений по вопросам землепользования и застройки в соответствии с действующим законодательством, а также согласно статье 28 настоящих Правил (при внесении изменений в Правила).

В силу ст.ст. 31, 34 Правил, на территориях города устанавливаются следующие виды территориальных зон, имеющих градостроительные регламенты, в том числе, жилые зоны;

При этом на основании ст. 35 Правил, жилая зона г. Ачинска разделена на подзоны: занятые многоэтажными многоквартирными жилыми домами (1.1.1.1); занятые коттеджной, усадебной застройкой (1.1.1.2).

Также п. 1.1.1.1. ст. 35 Правил установлен вид территориальной зоны - жилая зона, занятая многоэтажными многоквартирными жилыми домами. Ее назначение : Многоэтажная жилая зона предназначена для застройки многоквартирными жилыми домами средней и повышенной этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов), а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок.

Определены Регламенты, в том числе, в многоэтажных жилых зонах допускается размещение объектов культурно-бытового, социального и коммунального обслуживания периодического спроса отдельно стоящих, встроенных, пристроенных и в первых этажах жилых домов (поликлиники, магазины, кафе, закусочные, столовые, объекты бытового обслуживания, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без), больницы, госпитали общего типа, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты, рестораны, бары, автозаправочные станции, дома для престарелых, инженерно-технические и коммунальные объекты для обслуживания жилья, видеозалы, административные организации, офисы, конторы, издательства, гаражи и открытые стоянки);

- не допускается самовольное строительство погребов, овощехранилищ, самовольные рубки зеленых насаждений.

Таким образом, в Правилах землепользования и застройки 2006 г. были указаны только основные виды использования земельных участков, находящихся в жилой зоне, к которым было отнесено и размещение офисных зданий, в связи с чем, при принятии решения о частичном изменении разрешенного использования спорного участка, находящегося в жилой зоне (основной вид использования) мкр. 3 между жилыми домами №11 и №12 как «для использования территории благоустройства жилых домов 11 и 12» на «для строительства нежилого здания офисного назначения» Администрацией г. Ачинска не изменялся вид использования земельного участка с «основного» на «условно разрешенный». На данное обстоятельство было указано Службой по контролю в области градостроительной деятельности, поскольку в утвержденном Распоряжением Администрации г. Ачинска Градостроительном плане было указано ошибочно на условно разрешенный вид использования земельного участка – для строительства нежилого здания офисного назначения, что не соответствовало Правилам и явилось основанием для отмены Распоряжения об утверждении градостроительного плана и соответственно Разрешения на строительство, выданного ООО «Союз».

В связи с чем, исходя из требований градостроительного законодательства, Устава г. Ачинска, указанных Правил, предусматривающих предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования с обсуждением на публичных слушаниях, суд полагает, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для проведения публичных слушаний при решении вопроса об изменении разрешенного использования спорного земельного участка. При этом судом учитывается, что иным способом свою заинтересованность в использовании спорного земельного участка истец и другие собственники многоквартирного жилого дома №12 мкр 3 г. Ачинска не проявляли, в Администрацию г. Ачинска за его предоставлением не обращались.

Также судом не усматривается нарушения прав истца при проведении Администрацией г. Ачинска процедуры информирования населения о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства нежилого здания, поскольку в средстве массовой информации «Ачинская газета» в приложении «Официально» подлежат опубликованию необходимые информационные сообщения Администрации г. Ачинска, в том числе опубликовано 20.03.2013 г. за №12 сообщение о предоставлении на праве аренды земельного участка между жилыми домами №11 и №12 мкр. 3 г. Ачинска, предложено подать предложения, заявления, возражения в течение 30 дней со дня опубликования (л.д.36 т.1).

По договорам, заключенным между Администрацией г. Ачинска и МУП «Медиа-Холдинг «Ачинские информационные ресурсы» от 01.01.2013 г., от 31.12.2013 г., МУП «Медиа-Холдинг «Ачинские информационные ресурсы» приняло на себя обязательства по официальному опубликованию муниципальных правовых актов, обсуждению проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации в периодическом издании «Ачинская газета» приложение «Официально» (л.д.51-54, 56, 151-163 т.2), на данное периодическое издание населением может быть оформлена подписка с приложениями, в том числе с приложением «Официально».

По сообщению МУП «Медиа-Холдинг «Ачинские информационные ресурсы» от 24.11.2014 г., приложение «Официально» к изданию «Ачинская газета» не является самостоятельным, не проходило регистрацию в Роскомнадзоре, не имеет статуса самостоятельного СМИ, является приложением к газете «Ачинская газета» и выходит в соответствии с тиражом, заявленным для основного номера, в среднем тираж составляет 5000 – 5500 экз., реализуемый подписчикам и в розничной сети. По адресу Титовой Н.В. подписчиков данной газеты нет (л.д.55 т.2).

В связи с чем, суд считает, что Титова Н.В. в марте 2013 г. имела возможность ознакомиться с указанным информационным сообщением.

Кроме этого, суд полагает необоснованными доводы истца и ее представителя о нарушении прав Титовой Н.В. на благоприятную среду проживания.

Так, из представленных в материалы дела разработанных для строительства нежилого здания проектов и расчетов, полученных заключений и согласований следует, что нежилое здание не ухудшит инсоляцию существующих зданий, в том числе жилых домов 11 и 12 мкр. 3 г. Ачинска и детской площадки, соответствует требованиям СанПиН 2.2.1\2.1.1.1076-01 (л.д.49-50 т.1), в проектной документации разработаны мероприятия по соблюдению требований норм и правил, в том числе по охране окружающей среды (л.д.64-137 т.1). Помимо этого, снос, находящихся на предоставленном для строительства земельном участке, зеленых насаждений произведен частично арендатором на основании надлежащим образом оформленных разрешения и актов комиссии Администрации г. Ачинска за плату, с компенсационной высадкой деревьев.

Также является несостоятельным дополнительно заявленное основание для признания действий и актов Администрации г. Ачинска незаконными нахождение спорного земельного участка в непосредственной близости к тепловым сетям, задействованным в подаче воды на жилой дом №12 мкр. 3 г. Ачинска (л.д.88 т.2), исходя из охранной зоны, установленной Типовыми правилами, поскольку при решении вопроса о возможности размещения на земельном участке нежилого здания ООО «Союз» было получено согласование МУП «Ачинские коммунальные системы» на стадии проектирования объекта, где было рекомендовано проектировать здание с учетом охранной зоны сетей (л.д.166 т.2), что и было учтено в проектах ООО «Елена». Проект отопления, водоснабжения и канализации нежилого здания выполнен на основании задания заказчика, требований технических условий, выданных ООО «Теплосеть», отопление принято централизованное, холодное и горячее водоснабжение с подключением к сетям ООО «Теплосеть» (л.д.117-133 т.1).

Вместе с тем, из требований законодательства, следует, что к существенным нарушениям строительных норм и правил могут быть отнесены такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц. Однако в данном случае на таковые обстоятельства истец и ее представитель не ссылаются, иных существенных нарушений прав Титовой Н.В. при размещении на спорном земельном участке нежилого здания офисного назначения не установлено.

Таким образом, судом при рассмотрении дела не установлено нарушение Администрацией г. Ачинска порядка предоставления земельного участка в аренду для строительства нежилого здания, совершение данным органом незаконных действий, принятие незаконных актов, и в связи с этим не допущено нарушение прав истца, поэтому, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Титовой Н.В. отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Титовой НВ к Администрации г. Ачинска о признании незаконными действий по выделению земельного участка под строительство нежилого здания офисного назначения, признании незаконными Распоряжения от 25 ноября 2013 г. №5410-р, Распоряжения от 10 декабря 2013 г. №5583-р, Распоряжения от 15 января 2014 г. №79-р, Распоряжения от 04 апреля 2014 г. №1122-р, Разрешения от 11 сентября 2014 г., Разрешения к акту от 20 августа 2014 г. №107, устранении нарушений прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признании земельного участка территорией благоустройства.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко

2-9/2015 (2-3789/2014;) ~ М-3789/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Титова Наталья Викторовна
Ответчики
Администрация г.Ачинска
ООО "Союз"
Другие
Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края
Худоренко Владимир Александрович
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
01.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2014Передача материалов судье
01.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2014Подготовка дела (собеседование)
26.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2014Судебное заседание
13.11.2014Судебное заседание
13.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2014Подготовка дела (собеседование)
01.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2014Судебное заседание
18.12.2014Судебное заседание
18.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2014Подготовка дела (собеседование)
18.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2015Дело оформлено
03.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее