Решение по делу № 2-186/2013 (2-2480/2012;) ~ М-2631/2012 от 11.12.2012

№ 2-186/2013

(№2-2480/12)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 7 февраля 2013 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Коноваловой Е.В.,

с участием:

процессуального истца - прокурора Щекалева П.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «город Воткинск» УР Медведевой И.Е., действующей на основании доверенности от <дата>№***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «город Воткинск» о возложении обязанности по обустройству тротуаров в срок до <дата>,

установил:

Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «город Воткинск» об обязании в срок до <дата> года обустроить тротуары в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по <*****>; по <*****>; по <*****>. Мотивирует тем, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проведённой проверки установлено, что на улично-дорожной сети г.Воткинска отсутствуют тротуары. Так, в соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от <дата> года в нарушение пункта 4.5.1.1. Национального стандарта РФ (ГОСТ Р 52766-2007) «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства, общего пользования»: по <*****>, по <*****>; по <*****>, отсутствует тротуар.

Требования ГОСТ Р 52766-2007 являются обязательными в силу части 1 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан. Таким образом, на улично-дорожной сети г. Воткинска необходимо обустройство тротуаров.

Отсутствие тротуаров на улицах г. Воткинска нарушает права и законные интересы неопределённого круг лиц (пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку отсутствие тротуаров может привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.

Исходя из изложенного, учитывая, что указанные нарушения улично-дорожной сети находятся в границах МО «город Воткинск» соответственно они должны быть устранены органом местного самоуправления - Администрацией МО «город Воткинск». На сновании изложенного, руководствуясь статьями 2, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», статьей 45 ГПК Российской Федерации, истец просит суд: обязать Администрацию МО «город Воткинск» в срок до <дата> года обустроить тротуары в соответствии с СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по <*****>; по <дата>.; по <*****>.

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Щекалев П.А. заявленные требования поддержал, по мотивам, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО «г. Воткинск» Медведева И.Е., заявленные требования фактически признала.

Специалист ДН ОГИБДД ММО МВД России «Воткинский» П.., в судебном заседании пояснил, что спорные участки дорог, указанные в иске относятся к муниципальной собственности, дорожное покрытие данных участков относится к 4 категории дорог. Если рядом с прилегающим дорожным покрытием находится организация с массовым скоплением народа (больницы, детские сады и т.д.), то необходимо оборудовать пешеходные тротуары на данных участках дороги. По <*****> находится детский сад; по ул. <*****>, а по ул<*****>.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста ДН ОГИБДД ММО МВД России «Воткинский» ФИО2., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что по <*****>, по ул<*****>; по ул. 1905 года от ул. 1 Мая до школы №7 г. Воткинска, отсутствует тротуар, в нарушение пункта 4.5.1.1. Национального стандарта РФ (ГОСТ Р 52766-2007) «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства, общего пользования», что подтверждается актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 4 декабря 2012 года и фототаблицей к актам осмотра (л.д. 4-9).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Кроме того, представитель Администрации г. Воткинска в судебном заседании фактически признала заявленные требования.

В статье 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее– Закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона №131-ФЗ, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Устава муниципального образования «город Воткинск» от 9 июня 2005 года (в ред. от 7 декабря 2011 года), к вопросам местного значения МО (городского округа) «г. Воткинск» относятся наряду с другими вопросами дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1-3 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №257-ФЗ), законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закон №257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона №257-ФЗ, элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Согласно пункту 12 Закона №257-ФЗ, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 13 пункта 6 Закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: среди прочего и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года) (далее Закон №196-ФЗ), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 2 Закона №196-ФЗ, дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В силу статьи 12 Закона №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с пунктом 3.14 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация. ГОСТ Р 52765-2007», тротуар: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.

Исходя из пункта 4.3 ГОСТ Р52765-2007 средствами организации движения пешеходов и велосипедистов являются тротуары и пешеходные дорожки.

Согласно пункту 11.2.3 «Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», введенных в действие и рекомендованных к применению с 1 июля 2002 распоряжением Минтранса РФ от 24 июня 2002 N ОС-557-р, в населенных пунктах городского типа тротуары следует устраивать в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что указанные спорные участки дорог относятся к 4 категории, поэтому обустройство тротуаров не обязательно, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям пунктов 4.5.1.1., 4.5.1.2., 4.5.1.3. ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст - тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Как следует из ГОСТа Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2005 года N 296-ст - автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: - количества и ширины полос движения; - наличия центральной разделительной полосы; - типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; - условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Из пункта 2.9. «МДС 30-2.2008. Рекомендации по модернизации транспортной системы городов», неотъемлемой функцией улиц, кроме транспортного предназначения, является массовое пешеходное движение, вызываемое размещением на них жилых зданий, общественных и производственных объектов. Для этой категории путей сообщения актуально обеспечение удобств и безопасности движения пешеходов.

В соответствии с примечаниями 1, 7 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820), ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50 - 75; магистральных улиц - 40 - 80; улиц и дорог местного значения - 15 - 25. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.

Согласно требованиям таблицы 8 СНиП 02.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на улицах и дорогах местного значения в жилой зоне должен быть предусмотрен тротуар.

В судебном заседании установлено, что спорные участки дороги: по <*****>, по <*****>; по ул. 1905 года от ул. 1 Мая до школы №7 г. Воткинска, относятся к дорогам 4 категории.

Однако суд приходит к выводу о том, что поскольку на данных улицах, рядом с указанными участками дороги расположены общеобразовательные школы №7 и №6, детское дошкольное учреждение (детский сад №1) и лечебное учреждение Городская больница №2 г. Воткинска со стационаром, в связи с чем, на данных участках дороги усматривается интенсивное массовое пешеходное движение.

Таким образом, суд считает, что безопасное и комфортное движение пешеходов, включая передвижения физически ослабленных лиц, детей, инвалидов, должно обеспечиваться устройством удобных по направлениям и размещению бестранспортных зон в виде системы, пешеходных улиц, тротуаров, аллей и дорожек, организованных по изолированным от транспорта пространствам.

В связи с указанными обстоятельствами требования прокурора обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.

Несоответствие спорных участков дороги действующим техническим нормам и стандартам кроме актов выявленных недостатков, подтверждается фототаблицей и показаниями специалиста ДН ОГИБДД ММО МВД России «Воткинский» ФИО3.

Согласно «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, требования Государственного стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. (ГОСТ Р 52765-2007)», являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.

Исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что эксплуатация и техническое состояние участков дорог по <*****>; по <*****>; по <*****>, не отвечают обязательным требованиям вышеуказанного Государственного стандарта. Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что непринятие мер по приведению дорог местного значения в надлежащее состояние может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный круг лиц.

При таких обстоятельствах требование прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Анализируя довод представителя Администрации г. Воткинска об отсутствии денежных средств в бюджете, суд считает, что отсутствие достаточных денежных средств в бюджете Администрации не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа, что предусмотрено не только Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и Уставом города Воткинска.

При определении срока, в течение которого Администрация города Воткинска должна обустроить тротуары, учитывая особенность данного требования, возможность возникновения тяжких последствий, суд полагает возможным установить срок указанный прокурором и полагает его разумным и обоснованным.

В связи с изложенным, заявленные требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «город Воткинск» о возложении обязанности по обустройству тротуаров удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «город Воткинск» Удмуртской Республики обустроить тротуары в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по <*****> по <*****>; по ул. 1905 года от ул. 1 Мая до школы №7 г. Воткинска Удмуртской Республики в срок до 1 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

В указанный срок на решение прокурором может быть принесено апелляционное представление.

Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова

Мотивированное решение составлено <дата> года.

2-186/2013 (2-2480/2012;) ~ М-2631/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воткинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Воткинск"
Суд
Воткинский районный суд
Судья
Багаутдинова Гульнара Ришатовна
11.12.2012[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2012[И] Передача материалов судье
14.12.2012[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2012[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.01.2013[И] Предварительное судебное заседание
07.02.2013[И] Судебное заседание
12.02.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2013[И] Дело оформлено
18.03.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее