№ 2-2077/2013
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
22 мая 2013 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием заявителя Трофимовой О.А. – Трофимова А.Ю., действующего по письменному заявлению от 17 мая 2013 года,
представителя Управления социальной защиты населения Администрации г.Ачинска – Алмосовой А.В., действующей по доверенности от 23 апреля 2013 года № 03-11 (л.д.32),
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению Трофимовой О.А. о признании незаконным отказа УСЗН администрации г.Ачинска Красноярского края в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Трофимова О.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа УСЗН администрации г.Ачинска Красноярского края в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию, мотивируя свои требования тем, что 30 января 2013 года она через многофункциональный центр подала заявление в Управление социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края о предоставлении жилищной субсидии по адресу проживания семьи: ….. 18 февраля 2013 года заявителем получен отказ Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данный отказ считает незаконным, поскольку были представлены все документы в полном объеме согласно положению Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (л.д.3).
Заявитель Трофимова О.А., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела (л.д.63), в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.29).
В судебном заседании представитель заявителя Трофимовой О.А. – Трофимов А.Ю. заявленные требования поддержал по аналогичным основаниям, кроме того, пояснил, что квартира по адресу: … ранее принадлежала ему на праве собственности, затем он подарил ее своей матери ФИО4. Сейчас он вместе с заявителем Трофимовой О.А. и двумя несовершеннолетними детьми проживает в указанном жилом помещении на основании договора аренды. Договор аренды в регистрационной палате не зарегистрирован, так как заключен на срок менее года, и не подлежит регистрации. Заявитель Трофимова О.А. не работает, занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, поскольку связанные с работой расходы на одежду и прочее превышают размер заработной платы. Доходы по его месту работы отсутствуют, их семья в течение шести месяцев жила на ранее полученные доходы от коммерческой деятельности, имеются сбережения, которые используются на проживание и оплату коммунальных услуг. Иных доходов не имеется. Его мать ФИО4, являясь членом семьи, также оказывает семье материальную помощь, берет детей на выходные, обеспечивая их едой и игрушками. В данном периоде за 6 месяцев такая материальная помощь ею не оказывалась, потому сведения о ее доходах не представлялись в Управление социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края. В настоящее время семья является нуждающейся, находится в затруднительном материальном положении, поскольку имеющиеся сбережения уже заканчиваются. Также высказал возражения относительно применения УСЗН Администрации г.Ачинска при решении вопроса о предоставлении субсидии Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», поскольку данный документ возвращен без рассмотрения Письмом Минюста РФ от 21 июня 2006 года № 01/5204-ЕЗ, статус указанного документа временно не определен до установления причины возвращения без рассмотрения.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края Алмосова А.В. против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому 30 января 2013 года Трофимова О.А. обратилась в многофункциональный центр с заявлением и комплектом документов о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на арендуемое жилое помещение, расположенное по адресу: …, согласно договора аренды от 01 августа 2012 года. В пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» содержится перечень лиц, имеющих право на получение субсидии, арендаторы жилых помещений таким правом не обладают. На основании комплекта документов, представленных Трофимовой О.А. размер дохода ее семьи за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления составляет 0 рублей, при этом уплаченная сумма жилищно-коммунальных услуг за тот же период составляет 36369,78 рублей. Трудоспособный гражданин, обращающийся за субсидией, должен состоять в трудовых отношениях, либо состоять на учете в службе занятости, согласно п. 50 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерством здравоохранения и социального развития от 26 мая 2006 года № 58/403 «По применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», либо необходимо представить доказательства нуждаемости. Такие требования, связаны с тем, что субсидия – это один из видов государственной помощи малоимущим гражданам, которые в силу объективных причин не могут улучшить свое материальное положение. В случае отсутствия в комплекте документов трудоспособного гражданина документально подтверждающих сведений о доходе, представленный комплект документов считается не полным. Согласно п. 14 Правил предоставление неполного комплекта документов является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В связи с чем, считает отказ в назначении Трофимовой О.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг правомерным и обоснованным (л.д.30-31).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что 30 января 2013 года Трофимова О.А. обратилась в многофункциональный центр с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на арендуемое жилое помещение, расположенное по адресу: …. (л.д.4, л.д.5).
К данному заявлению Трофимовой О.А. были приложены документы, согласно которых указанное жилое помещение находится в собственности ФИО4 на основании договора дарения от 11 мая 2012 года, заключенного с Трофимовым А.Ю. (л.д.18). Заявитель Трофимова О.А. пользуется квартирой на основании договора аренды от 01 августа 2012 года (л.д.16-17). Согласно п.3.2 договора аренды, арендная плата равна сумме оплаченных арендатором услуг ЖКХ и электроэнергии, считается оплаченной надлежащим образом и в полном объеме.
Согласно справке о регистрации в жилом помещении по адресу: …зарегистрированы Трофимова О.А., ФИО6, ФИО7 (л.д.20). Трофимов А.Ю. снят с регистрационного учета 06 декабря 2012 года по смене места жительства.
Также, из представленных документов следует, что Трофимова О.А. состоит в зарегистрированном браке с Трофимовым А.Ю. с 28 июня 1996 года (л.д.14). Имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО6, 12 января 2007 года и ФИО7 23 мая 2008 года (л.д.12, л.д. 13).
Как следует из записи, содержащейся в трудовой книжке заявителя Трофимовой О.А., приказом № от 16 сентября 2011 года, трудовой договор между ней и ООО «…..» расторгнут по инициативе работника (л.д.15). Далее сведения о приеме на работу отсутствуют. Также Трофимова О.А. представила заявление, согласно которому в период с июля 2012 года не имеет дохода, в качестве предпринимателя не зарегистрирована, доходов, вознаграждений, пособий за указанный период не получала (л.д.23).
Из справок о доходах за 2012 год, выданных директором ООО «….» и ООО «….» А.Ю. Трофимовым, Трофимов А.Ю. также не имеет доходов (л.д.24, л.д.25).
Помимо этого заявителем представлены сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за период с декабря 2009 года по январь 2013 года, согласно которым задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствует (л.д.21, 22).
На заявление Трофимовой О.А. от 30 января 2013 года о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, 12 февраля 2013 года УСЗН Администрации г. Ачинска было принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.6).
Данный отказ был мотивирован тем, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие доходы заявителя за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, учитываемые при решении вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также по тем основаниям, что согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», у арендаторов жилых помещений отсутствует право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 153 ч.2 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно ч.ч. 1,2,3, ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан субсидий с учетом доходов граждан наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края в соответствии с Законом Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения».
Постановлением главы города Ачинска Красноярского края от 04 июня 2009 года № 152-п «Об утверждении порядка перечисления на личные счета граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» УСЗН Администрации г. Ачинска уполномочено осуществлять государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.
При этом порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения выплаты субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются нормативно-правовыми актами РФ и Красноярского края.
В соответствии со ст. 11 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» № 13-2804 от 17 декабря 2004 года с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); иным гражданам - по решению комиссии. Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 и ч. 9 ст. 13 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что для получения субсидий граждане, указанные в подпунктах "а" - "г" статьи 11 настоящего Закона, представляют, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Как следует из положений ст. 1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» № 13-2804 от 17 декабря 2004 года (в ред. от 01.11.2012 года) субсидии - это средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Вместе с тем, заявитель при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представила собственное заявление, в котором указала, что каких-либо доходов во второй половине 2012 года не имела, а также справки по форме 2-НДФЛ, в которых указано, что ее супруг Трофимов А.Ю. имеет доход в размере 0 рублей. При этом задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги в квартире по адресу: ….не имеется, однако каких-либо документов, содержащих сведения о доходах, используемых для проживания семьей заявителя из четырех человек, из которых двое являются несовершеннолетними детьми, заявителем не представлено, что явно свидетельствует о неполноте представленных сведений о доходах.
Доводы представителя заявителя Трофимовой О.А. – ее супруга Трофимова А.Ю. о том, что семья проживала на имеющиеся сбережения, какими-либо доказательствами не подтверждены. Более того, данные доводы вызывают у суда сомнение, поскольку вступившим в законную силу решением Ачинского городского суда от 29 января 2013 года установлено, что ранее будучи собственником квартиры по адресу: …. Трофимов А.Ю. 09 декабря 2009 года, 07 декабря 2010 года и 15 ноября 2011 года обращался в УСЗН администрации города Ачинска и представлял сведения о доходах, размер которых свидетельствовал о том, что заявитель имеет право на получение субсидии.
Доводы представителя заявителя о том, что УСЗН Администрации г.Ачинска при решении вопроса о предоставлении субсидии неправомерно обосновывало отказ положениями Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», который возвращен без рассмотрения Письмом Минюста РФ от 21 июня 2006 года № 01/5204-ЕЗ, суд также не принимает, поскольку в оспариваемом отказе (л.д. 36) имеется ссылка только на Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761.
Доводы представителя заявителя о том, что УСЗН администрации г.Ачинска имеет право проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления запросов, в связи с чем возвращение документов без таковой проверки является незаконным, суд не принимает, поскольку подобная проверка является правом, а не обязанностью уполномоченного органа, тогда как именно на заявителя возложена обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидии.
В соответствии с п.14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14 декабря 23005 года № 761 заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что у арендаторов жилых помещений частного жилого фонда отсутствует право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также то обстоятельство, что при обращении в орган социальной защиты населения 30 января 2013 года заявителем Трофимовой О.А. не были представлены полные и достоверные сведения о доходах, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, суд полагает, отказ Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Трофимовой О.А. является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Трофимовой О.А. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения администрации г.Ачинска в предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности назначить субсидию согласно заявления от 30 января 2013 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с подачей апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.