ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3152/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 06 августа 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (далее ООО «Жилкомсервис», также общество) Храпова Василия Викторовича (далее Храпов В.В.) на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Тулы от 15 января 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 15 марта 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Жилкомсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда города Тулы от 15 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 15 марта 2021 года, ООО «Жилкомсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор общества ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явились обстоятельства, связанные с несоблюдением обществом законодательства, устанавливающего требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, выразившиеся в сбросе отходов от осуществляемой производственной деятельности на земельном участке в районе бывшей шахты № 33 в мкр. Северо-Задонск города Донской Тульской области.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства 02 декабря 2020 года в отношении ООО «Жилкомсервис» составлен протокол об административном правонарушении № 521/20, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксированы обстоятельства совершенного противоправного деяния, по результатам рассмотрения которого постановлением судьи общество привлечено к административной ответственности.
Факт несоблюдения юридическим лицом требований законодательства при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом судами учтено, что ООО «Жилкомсервис» является единственной организацией, выполняющей на основании контракта от 25 ноября 2019 года № 01663000070190000590001, заключенного с администрацией муниципального образования город Донской, работы по содержанию, благоустройству, обустройству улично-дорожной сети и искусственных сооружений на них на территории муниципального образования город Донской Тульской области.
Согласно предоставленным администрацией муниципального образования город Донской актам в период с 01 декабря 2019 года по 30 сентября 2020 года ООО «Жилкомсервис» выполнены работы по сбору мусора с дорожек и газонов, вырезке сухих ветвей на дереве, валке деревьев, уборке опавших листьев, очистке урн от мусора и т.п.
Мусор и смет уличный (код ФККО 7 31 200 01 72 4), мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (код ФККО 7 31 200 02 72 5), отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог (код ФККО 7 31 205 11 72 4), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 7 31 300 02 205) отнесены к категории отходов «отходы коммунальные» (код ФККО 7 30 000 00 00 0).
При этом на момент проведения административным органом проверки ООО «Жилкомсервис» договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися при выполнении работ по благоустройству и содержанию территории муниципального образования город Донской, не заключен, место размещения таких отходов не определено.
Изложенные обстоятельства в совокупности с выявленным 29 сентября 2020 года в ходе осмотра территории бывшей 33 шахты в мкр. Северо-Задонск город Донской Тульской области фактом въезда на данную территорию трактора с прицепом, загруженным ветками деревьев, принадлежащего ООО «Жилкомсервис»; наличием на данной территории большого количества порубочных остатков, обрезанных порослей деревьев и мешков, заполненных листвой, позволили административному органу и судебным инстанциям сделать вывод о несоблюдении юридическим лицом требований статей 11, 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ и статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ, за неисполнение которых оно обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, повторяют ранее заявленные доводы, сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО «Жилкомсервис» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Тулы от 15 января 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 15 марта 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Жилкомсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Жилкомсервис» Храпова В.В., – без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина